Повышение эффективности экономической политики и внешнеторговой деятельности региона посредством совершенствования механизмов развития трудового потенциала (на примере Иркутской области)
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Повышение эффективности экономической политики и внешнеторговой деятельности региона посредством совершенствования механизмов развития трудового потенциала (на примере Иркутской области)
На современном этапе своего развития Российская Федерация сталкивается с множеством внешних угроз, начиная с введения финансово-экономических санкций и заканчивая политическим неприятием всех наших действий на международной арене. Ряд ученых и политических деятелей считают, что такое положение отрицательно сказывается на существовании и экономическом развитии нашей страны, однако, большая их часть, все-таки, склоняются к тому, что внешние угрозы и проблемы оказали абсолютно противоположный эффект, оказав положительное влияние. Безусловно, от введенных международных санкций российская экономика несет существенные убытки, но в целом, появился мощный стимул для восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства, фармацевтики и других жизненно важных отраслей внутри России посредством реализации политики импортозамещения, совершенствованием механизмов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), улучшением инвестиционного климата. В данных условиях возникает острая необходимость разработки способов повышения инвестиционной активности, механизмов реализации заявленной политики импортозамещения, методов государственной поддержки внешнеторговой деятельности, как со стороны федеральных властей, так и на региональном уровне. В настоящее время экономика России продолжает оставаться сырьевой, что обусловлено превалированием экспорта отечественного сырья и импорта промышленной продукции, тем самым снижается экономический суверенитет страны. Кроме этого, сырьевая направленность РФ не способствует проведению эффективной политики импортозамещения [1]. В регионах нашей страны имеется большой потенциал для проведения политики импортозамещения, а также для ведения эффективной внешнеэкономической деятельности. Эти аспекты на сегодняшний день являются наиболее актуальными для Российской Федерации.
Одним из перспективных регионов для проведения исследований по заявленной тематике является, Иркутская область, так как это индустриально развитый регион, входящий в Сибирский федеральный округ и занимающий 5 место по площади территории. Развитие промышленности в Иркутской области напрямую связано с территориальным положением региона, его богатыми лесными и водными ресурсами. Важное федеральное экономическое значение имеют: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли, так как субъект является одним из самых многолесных в России [4]. Одной из ведущих и связующих отраслей региона является электроэнергетика. Она сформировалась на базе гидроэнергии реки Ангары и углей Иркутского угленосного бассейна, поступающая в единую энергетическую систему ОАО «Иркутскэнерго», которая по мощности занимает первое место в стране и дает 7% от всей вырабатываемой энергии в России. Важнейшим направлением развития экономики области являются отрасли входящие в лесопромышленный комплекс, включающий организации лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Крупнейшие в стране лесные ресурсы эксплуатируются достаточно интенсивно. В области сложились три основных лесозаготовительных района: первый – вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на участке Иркутск-Тайшет (примерно 25% лесозаготовок области); второй – по железнодорожной линии Тайшет–Братск и Хребтовая–Усть-Илимск (60% лесозаготовок); третий – в зоне западного участка БАМа (15%). Наиболее крупными предприятиями деревоперерабатывающей промышленности является ОАО «Усть-Илимский ЛДЗ» (компания Илим), ООО «Илим Братск ЛДЗ», ООО «СП «Игирма-Тайрику» и др. Во многих населенных пунктах области имеются средние и малые предприятия, специализирующиеся на переработке древесины. Но ведущее место Иркутская область занимает по производству товарной целлюлозы, где является всероссийским лидером и которой в регионе производится 54,7%. Основной лесопромышленной компанией региона является Группа «Илим» (Усть-Илимский ЛДЗ, Братский ЛДЗ, Усть-Илимский ЛПК, ЦКК в Братске) [2]. Наличие этих ресурсов определяет направленность промышленности в области.
Таблица 1.
