Статья:

Управление конкурентоспособностью коммерческого предприятия в условия глобальной турбулентности экономики

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Абгарян М.Н. Управление конкурентоспособностью коммерческого предприятия в условия глобальной турбулентности экономики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление конкурентоспособностью коммерческого предприятия в условия глобальной турбулентности экономики

Абгарян Мелине Норайровна
магистрант, Ивановский государственный университет, РФ, г. Иваново
Малкова Татьяна Борисовна
научный руководитель, д-р экон. наук проф., Ивановский государственный университет, РФ, г. Иваново

 

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филип Котлер.

В условиях рыночной экономике очень сложно добиться стабильности и успешного функционирования предприятия, если не планировать заранее его эффективное развитие, не собирать информацию о перспективах возможностях и изменениях, о состоянии целевых рынков, а также положении и успехах своих конкурентов. Кроме того, необходимо постоянно наращивать собственную конкурентоспособность, дабы находиться в одном временном промежутке с развитием рынка.

Конкурентоспособность предприятия можно понимать, как относительную характеристику выражающей отличия данной фирмы в части превосходства от аналогичных фирм в сфере удовлетворения потребности клиентов. С позиции менеджмента конкурентоспособность можно понимать, как преимущество в качестве управления предприятием.

Высокую конкурентоспособность означает удовлетворённости потребителей товарами и услугами данной фирмы и готовность повторно сотрудничать с ней. С позиции качества управления и репутации фирмы конкурентоспособность трактуется как отсутствия отрицательных качеств и в работе фирмы, отсутствие претензий со стороны общества, акционеров, партнёров, а также положительным имиджем и престижностью работы на данном предприятии, обусловленном высоким спросом на рынке труда.

В условиях глобальной турбулентности мировой экономики и экономики России конкурентоспособность каждой фирмы приобретает все больший вес среди всех факторов успешного развития предприятия. В особенности это стало актуально после введения антироссийских санкций.

В частности, при отсутствии качественного импортного товара, возникает необходимость создания новых и совершенствования существующих фирм в России для восстановления необходимого баланса товаров и услуг. Чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров, необходимы как количественные, так и качественные улучшения производства, а также совершенствование управления фирмой.

Конкурентоспособность предприятия как неоднозначное и многогранное понятие включает в свою категорию не только качественные и количественные, а также ценовые факторы продукции и обслуживания, Более того, она зависит и от уровня управления, сложившейся системы менеджмента, структуры управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. Кроме того, на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние структура и конъюнктура рынка, сложившиеся в данной сфере, а также давление конкуренции, которое фирма испытывает со стороны других предприятий.

В целом, понятие конкурентоспособности можно трактовать как сложный, комплексный процесс, который подразумевает умение предприятия осуществлять деятельность в условиях чисто рыночных отношений и получать при этом прибыль, которая будет эквивалентна не только плановым показателям эффективности деятельности, прописанным в стратегии и финансовом плане фирмы, но и составит конкуренцию ближайшим предприятиям.

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия подразумевает под собой комплексную систему менеджмента, которая охватывает все сферы деятельности фирмы.

Такая деятельность должна осуществляться не только менеджерами по развитию компании и высшим руководством предприятия, но и рядовыми руководителями, так как качество управления зависит от уровня организации управленческой цепи в компании, хорошей организации делегирования полномочий, командной работы и согласованности персонала. Прежде чем разрабатывать стратегию управления конкурентоспособностью в условиях кризиса, необходимо сформулировать систему конкурентных преимуществ предприятия. Эти преимущества можно объединить в следующие группы с позиции функциональной принадлежности:

·     структурные;

·     ресурсные;

·     технические;

·     управленческие;

·     рыночные;

·     преимущества эффективности.

В качестве основного индикатора конкурентоспособности можно использовать размер относительной доли рынка фирмы, а также имидж, известность фирмы, ее финансовую устойчивость, и, несомненно, – прибыльность и эффективность.

В качестве фундаментальных подходов к управлению конкурентоспособности можно выделить следующие аспекты.

1.  С позиции маркетинга в основе конкурентоспособности лежат параметры качества, сервиса, цены и послепродажного обслуживания, обеспечивающего преимущества изделия на рынке среди других предприятий и тем самым программируя его на успех.

2.  С позиции стратегического планирования в основе конкурентоспособности лежит моделирование показателей прибыльности и эффективности ещё на стадии проектирования товара.

3.  С позиции экономического планирования в фирме должен соблюдаться строгий баланс между возможностями фирмы, ее ресурсной обеспеченностью и плановыми показателями производства и объема продаж.

4.  С позиции менеджмента обеспечение конкурентоспособности заключается в грамотном соотношение норм ресурсов целей и способностей персонала, который в свою очередь должно находиться в безупречном балансе.

5.  С позиции бухгалтерского учета можно отметить строгое ведение отчетности, своевременное ее предоставление и следование всем нормам налогового и гражданского законодательства.

Кроме того, с учётом нарастающих кризисных явлений в современной экономике качества управления должно сочетаться гибкостью решений и адаптивностью системы менеджмента в быстро меняющихся условиях.

Более того, политика управления ресурсами финансовыми потоками не должна носить агрессивный характер, идеально присутствие диверсификации активов фирмы для нивелирования рисков.

Как правило, усилия менеджеров направляются на достижение следующих целей предприятия:

·     повышение качества производимой продукции;

·     снижение издержек производства и обслуживания;

·     повышение экономичности эргономичности и оперативности послепродажного обслуживания;

·     повышение качества и технологичности оборудования;

·     стимулирование маркетинговых усилий.

В условиях глобальной турбулентности экономики особую важность приобретает гибкий подход к управлению производством и реализации продукции на предприятии, а также обслуживанием маркетингом и работой с персоналом. Особенную актуальность приобретает адаптация фирмы в ситуации во время её изменения – так называемые agile-технологии. Этот подход заключается в разработке комплексной системы решений с учётом быстро меняющихся факторов и регулярная корректировка ситуации в соответствии с требованиями клиентов. Такой подход позволяет быстро ориентироваться в ситуации принимать многие изменения до того, как это сделают конкуренты.

Кроме того, в современном мире широкое развитие приобретают Интернет технологии и различные способы дистанционного обслуживания клиентов, электронный документооборот, совершенствуются технологии бухгалтерского учета, планирования и управления рисками фирмы. Такие факторы также нельзя упускать из виду, и одной из объективных причин, обеспечивающих высокое положение фирмы на рынке, является использование передовых технологий.

Таким образом, управление конкурентоспособностью предприятия в кризисной ситуации плавно перетекает в управление кризисной ситуацией для обеспечения конкурентоспособности фирмы.

 

Список литературы:
1. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 23–24. 
2. Улмер Р., Селлнау Т., Сиджер М. Эффективная кризисная коммуникация. Харьков, 2011. С. 43–45.
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М., 2000. С. 223.