Статья:

Анализ интернет ресурсов поиска информации абитуриентом в г. Хабаровске

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Смолькина А.С. Анализ интернет ресурсов поиска информации абитуриентом в г. Хабаровске // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 89 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ интернет ресурсов поиска информации абитуриентом в г. Хабаровске

Смолькина Анастасия Степановна
учащийся МАОУ «СШ № 19», РФ, г. Хабаровск
Саломатова Светлана Николаевна
научный руководитель, ст. преподаватель Тихоокеанский Государственный Университет, РФ, г. Хабаровск

 

Современный школьник любой возрастной категории строит поиск информации об учебном учреждении используя информационно-компьютерных технологий. Интернет-ресурсы решают следующие задачи в профориентации школьников: повышают уровень информированности учащихся о профессиях на территории России; объединяют школьные учебные предметы в единое обобщенное знание о профессиях; повышают эффективность занятий по профориентации в регионах; способствуют осознанному профессиональному выбору; оценивают сущностные характеристики школьника и его профессиональные предпочтения и склонности; предоставляют возможности дистанционно анализировать дополнительные данные о профессиях будущего.

Для изучения уровня информированности среди учеников 8–11 классов средней образовательной школы №19 г. Хабаровска авторами был проведён анализ информации на официальных сайтах высших учебных учреждений города, дана оценка интернет ресурсов, помогающих в поиске информации для поступающих Хабаровского края, сделаны выводы и предложены рекомендации как школьникам, так и родителям будущих абитуриентов.

Проведенный нами анализа интернет ресурсов поиска информации для поступающих в г. Хабаровске позволил нам сформулировать следующие выводы.

Сайт Министерства образования и науки Хабаровского края [1]. На главной странице этого сайта имеется информация для поступающих, выпускникам и абитуриентов. Наглядна и доступна следующая информация: государственная итоговая аттестация; перечень образовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края; справочник для поступающих в профессиональные образовательные организации Хабаровского края в 2016 году; службы психологической поддержки родителей и детей; вниманию законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Открывая электронную страничку справочника для поступающих в профессиональные образовательные организации Хабаровского края в 2016 г. видим, что в архивном документе, посетителю предлагается скачать справочник либо в «Word» формате либо в «PDF» формате.

Из проведенного анализа «Справочника для поступающих в профессиональные образовательные организации Хабаровского края в 2016 году» видно, что информация носит обобщенный и системный характер, изложена кратко и лаконично, доступна всем желающим, имеется возможность открытия и просмотра информации на планшете и персональном компьютере.

На сайте Министерства образования и науки также имеется информация о базовых федеральных образовательных порталах, где имеется ссылка на федеральный портал «Российское образование» [4]. Открыв его мы видим следующую информацию в левом контекстном меню: эксклюзивно: новости, от первого лица, обзоры и аналитика, точка зрения, технологии; абитуриентам; образовательные организации: дни открытых дверей, вузы, техникумы и колледжи, школы, дошкольное образование, аспирантура, наука и техника; нормативно – правовая база: ФГОСы и документы; спецпроекты: экскурсии, репетиторы, тесты ЕГЭ / ОГЭ, детский отдых. Открыв страницу «Абитуриент» мы видим достаточно большой массив информации, разбитый на многочисленные разделы.

При открытии фильтра «Поиск по названию вуза» мы можем получить доступ к расширенному поиску по категориям: название; выбрать город; специальность/направление подготовки; выбрать специальность /направление подготовки (ФГОС 3+); выбрать специальность /направление подготовки (ФГОС); военные центры и кафедры; подготовительные курсы; организационно-правовая форма; основной (филиал).

При вводе в фильтре города г. Хабаровска система выдает 23 вуза. По содержанию, имеющаяся информация носит обобщенный системный характер, несет в себе краткую информацию о вузе, о направлениях подготовки и специальности в предыдущем годе и архивные данные, об аккредитованных образовательных программах, о подготовительных курсах, о диссертационном совете, о контингенте преподавателей, информацию об аспирантуре и докторантуре. Если рассматривать фильтр по специальностям, то мы получаем следующую информацию: выдается список вузов, в которых имеется данная специальность, далее предлагается перейти на страницу вуза.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что информация для школьника, с одной стороны – представлена лаконично и однотипно по всем вузам РФ, но с другой – имеет только ознакомительный характер, который требует дальнейшего поиска по определению и выбору специальности школьником; не имеет наглядных сравнительных характеристик, что значительно уменьшает восприятие информации, процесс выбора специальности в нескольких вузах города или региона поиска даже на ознакомительном этапе достаточно долог и по времени и по затратам.

