Статья:

Определение ресурсной спецификации - важный инструмент повышения конкурентоспособности услуг регионального туристского комплекса Краснодарского края

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Галаган К.С. Определение ресурсной спецификации - важный инструмент повышения конкурентоспособности услуг регионального туристского комплекса Краснодарского края // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Определение ресурсной спецификации - важный инструмент повышения конкурентоспособности услуг регионального туристского комплекса Краснодарского края

Галаган Ксения Сергеевна
студент, Южный Институт Менеджмента, РФ, г. Краснодар
Жуков Борис Михайлович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. Южный институт Менеджмента, РФ, г. Краснодар

 

Повышение конкурентоспособности туристского комплекса Краснодарского края на международном и национальном уровнях – основная цель и важнейшая задача развития экономики региона.

Как показывает анализ, существенную роль в развитии комплекса туристских услуги индустрии туризма в регионе, играют природные элементы и объекты.

Природно- ресурсный потенциал туристской территории влияет на специализацию на рынке, роль в территориальном разделении труда, служит объектом приложения финансовых, человеческих и пр. ресурсов.

Необходимо отметить важную роль культурно- исторических объектов, способных обеспечить «каркас» регионального туристского комплекса и выступить в качестве непосредственных ресурсов туристской сферы, в числе которых:

· памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структура археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или культуры;

· достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а так же зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии;

· ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем, которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или культуры [1, с. 167].

Таким образом, природный и культурно- исторический потенциалы можно считать базовыми, более того, они формируют естественную основу для повышения конкурентоспособности туристского комплекса региона.

Важнейшим инструментом повышения уровня конкурентоспособности услуг регионального туристского комплекса может выступать спецификация территориальных ресурсов. Спецификация (от позднелатинского specificatio, от лат. species – вид, разновидность и facio – делаю) – определение и перечень специфических особенностей, уточнённая классификация чего-либо [2, с. 322].

В отношении туристского комплекса, можно определить спецификацию в качестве процесса, направленного на определение специфических территориальных природных, культурных, инфраструктурных и иных ресурсов, способных выступить ядром развития туристского комплекса [3, с. 23].

С целью определения направлений спецификации туристского комплекса региона необходимо:

1) определить специфические туристские ресурсы, вокруг которых можно построить программу развития туристского комплекса. Основными качествами при их выборе должен быть момент узнаваемости, востребованности у целевых категорий потребителей, максимального экономического эффекта. По нашему мнению, универсальным принципом выделения наиболее перспективных ресурсов из огромного количества других компонентов туристского комплекса является сопоставление результата и затрат.

2) определить позиционирование региона на туристическом рынке и сформулировать его конкурентное предложение. Позиционирование туристского региона позволяет дифференцировать его по отношению к другим туристическим направлениям и сконцентрировать усилия государства и частного сектора на создании гармоничного туристического предложения для целевого сегмента.

3) развивать все компоненты туристического продукта с целью повышения конкурентоспособности.

4) создать эффективную систему продвижения продукта с помощью маркетинга и дистрибуции.

По нашему мнению, необходимо определить основные стратегические цели туристского комплекса Краснодарского края, среди которых:

1.  Развитие портфеля курортных территорий Краснодарского края для привлечения различных сегментов туристов из России и других стран СНГ. Эта цель предполагает развитие существующих и новых курортных территорий, где каждая местность (курорт) специализируется на одном или нескольких приоритетных тематических направлениях, ориентируясь на определенные сегменты потребителей туристического продукта.

Тематическая специализация (направление) подразумевает наличие набора туристических продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей одного или нескольких целевых сегментов потребителей.

Отметим, что ключевой аспект развития конкурентоспособности туристского комплекса – согласованное развитие туристического продукта в соответствии с целевым позиционированием местности и выбранными приоритетными тематическими направлениями. Целевые группы потребителей – сегменты туристов, для которых в первую очередь позиционируется местность (курорт). Например, целевые туристы Сочи – это люди разных возрастных категорий, но с уровнем дохода выше среднего. Набор тематических направлений (специализация курорта) – набор туристических услуг курорта, которые обусловлены его природными и историческими особенностями и выделяют его среди других курортных зон.

Так, курорт Сочи следует позиционировать как курорт, предлагающий следующие виды туристических услуг: центр бизнеса и фестивалей (в городе), пляжный отдых с элементами городских развлечений (Лазаревское), бальнеология и СПА (Хоста, Мацеста, Ривьера), горный и экологический туризм (Красная поляна), зрелищный туризм со спортивным уклоном, Олимпийский туризм -изучение Олимпийского наследия (Имеритинская низменность, Красная Поляна).

Тематические направления разных курортов края должны дополнять друг друга, но не конкурировать между собой.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1) Обеспечить зонирование территорий в соответствии со стратегическим планом развития. В генеральных планах развития территорий должны быть выделены достаточные (в соответствии с международными стандартами) площади для создания тематической инфраструктуры. Цель зонирования — не чрезмерное ограничение инвестора, а защита его прав в соответствии со стратегией (например, запрет на строительство еще одной гостиницы вместо определенного в плане спортивного комплекса или парковой зоны, обеспечение достаточного места для парковки и т.д.). Зонирование также позволяет избежать ситуаций, когда объекты различной тематической направленности, ориентированные на различные сегменты туристов располагаются в непосредственной близости друга от друга (например, молодежный клуб и дискотеки недалеко от элитного комплекса апартаментов, а детский пляж — рядом с центром проката моторных лодок и катеров).

2) Привлечь лучший российский и международный опыт в области планирования, строительства и управления объектами показа и развлечений.

