Статья:

Актуальность обеспечения ИБ в условиях информационного общества

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Логинова Е.О. Актуальность обеспечения ИБ в условиях информационного общества // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность обеспечения ИБ в условиях информационного общества

Логинова Елена Олеговна
студент 1 курса, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

Информационная безопасность функционально предприятия (ИБП) является одним из видов безопасности (по содержанию), которая обеспечивается с помощью организационно - технической подсистемы защиты информации. Информационная безопасность (по определению) – это состояние защищенности информационной среды предприятия от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах как предприятия в отдельности, так и общества в целом [1].

Переход к постиндустриальной парадигме развития в сфере экономики, политики и общественных отношений диктует особое отношение в вопросам нематериальных ресурсов. Если ранее, в эпоху индустриальной экономики, положение государства в международном сообществе определялось исключительно наличием и разнообразием материальных ресурсов, то сегодня серьезнейшее значение приобретает информация, знания, технологии. Соответственно, встает вопрос их защиты от утери, искажения, недобросовестного использования на всех возможных уровнях.

Особенно важной становится проблема обеспечения безопасности информации на уровне государственной системы, поскольку национальная экономика, политика, общественная жизнь в наше время функционируют в насыщенном информационном поле, и подобные потоки не могут оставаться в неконтролируемом состоянии, учитывая их значения и возможные пагубные последствия, которые могут возникнуть из-за недостаточно грамотного управления информационной безопасностью страны [3, c. 56].

На уровне отдельных коммерческих предприятий не может сформироваться целостная картина информационных потоков, которые связывают все сферы жизни общества. Это представляется невозможным по простой причине – бизнес-сообщество слишком сосредоточено на собственных интересах (расширение доли рынка, увеличение прибылей и др.). Общественность также не представляет собой однородную и достаточно консолидированную структуру, чтобы взять на себя решение задачи подобного масштаба. Таким образом, становится очевидным, что только государственные институты имеют достаточно ресурсов и наиболее подходят для того, чтобы выступить в качестве объединяющей силы, по масштабам и влиятельности способной решать вопросы защиты государственных информационных интересов [5, c. 92].

Именно государственные властные структуры имеют нужные компетенции, чтобы управлять и контролировать жизнь граждан в сфере информации и информационно-психологической безопасности. Именно государство способно сформировать и развивать обновленную сеть взаимосвязей между социумом, политическими силами и экономическими структурами, которая смогла бы соответствовать изменившимся требованиям, предъявляемым к безопасности отдельных граждан, всего сообщества в целом, а также национальным интересам в сфере информации.

Не вызывает сомнений вопрос высокой значимости сбалансированной и многоаспектной государственной политики, осуществляемой в области защиты информационных ресурсов в нашей стране. Но даже понимание высокой приоритетности данного вопроса пока не привело к созданию функциональной и продуманной системы информационной безопасности на государственном уровне. На данный момент имеющаяся научная и методологическая база не соответствует задачам современного информационного общества во всей полноте его функционирования.

Информационная сфера находится в стадии формирования и постоянно корректируется, исходя из объективных предпосылок изменяющейся внешней среды. Кроме того, становление информационной государственной политики происходит в условиях серьезного конфликта интересов, который возникает как на уровне внешнеполитическом, так и на уровне различных сил и факторов внутри национального сообщества [4, c. 55].

Вышеперечисленные факторы усложняют современную ситуацию, касающуюся защите информационных интересов в нашей стране. Тем важнее удерживать ее под контролем посредством государства, ведь помимо прочего она является определяющим элементом защиты национальных интересов – в первую очередь в политической жизни, обороне и экономике.

Очевидно постепенное возрастание роли информации на протяжении последних десятилетий и ее системообразующее значение в жизни социума. Это обусловлено следующими факторами:

· та часть населения России, которую можно охарактеризовать как социально активную, показывает растущие потребности в расширении и углублении информационных взаимодействий, как в пределах нашей страны, так и за рубежом;

· с каждым годом растет уровень информатизации, параллельно с чем стимулируется развитие информационной инфраструктуры (мобильная связь, интернет, спутниковая связь и др.); процесс информатизации деятельности проходит также государственная власть на всех уровнях, от федерального до муниципального, и именно он определяет в конечном счете то, насколько эффективно функционирует социум и государство в целом;

· сознание людей в современном мире приобретает все большую зависимость от средств массовой информации, причем это справедливо касательно всех уровней сознания людей – личного, группового, массового [3, c. 56].

Данные тенденции дают основания для выводов, какие приоритеты сейчас актуальны в России, когда речь заходит об информационной деятельности в целом и вопросах безопасности информационных ресурсов в частности. Прикладной аспект обеспечения информационной безопасности на национальном уровне определил перечень необходимых базовых документов, которые диктуют концептуальное содержание государственной политики в данной сфере.