Дадим оценку проведенного нами поиска информации для поступающих, представленную в сети Интернет. По запросу в «GООGLE» – вузы г. Хабаровска сеть интернет выдала более 500000 ссылок на интернет-адреса. Исходя уже только из этих цифр, предполагаем, что поиск информации будем представлять собой для школьника и его родителей достаточно трудоемкий процесс и по времени и по трудозатратам. Рассмотрим несколько «удачных» сайтов, посвященных поиску вуза.

Так на сайте «Список вузов России - навигатор абитуриента 2017» [2] информация представлена по различным фильтрам: город; уровень образования (первое высшее, второе высшее, магистратура); специальность; очная или очно-заочная форма обучения; организационно-правовая форма вуза; бюджетные места; общежитие; военная кафедра. Был выявлен основной недостаток: в некоторых вузах, напротив образовательных программ выделено, что информация является неактуальной. Таким образом, на первый взгляд, успешный поиск носит характер недостоверной информации.

Особенностью сайта «ПроВУЗ.ру – портал про ВУЗы России» [3] является то, что он привязан к автоматическому расположению посетителя. При посещении страницы любого вуза, появляется обобщенная информация о вузе, со ссылками на адрес, сайт вуза, история университета, информация о приеме, информация о приеме документов, информация об оплате обучения, информация про ЕГЭ, информация о вступительных экзаменах, договор об оплате обучения, предоставление общежития, перечислены специальности.

Из проведенного анализа сайта видно, что сайт имеет обобщенную информацию о специальностях и вузах. Фильтр по специальностям предлагает перечень вузов. Подробно расписана информация о специальностях (например, рабочие планы, проходные баллы и др. отсутствует).

Таким образом, проанализировав сайты в системе поиска «Google» можно отметить: в интернете достаточно много информации о вузах; при поиске информации дается ссылка на сайт вуза; все сайты дают обобщенную характеристику вуза; информация не всегда актуальна; фильтры на сайтах практически одни и те же, но зачастую не работают; за более подробной и достоверной информацией приходится все равно посещать официальный сайт вуза; нет сравнительной характеристики по специальностям по различным фильтрам; нет информации о специальности как о профессии; на некоторых сайтах есть информация о Днях открытых дверей; нет информации об олимпиадах, в которых принимает участие вузы и др.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящее время, в электронном виде не существует обобщенной, целостной и достоверной информации о профессиональных образовательных организациях, условиях поступления и др. Существует справочная информация о профессиональных образовательных организациях на сайте Министерства образования и науки Хабаровского края (документ в формате Word) и сайты самих профессиональных образовательных организаций. Около 500000 сайтов предлагают справочную информацию о вузах, как по Хабаровскому краю, так и по России в целом, но эта информация имеет ряд недостатков: общий характер, информация не обновляется, отсутствие информации от вузов и другое.

По нашему мнению в настоящих условиях, для школьников необходимо: облегчить поиск информации о профессиях, специальностях, профессиональных образовательных организациях в Хабаровском крае;  предоставить помощь в выборе самоопределения (он-лайн тестирование); сократить трудозатраты на поиск, обработку информации, анализ и выбор специальности и профессиональной образовательной организации; систематизировать организацию сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий различных сфер деятельности.

 

Список литературы:
1. Сайт Министерства образования и науки Хабаровского края. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://edu27.ru (Дата обращения 10.03.2017). 
2. Список вузов России - навигатор абитуриента 2017. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vuz.edunetwork (Дата обращения 12.03.2017). 
3. ПроВУЗ.ру - портал про ВУЗы России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.provuz.ru/vuz/city/habarovsk/) (Дата обращения 15.03.2017). 
4. Федеральный портал Российское образование. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://edu.ru (Дата обращения 15.03.2017).