ВРП Иркутской области и объем отгруженной продукции по чистым видам экономической деятельности, млн. руб. [6]
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВРП |
546141,0 |
634561,4 |
737971,6 |
805197,5 |
907400,8 |
Добыча полезных ископаемых |
68817,4 |
129794,9 |
190587,2 |
213895,9 |
259575,0 |
Обрабатывающие производства |
272409,9 |
299405,9 |
310081,3 |
340426,8 |
367517,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газ, воды |
77345,6 |
81275,0 |
81865,4 |
82614,1 |
82363,0 |
По данным таблицы 1 можно отметить, что за последние 5 лет валовой региональный продукт имеет положительную динамику. Самую большую долю в ВРП занимают обрабатывающие производства – 40,5% в 2014 году (где лидируют производство кокса и нефтепродуктов и прочих материалов (12,5%); химическое производство (11,1%); целлюлозно-бумажное производство (9,6%); обработка древесины и производство изделий из дерева (8,8%)). Доля добычи полезных ископаемых составляет 28,6%, производства и распределения электроэнергии, газа, воды – 9,1%.
В 2015 году товарооборот Иркутской области составил 7,5 млрд долл. США. Импорт в Иркутскую область составил 1,3 млрд долл. США, в то время как экспорт достиг 6,2 млрд долл. США.
Рисунок 1. Внешнеторговый оборот Иркутской области, млн. долларов [6]
Согласно предоставленной динамике внешнеторгового оборота субъекта, можно отметить, что данный показатель имеет положительный тренд, в период, начиная с 2010 и по 2013 года, но с 2014г. ослабил свои позиции. Наибольший объем экспорта (8144,5 млн. долларов) и минимальный импорта (1096,3 млн. долларов) пришлись на 2013 год, в целом заданный период экспорт как минимум в 4,6 раза превалирует над импортом (Рис.1). Основу экспорта Иркутской области формирует продукция из древесины (лесоматериалы обработанные из хвойных пород, плиты древесно-стружечные, фанера, окна, двери, рамы из древесины, целлюлоза, крафт-бумага и др.) – 38%, металлы и изделия из них (алюминий необработанный, проволока алюминиевая, изделия из черных металлов) – 38%, топливно-энергетические товары (нефть и нефтепродукты сырые, уголь битуминозный, пропан и прочие дистилляты) – 21% и другие. Товарная номенклатура импорта представлена такими товарными группами как продукты химической промышленности (продукты неорганической химии, фармацевтическая продукция, косметические средства, полиэтилен и различные полимеры) – 59%, нефтехимические продукты (уголь битуминозный, кокс нефтяной, уголь каменный, оксид алюминия, сульфат магния и др.), машины и оборудование (транспортные средства и их части, насосы, оборудование для фильтрования, погрузчики, станки и проч.) – 29%, а также продукты питания и товары народного потребления
Анализ экономических показателей Иркутской области позволяют выделить ряд особенностей данного региона. Это, во-первых, большое преобладание экспорта над импортом, где значительную часть экспортных позиций составляют поставки на внешние рынки первичного необработанного сырья, в тоже время доля услуг незначительна, при этом ощущается нехватка иностранных инвестиций в экономику. Во-вторых, ориентация на страны Азиатско-Тихоокеанского Региона в основном Китай и Японию. Так же велика доля Индии и США [2].
Рассматривая товарную структуру импорта (Таб.2) важно отметить, что в графе «Отклонение в сторону экспорта» в группе готовой продукции видно, что в химической промышленности, машиностроительной и текстильной импорт превалирует над экспортом, а в группе сырья в экспорт выбивается сырьевая продукция из древесины, минеральное сырье и топливно-энергетические ресурсы, т.е. становится очевидным, что Иркутская область в основном экспортирует сырье, а импортирует готовую продукцию.
Таблица 2.