3) Создать современные объекты показа, оборудованные для приема туристов и групп. Это включает создание и распространение стандартов, которым должны соответствовать современные объекты показа, такие как требования к дорогам и подъездным путям, вывескам и внешнему оформлению объекта, наличию экскурсоводов, привлекательному представлению продукта, правилам чистоты и безопасности, обеспечению туалетами и питьевой водой и т.д.

4) Развивать развлекательные и спортивные объекты с целью продления сезона. Приоритет должен быть отдан тем объектам, которые могут продлить туристический сезон, таким как СПА-центры, крытые спортивные комплексы, круглогодичные клубы и рестораны, бизнес- и конференц-центры. При реализации приоритетных проектов возможна точечная целенаправленная государственная поддержка.

5) Развивать современные лечебные и СПА-центры. Данная задача предполагает постепенное приведение санаторно-курортного комплекса края в соответствие с мировыми стандартами, создание современных комплексов, обслуживающих большое количество гостиниц.

6) Развивать транспортную инфраструктуру. По нашим оценкам,в будущем доля авиаперевозок в общем объеме транспортного сообщения с краем будет расти самими быстрыми темпами. Без увеличения объемов авиаперевозок и расширения доли чартерных рейсов невозможно создание конкурентоспособного предложения для туристов со средним и высоким уровнем доходов.

В настоящее время, по оценкам специалистов, конкурентоспособность туристских территорий, в первую очередь зависит от того, могут ли они удовлетворить спрос на основные виды дополнительных услуг: развлечения, культура, экологический туризм, приключенческий и экстремальный туризм.

Таким образом, основными направлениями развития туристского продукта Краснодарского края являются следующие [3, с.14]. (таблица 1.):

Таблица 1.

Возможность использования туристских ресурсов Краснодарского края для развития востребованного туристского продукта

Разновидность туристской деятельности

Реализация

Необходимые условия

Бизнес- туризм

Сочетание деловых контактов с отдыхом

Развитие инфраструктуры бизнеса в регионе, инфраструктуры сервиса и услуг

Инсентив туризм

Поощрительные туры, коллективные посещения (например, работников предприятий) объектов туризма и отдыха

Разработка социальных корпоративных программ на предприятиях

Специализированный туризм

 Лицензированная научная деятельность (например, проведение археологических раско-пок);

Учебные туры (русск. язык, изучение памятников истории);

Религиозные и паломнические туры;

Этнические туры (например, посещение родственников, исторической родины)

Развитие контактов с научными организациями, в т.ч. зарубежными;

Развитие коммерческих учебных программ на базе ВУЗов;

Поддержка местных национальных общин;

Поддержка религиозных организаций.

Культурный, познавательный туризм

Посещение памятников архитектуры, малых исторических городов и поселений, организация тур. программ с участием в нац. праздниках, обрядах

Поддержка технического состояния памятников, проведение историко-архитектурной оценки объектов показа

Событийный туризм

Привлечение массового контингента туристов, используя какое-либо событие культурной, спортивной и др. жизни города, района

Формирование программ про-ведения фестивалей, конкурсов, городских праздников; Своевременное распростране-ние информации через СМИ о ключевом событии.

Развитие индустрии развлече-ний, азартных игр, спортивных развлечений.

Экотуризм, агротуризм

отдых небольших групп в удаленной от городской суеты местности (небольшие поселения, туристические базы, которыми владеют местные бизнесмены)

 Развитие и поддержка туристского бизнеса в сельских районах, в зонах экологического отдыха

 

Рекреационный, оздоровительный туризм

Совмещение отдыха с профилактикой здоровья, либо специализированные лечебные программы

Использование потенциала клиник, освоение и внедрение новых технологий в медицине;

поддержка республиканских лечебных курортов;

 

Отметим также, что значимой тенденцией в отрасли туризма стала экологизация сознания туристов, в связи с чем, постоянно увеличивается спрос на разного рода экологические туры, таким образом, экотуризм превращается в достаточно массовое направление туризма.

Сама экологическая идеология должна буквально «закладываться в фундамент» новых туристских центров и учитываться при реструктуризации старых, ибо напрямую от этого будет зависеть их последующее функционирование.

В настоящее время в мире увеличивается популярность сельского (агро) туризма, в котором находят воплощение многие важнейшие принципы экотуризма.

С точки зрения туристского продукта сельский (агротуризм) – это набор разнообразных услуг: от проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного населения.

По оценке специалистов, уже сейчас существует серьезный по масштабам рынок потенциальных покупателей агротуристического продукта. В первую очередь это городское население и особенно население крупных городов. Отметим, что мы видим возможность экономического подъема деревни в частности за счет развития сельского туризма, поскольку данный вид туризма является частью внутренних источников инвестиций для поддержания жизни в деревне.

Проведенный анализ показал, что многие территории Краснодарского края обладают ресурсным потенциалом, необходимым для развития сельского туризма, который может стать действенным инструментом устойчивого социально-экономического и экологического развития регионов.

Расширение использования местных ресурсов должно происходить за счет предоставления жителям территории возможностей ведения индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности по обслуживанию туристов. Эксперты ВТО указывают, что именно местное население является основным ресурсом качественного обслуживания туристов и, соответственно, должно быть главным получателем выгоды от туристской деятельности. Туризм может предложить богатые возможности развития различных форм предпринимательства с учетом традиций и сложившейся специфики социально-экономического комплекса Краснодарского края.

 

Список литературы:
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004г. – С.180.
2. Большая Советская Энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия» 1981.
3. Драчева Я.В Факторы и принципы развития конкурентоспособности услуг туристского комплекса региона на основе спецификации ресурсов. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05