Статья:

Перспективы развития транспортной логистики в Архангельской области

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Реут Е.Н. Перспективы развития транспортной логистики в Архангельской области // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития транспортной логистики в Архангельской области

Реут Егор Николаевич
магистрант Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова РФ, г. Архангельск

 

Целью данного исследования является рассмотрение возможной перспективы развития транспортной логистики в Архангельской области.

А также рассматривается современное состояние транспортно-логистической системы Архангельской области, актуализируются главные проблемы транспортной инфраструктуры, в том числе свете негативного влияния международной  конъюнктуры.

Транспорт и связь в Архангельской области занимают одно из первых мест в формировании Валового регионального продукта. Архангельская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает вхождение области в ведущие транспортные коридоры мира, а также на рынок транзитных перевозок. Выгодное географическое положение оказали содействие развитию в Архангельской области практически всех видов транспорта. Транспортно-логистический комплекс представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 20 тысяч км автомобильных дорог общего пользования, более четырех крупных морских торговых порта (Архангельск, Онега, Мезень, Котлас), аэропорта (в г.Архангельск - "Талаги", "Васьково"), Протяженность эксплуатируемых водных путей - около 4000 км. А также развитая сеть железнодорожных путей, эксплуатационная длина которых составляет 1771 км [2].

В рамках развития транспортного судоходства разработаны новые проекты теплоходов типа «река-море». Развитие транспортной логистики на данном этапе интеграции Архангельской области в евразийское бизнес-пространство будет заключаться в содействие проектам укрупнения судовых партий, контейнеризации грузопотока через порты Архангельской области. Также эксперты подчеркивают необходимость максимальной переориентации на морской транспорт грузовых потоков, которые идут в Архангельск по автодорогам.

Помимо благоприятных факторов развития транспортно-логистической системы существуют и недостатки, которые тормозят развитие транспортной логистики, среди которых: износ основных фондов по всем видам транспорта, трудности с наличием эффективных каналов грузооборота и пассажирооборота с регионами России, осложнение экспортно-импортной деятельности области в связи с присоединением республики Крым и г.Севастополя в состав Российской Федерации.

Ряд нерешенных проблем можно отнести и к автодорожной логистической системе. Так, к примеру, проведенная диагностика Росавтодора в 2016 году всех дорог, общей протяженностью 20 тысяч км показала, что основным нормативным требованиям, соответствуют только 60% дорог. При этом дорог с усовершенствованным покрытием чуть более 25% [2].

Также на сегодняшний день, по оценке экспертов [1], в России в сфере железнодорожной транспортной системы сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с неадекватным ростом тарифов, устанавливаемых монополистом.

В целях организации работы по принципу одного окна проводится работа с архангельскими портами для реализации мультимодальных перевозок. Естественно, что для создания масштабных логистических продуктов в соответствии с запросами потребителей необходимо формировать широкую сеть терминалов, создавать парки вагонов и контейнеров.

Для того чтобы подчеркнуть важность развития архангельских портов приведем распределение товарооборота Архангельской области по странам-контрагентов за 2017 год (рис.1).

 

Рисунок 1. Распределение товарооборота Архангельской области по странам-контрагентам за 2017 год [4]

 

Лидирующие позиции в товарообороте Архангельской области занимают Нидерланды, Тринидад и Тобаго, Бельгия, Соединенное Королевство. Суммарный товарооборот с этими странами составил 57% от всего товарооборота области. И именно через порты архангельской области проходит основной товарооборот со странами-контрагентами.

Нельзя не сказать о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта. В целях реализации программы усиления пропускной способности железной дороги, разработан план, предусматривающий строительство второго главного пути на участке «Белкомура» с реконструкцией станций участка. Что позволит к 2025 году обеспечить размеры движения до двух сотен пар поездов в сутки. Стоимость реализации данной программы составит около 225 млрд. рублей.

В связи со сложившейся на данном этапе ситуацией в области, развитие логистики направлены на решение таких задач, как:

- уменьшение вероятности возникновения  рисков безопасности цепей поставок;

- усиление стабильности интегрированных цепей поставок;

- оптимизацию логистических затрат;

- повышение качества логистического сервиса.

Конечно, основной задачей развития транспортной логистики является снятие инфраструктурных ограничений в регионе. Помимо воплощения глобального проекта транспортного коридора через северный морской путь, существует ряд текущих мероприятия, таких как строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры. Запланированная программа включает бюджет более 400 млрд. рублей на ее реализацию [3].

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Главной проблемой сегодня остается вопрос, связанный с разработкой механизма снижения транспортных издержек. В качестве чего, целесообразным будет применение системного подхода к развитию транспортно-логистической системы региона. В процессе реализации стратегии развития транспортной логистики в Архангельске необходимо формирование комплексного мультимодального оператора, включающего пропускные мощности железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, а также системы управления, как самими перевозками, так и процессами технологического взаимодействия в транспортных узлах.

 

Список литературы:
1. Маликов О.Б. Анализ системы нормирования на железнодорожном транспорте с позиций логистики и клиентоориентированности / О.Б. Маликов, О.Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2017. – №2. – С. 187-199.
2. Министерство транспорта Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Минтранс Арх. обл.. – Электрон. дан. – [Архангельск] : Министерство транспорта Архангельской области, [2010]. – Режим доступа : http://www.transport29.ru/, свободный (дата обращения : 11.12.2017). – Загл. с экрана.
3. Об утверждении плана реализации государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 – 2020 годы)» [Текст]: постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 г., № 1429 // газета «Волна». – 2013. – 22 нояб.
4. Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / СЗТУ ФТС РФ – Электрон. дан. – [Санкт-Петербург] : Федеральная таможенная служба, [2004]. – Режим доступа : http://sztu.customs.ru/, свободный (дата обращения : 11.12.2017). – Загл. с экрана.