Товарная структура импорта и экспорта Иркутской области*
Продукция |
Сырье или готовая продукция (ГП) |
Импорт |
Экспорт |
Отклонение в сторону экспорта |
|
|
Объем в 2015г., тыс долл. США |
||||
Продукция химической промышленности, каучук |
ГП |
773,704 |
46,578 |
-727,126 |
|
Машиностроительная продукция |
ГП |
376,689 |
30,914 |
-345,775 |
|
Металлы и изделия из них |
ГП |
60,728 |
2,350,983 |
2290255 |
|
Текстиль, текстильные изделия |
ГП |
3,520 |
170 |
-3350 |
|
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
Сырье |
1,547 |
2,333,862 |
2332315 |
|
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
Сырье |
81 |
1,200 |
1119 |
|
Минеральные продукты сырье |
Сырье |
54,360 |
1,344,984 |
1290624 |
|
Топливно-энергетические ресурсы |
Сырье |
53,039 |
1,308,528 |
1255489 |
|
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
Сырье |
16,116 |
22,036 |
5920 |
|
Эффективная внешнеэкономическая деятельность – это многофакторный, непростой в плане реализации процесс. Успешное ее осуществление зависит от решения ряда проблем, характерных для каждого отдельного региона. Промышленность Иркутской области выделяется: большой изношенностью основных фондов (предприятия по добыче полезных ископаемых – 31,3%, обрабатывающие производства – 48,5%, производство и распределение электроэнергии – 54,2%); недостаточными инвестициями в научные, технологические разработки и их внедрения (федеральный бюджет выделил в 2014–2015 годах– 145,3 млн. руб. и 206,9 млн. руб., бюджет субъекта федерации смог обеспечить вложения 0,1 и 20,6 млн. руб. соответственно, иностранные инвестиции составили млн. руб. – 4,4 и 0 млн. руб.) и как результат – низкий уровень внедренных научных технологий и конкурентоспособности производимой продукции. Но на наш взгляд, одним из самых важных факторов для развития и реализации всей региональной экономической политики является человеческий фактор, а именно недостаток квалифицированных кадров и их подготовка, как на управленческих позициях, так и в ряде производств. Непременным условием роста производства в регионе, как и в России, является полное кадровое обеспечение. В регионах нашей страны разный уровень развития производства, своя специфика, свой опыт ресурсного обеспечении и подготовки кадров, которые необходимо учитывать при разработке стратегий и программ развития, дорожных карт [3].
Кадровый потенциал Иркутской области, как и любого региона, напрямую зависит от численности населения (Таблица 3), которое может изменяться за счет естественного прироста, а также миграционных потоков.
Таблица 3.
Население и трудовые ресурсы Иркутской области [6]
Годы |
Население Иркутской области, чел. |
ЭАН*, чел. |
В том числе* |
Уровень безработицы |
||
занятые |
безработные |
По РФ |
В Иркутской области |
|||
2010 |
2440391 |
1262838 |
1135522 |
127317 |
7,3 |
10.1 |
2011 |
2427954 |
1264142 |
1149223 |
114920 |
6,5 |
9.1 |
2012 |
2424355 |
1246115 |
1148340 |
97775 |
5,5 |
7.8 |
2013 |
2422026 |
1261250 |
1156815 |
104435 |
5,5 |
8.3 |
2014 |
2418348 |
1239820 |
1130143 |
109677 |
5,2 |
8.8 |
2015 |
2414913 |
1259403 |
1156317 |
103085 |
5,6 |
8.2 |
2016 |
2412800 |
- |
- |
- |
- |
|
2017 |
2408901 |
- |
- |
- |
- |
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, по состоянию на начало 2017 года численность постоянного населения Иркутской области составила 2408,9 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек меньше соответствующего периода 2016 года. Так же в последние годы продолжается снижение численности населения в регионе за счет миграционного оттока, что обуславливается низким уровнем жизни (Рис. 2). В 2015 году миграционная убыль составила 6114 человек, что практически на 1000 человек меньше, чем в 2014 году. Численность экономически активного населения за 2010–2015 года держится на стабильном уровне и варьируется от 1239 до 1269 тысяч человек, так же, как и экономически неактивное население держится на уровне 541–619 тысяч (Рис.3). Уровень безработицы в регионе на 2–3% превышает средний уровень по Российской Федерации.