Концептуальной базой в данном случае следует считать национальную Доктрину информационной безопасности, которая была принята в 2000 году и одобрена Советом Безопасности РФ [3]. Данный документ – это официально сформулированная государственная позиция касательно целей, задач, направлений обеспечения и принципов безопасности в сфере информации. На его основе разрабатываются предложения, направленные на оптимизацию и совершенствование в плане организационного, методического, научного и правового обеспечения деятельности в сфере защиты информации.

На данном этапе следует констатировать наличие внешних угроз России со стороны других государств, не заинтересованных в том, чтобы наша страна увеличила свою конкурентоспособность на мировом рынке. Для этого Российской Федерации ограничивают доступ к новейшим технологиям в области информатизации, разными методами препятствуют выходу наших производителей на мировой рынок, нарушая тем самым общепринятые принципы равных прав и взаимной выгоды в деловых контактах. За Россией стараются сохранить место сырьевой экономики, не давая ей занять достойные позиции в мировой системе разделения труда – и в первую очередь это касается информационного сектора. На данный момент РФ зависит от многих внешних влияний в области информационных технологий, и актуальная сегодня политика импортозамещения призвана локализовать и нейтрализовать возможность других государств диктовать России собственные условия [3, c. 101].

Помимо прочего, задачей государственной информационной политики является противодействовать незаконным или злонамеренным действиям в отношении информационных ресурсов (сбор, уничтожение, искажение, неправомерное использование и др.) В рамках данной задачи решаются также вопросы препятствования распространению злоумышленниками вредоносных с точки зрения информационной безопасности программ, вмешательство в технологическое производство аппаратных и программных средств с сомнительными функциями (например, перехват информации).

В этом свете следует также упомянуть высокое значение полного и повсеместного соблюдения законодательных ограничений и требований, предъявляемых к работе с защищенной информацией, имеющей особый правовой статус (в первую очередь персональные данные, коммерческие и государственные тайны) [5, c. 83].

Российская Федерация постепенно входит в мировое информационное пространство, что стратегически должно привести к ключевому положению нашей страны на международной арене, как развитого государства, которое может стать мостом между европейскими странами и Азиатско-Тихоокеанским регионам благодаря развитию соответствующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.

Практическая реализация государственной политики РФ в области обеспечения информационной безопасности находится под влиянием множества объективных факторов. В частности, серьезное воздействие на данный процесс накладывает существующий кризис, затрагивающий высокотехнологические отрасли промышленности и иные реальные секторы экономики страны. Для того, чтобы добиться полнофункциональной и своевременной реализации государственной политики РФ в сфере информационной защиты национальных интересов, необходимо обеспечить всестороннее взаимодействие общества и государства в прикладных аспектах при проведении конкретных мероприятий. Это становится возможным в том случае, если общество обеспечит понимание и поддержку ключевых положений государственной политики, будет разделять основные принципы. Одним из достижений данной цели становится информирование населения, создание благоприятного восприятия общественным мнением проводимых мероприятий, понимания социальной направленности гос. политики и ее обоснованности в сферы защиты национальных информационных интересов.

Анализируя современное положение с информационной безопасностью в нашей стране, можно сделать вывод, что на данном этапе своего развития ее следует признать недостаточной и не вполне соответствующей государственной политике и общественному запросу [3, c. 110].

Основной причиной несбалансированности и несовершенства сферы информационной безопасности в Российской Федерации можно считать нормативную базу, которая является недостаточной и во многом противоречивой. К примеру, множество нареканий вызывает вопрос осуществления установленных Конституцией информационных прав личности и гражданина, законодательные ограничения для которых не являются целостными и последовательными. Наиболее остро стоит тема баланса между национальными и государственными интересами (в частности, вопросы оборонного значения) и защитой прав и свобод граждан на своевременное и полное получение достоверной информации.

Не меньше нареканий вызывает и законодательное оформление взаимоотношений в сфере массовой информации, которое делает возможным ограничение доступа к достоверной информации широких масс населения, несет возможность искажения сведений, манипулирования и как результат способствует дестабилизации нормального общественно-политического взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что прямая зависимость перспектив развития государства от уровня защищенности информационной сферы со временем будет только возрастать, поскольку усложняется технологическая и информационно-техническая составляющая человеческой жизнедеятельности. Поэтому вопросы обеспечения информационной безопасности имеют неоспоримую актуальность на самом высоком уровне и требуют дальнейшего всестороннего изучения, анализа и научного поиска решений в данной сфере.

 

Список литературы:
1. Дорожкин А. В., Ясенев В. Н. Информационная безопасность как инструмент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 812–816.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895).
3. Жидко Е.А. Информационная безопасность: концепция, принципы, методология исследований: монография / Е.А. Жидко, Л.Г. Попова; М-во образов. и науки РФ, Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. – Воронеж: Воронеж. ГАСУ, 2013. – 173 с.
4. Кучерявый М.М. Основные направления государственной политики РФ в области обеспечения международной информационной безопасности // Власть. – 2013. – № 12. – С. 54–59.
5. Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.