Рисунок 2. Миграционная убыль в Иркутской области, чел.
Рисунок 3. Естественный прирост в Иркутской области, чел. [6]
Естественный прирост населения, наблюдаемый с 2008 по 2014 годы (суммарно на 23,9 тыс. человек по отношению к 2007 году) недостаточен не только для расширенного, но даже для простого воспроизводства населения. В регионе сохраняется устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения, усиливается процесс демографического «старения населения». Процесс сокращения рождаемости, начавшийся в 1990-е годы и продолжавшийся до 2007 года, оказывает влияние на дефицит региональных трудовых ресурсов посредством сокращения численности людей в трудоспособном возрасте. Анализируя структуру потребности в кадрах, на сновании данных Министерства труда и занятости Иркутской области, по уровню образования в Иркутской области можно сказать, что наиболее востребованными являются работники со средним профессиональным образованием, а именно машинисты бульдозера, тепловоза, крана; плотники, монтеры, бетонщики, маляры; водители грузовиков (Рис.4). В социальной сфере и сфере услуг потребность выражена работниками следующих профессий: медицинская сестра, воспитатель, фельдшер. Люди с высшим образованием необходимы по таким профессиям как учителя, преподаватели, Потребность в работниках, прошедших профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, в основном связана с такими профессиями как: почтальон, кладовщик.
Рисунок 4. Структура потребности в кадрах по уровням образования, тыс. чел.
Несмотря на то, что в регионе имеется большой спрос на работников со средним профессиональным образованием, до сих пор сохраняется ориентация абитуриентов на невостребованные специальности на региональном рынке труда при поступлении в высшие образовательные учреждения. Только лишь небольшое количество (1/3) выпускников общеобразовательных учреждений принимают во внимание критерии реального спроса на региональном рынке труда. Примерно 90% учащихся 11-ых классов выбирают дальнейшее обучение по программе высшего образования, хотя в основном спрос идет на специалистов со средним профессиональным образованием. Тем самым происходит перевес в такие специальности как юриспруденция и экономика, когда региону необходимы обучающиеся по направлениям подготовки: «здравоохранение», «образование и педагогика»; инженерные специальности по направлениям: транспортные средства, автоматика и управление, информационная и вычислительная техника и др. (Рис. 5). При этом, если учесть, что бюджетный набор в высшие учебные заведения ограничен со стороны государственного финансирования, контрольными цифрами приема (то есть его можно как-то контролировать), то набор на коммерческую форму обучения обычно не ограничен, так как образовательные учреждения в большей степени заинтересованы в привлечении дополнительных доходов от оказания образовательных услуг, а не в восполнении кадров для развития экономики и удовлетворения регионального спроса на рынке труда.
Рисунок 5. Потребность в кадрах в разрезе видов экономической деятельности в Иркутской области. По данным Министерство труда и занятости Иркутской области
На основе рассмотренных данных можно отметить, что одной из важнейших проблем, не позволяющая Иркутской области эффективно развивать экономическую политики, а так же его внешнеэкономическую деятельность является демографическая и кадровая ситуации в регионе, к которым можно отнести: низкий уровень естественного прироста (4001 чел. за 2015 г.), миграционная убыль (-6114 чел. за 2015 г.), большая доля населения пенсионного и нетрудоспособного возраста (15,8% в 2016г.) и маленький процент – 27,6% экономически активного населения, что создает дополнительное налоговое бремя на работающее население. Но самой серьезной является проблема восполнение трудовых ресурсов на невостребованные вакансии рынка труда региона. Для решения данной задачи региональные власти совместно с Министерством образования РФ и др. ведомствами, предпринимают меры, направленные на ограничение бюджетных мест в учебные заведения по невостребованным направлениям, а также снижение доли оказания данного обучения на коммерческой основе посредством сокращения данных направлений. С нашей точки зрения, действенными мерами по «перенаправлению» абитуриентов на нужные региону специальности были бы:
Во-первых, восстановление со времен СССР, привязки прохождения обязательной отработки по специальности диплома сроком до трех лет, после окончания ВУЗа для студентов, обучающихся по целевому направлению за счет бюджетного финансирования. Учитывая уровень доходности в регионе (а также по всей стране), сложилась ситуация, что немногие семьи готовы и имеют возможность платить 4 года за обучение своих детей. Иркутская область занимает 64-е место по уровню среднедушевых денежных доходов населения (в 2015 году усредненный показатель по РФ составлял 30474 руб., тогда как в регионе – 22458 руб., то есть на 26,3% ниже). Такой целевой набор за счет государственных средств позволил бы смягчить ситуацию. Так же, предприятия в отраслях, в которых ощущается нехватка профильных специалистов (не зависимо от формы собственности), должны брать на себя финансирование обучения студентов, выявляя возможных кандидатов в момент обучения в старших классах, колледжах и направляя в нужные учебные заведения за свой счет. Данная мера была бы полезна не только предприятиям, которые получали бы необходимых специалистов, но и абитуриентам, которые получали бы уверенность в своем трудоустройстве, адаптации в трудовых коллективах и социальных гарантиях. Однако, не все предприятия готовы финансировать обучение студентов, так как достигнуть договоренности между высшим учебным заведением и предприятием достаточно сложно, и причина прежде всего заключается в целях, заложенных на предприятиях (особенно коммерческих) – достижение максимальной прибыли. Поэтому, связующим звеном в этой цепи должно стать государство, которое бы на законодательном уровне воссоздало данную модель обучения с возможностью стимулирования предприятий, осуществляющими вложение прибыли в развитие трудового ресурса, различными налоговыми преференциями и льготами.
Во-вторых, еще одним примером для реализации в наши дни из СССР, могут стать УПК – учебно-производственные комбинаты. Они появились в Советском Союзе в 70-х годах и были направлены на «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии [5]». Учащиеся старших классов должны были проходить профессиональное обучение и заниматься общественно полезным трудом. В современной интерпретации было бы целесообразным создать УПК и выделить хотя бы один учебный день в неделю для прохождения практики по определенным видам деятельности. Тем самым, школьники знакомились бы с профессиями, ведь зачастую даже обучаясь в высших учебных заведениях, студенты не имеют представления о будущей работе. Ознакомление школьников в такой форме позволило бы не только им познакомиться с профессиями, но и более легко определиться с выбором будущей специализации. Набор специальностей, по которым возможно создание УПК необходимо согласовывать с органами местного самоуправления, региональными властями с ориентировкой на спрос на региональном рынке труда. Организация учебно-производственной деятельности в таких комбинатах должна быть направлена на:
· выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в соответствии с получаемой специальностью или профессией и присваиваемой квалификацией;
· осуществление апробации инновационных практико-ориентированных учебных программ образовательного процесса в условиях производства;
· обеспечение условий, необходимых для реализации инновационных образовательных программ.
Таким образом, Иркутская область, являясь индустриально развитым регионом, обладающая серьезным ресурсным потенциалом, тем не менее, имеет и ряд существенных проблем, важнейшими их которых являются проблемы, связанные с развитием трудовых ресурсов, требующие незамедлительного решения на основе мониторинга и контроля посредством государственного регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровне. Реализация сформулированных предложений позволит смягчить последствия демографического кризиса не только на территории данного субъекта, но и поможет национальному рынку труда своевременно реагировать на новые вызовы и потребности в кадрах для всей страны. Реализация политики импортозамещения не возможна без развития ресурснообеспеченных отраслей промышленности, но главенствующую роль в повышении эффективности данной политики, безусловно, отводится развитию кадрового потенциала, которое отразится на повышении производительности труда, качестве и конкурентоспособности отечественной продукции, которая будет востребована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Тем самым повысится внешнеэкономическая безопасность государства.