Статья:

Теоретические основы модели развития досуга в эпоху модернизации и глобализации

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Пильщиков А.И. Теоретические основы модели развития досуга в эпоху модернизации и глобализации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические основы модели развития досуга в эпоху модернизации и глобализации

Пильщиков Алексей Игоревич
студент-магистр 2 курса, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

Понятие «постиндустриализм» впервые было введено в научный оборот в начале XX века А. К. Кумарасвами – одним из основателей традиционализма в современной мысли. За идею «переезда» в постиндустриальное общество ухватились в США в 1960-е годы [7]. Причиной этому во многом послужила публикация теории постиндустриального общества в работе «Грядущее постиндустриальное общество» за авторством Дэниела Белла. В ней Белл изложил характер перехода в индустриальное общество. По словам Белла, переходу предшествовали три последовательные фазы экономического прогресса:

1)  предварительный промышленный прогресс,

2)  промышленный прогресс, и

3)   пост-промышленный прогресс (переход в постиндустриальное общество) [3].

Он выделяет четыре силы, которые обеспечили бы появление постиндустриального общества:

1.  Экономический рост, т.е. больше продукции с прибылью.

2.  Максимальное использование энергии для стимулирования роста.

3.  Использование знаний и обработки информации.

4.  Широкие изменения в социальной структуре.

Принято считать, что главной движущей силой в постиндустриальном обществе является технология знаний. Дэниел Белл в одной из своих статей, «Социальная основа развития информационного общества» (1980), описал параметры информационного общества, опирающегося на теорию ценности знаний. Под этим он подразумевает, что знания заменят производительный труд как источник стоимости, которая даст прибыль в будущем. Таким образом, Белл подчеркивает значимость информации как ресурса развития.

Фраза «постиндустриальное общество» в настоящее время широко используется при описании экстраординарного диапазона изменений, которые проходили в социальной структуре формирующегося постиндустриального мира. Он представляет собой новые принципы инноваций, новые способы социальной организации, а также новые классы в обществе. Этот период истории характеризуется значительным расширением спроса на «человеческие услуги», и в первую очередь на досуг. Именно через соотношение работы и досуга мы можем дать характеристику этому новому обществу. Элвин Тоффлер, американский футуролог, считает, что история человечества, хоть и является сложной и противоречивой, соответствует некой модели, которая принимает форму трех больших успехов или волн [1]. В своей книге «Третья волна» он высказывает предположение о том, что первая волна преобразований началась, когда некоторые дальновидные представители человечества, около 10000 лет назад, посадили семя и взрастили его. Таким образом, зародилось земледелие, и его значимость была в том, что люди отошли от кочевых скитаний и охоты, и стали группироваться в селах и развивать культуру (аграрная волна).

Вторая волна характеризовалась «мышцами» машин и промышленной революцией, которая началась в 18 веке и набрала полные обороты после Гражданской войны в Америке. Люди начали уходить от земледелия, переезжали на работу в города. Она завершилась Второй мировой войной и взрывом атомной бомбы над Японией (индустриальная волна). В это время казалось, что машины непобедимы. Однако пришло время третьей волны, основанной не на силе мышц, а на уме. Это то, что мы называем по-разному, информацией или знаниями, а пока «это» мощно движет информационные технологии, то есть является штурманом среди социальных требований во всем мире к большей свободе и индивидуальности (постиндустриальная волна) [4]. На сегодняшний день концепция информационного общества заслужила статус футурологической концепции, которая считает основным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Социальные изменения информационного общества (Э. Тоффлер)

 

Трансформация общества привело к трансформации ценностей и отношений, возникающих в обществе. Если рассматривать в контексте нашего исследования, то мы можем сделать следующий вывод: общая трансформация социальной структуры общества расставила другие приоритеты во всех сферах человеческой деятельности, одним из которых является досуговая деятельность, которая в наше время занимает значительную часть времени современного человека.

Содержательные формы досуга современного общества

Для американского теоретика второй половины 20-го века Ирвинга Гофмана, вся жизнь – это театр, наполненный смыслом. Он рассматривал все человеческое взаимодействие как грандиозную игру, в которой совокупность микроуровневых взаимодействий отдельных индивидуумов общества составляет человеческий опыт. Для Гофмана жизнь являлась предметом драматургической социологии, вся деятельность которой направлена на создание и поддержание общего понимания реальности людьми, работающими индивидуально и коллективно над созданием общего и единого образа этой реальности [5].

Нельзя не согласиться с мнением И. Гофмана в том, что современным человеком движет страсть к театрализации, ярким представлениям и новым впечатлениям. И трансформация общества явилась своеобразным толчком, послужившим стремительному движению подобных мотивов, что в конечном итоге привело к формированию «общества потребления». В свою очередь, само потребление эволюционировало выше простого удовлетворения потребностей. Оно перестало быть чисто физиологическим явлением и трансформировалось в нечто символическое, стало новой социальной реальностью, выражающей уникальные особенности индивидов.

Рассматривая досуговую деятельность с точки зрения сферы эмоциональной жизни каждого человека и основной теории «общества переживания» в контексте современных концепций постиндустриального общества, в своей работе Эва Эллоаз пришла к такому понятию, как «эмоциональный капитализм». В период процветания «общества переживаний» (Erlebnisgesellschaft) и «экономики впечатлений» (experience economy) [6], суть которой характеризуется тратой непосредственных форм и всеобщей театрализацией современного состояния общества, разнообразие форм и видов досуговых практик является особенно интересной сферой для изучения с точки зрения социологии.

Проанализировав современное состояние досуговой деятельности, мы сделали примерную классификацию ее видов и форм (рисунки 2 и 3), однако необходимо заметить, что в своем исследовании мы не способны раскрыть всех ее форм и видов. Это связано с тем, что трансформация досуговой деятельности происходит практически ежечасно, как и трансформация отношений внутри общества в настоящее время.

 

Рисунок 2. Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания

 

Рисунок 3. Виды развлекательного досуга

 

Особенностью современного человека является его стремление к театрализации и новым впечатлениям. Общество потребления в свою очередь выступило катализатором и позволило этим потребностям проявиться во всей красе. Ж. Бодрийар увидел в этом становление новой эпохи – эпохи общества потребления [2]. Потребление стало главным и чуть ли не единственным смыслом человеческого бытия, и организованный досуг является еще одной возможностью потребления, с той лишь разницей, что предметом потребления являются яркие впечатления и незабываемые события досуговой деятельности человека.

 

Список литературы:
1. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. – Таганрог, 2000. – С. 10–35. 
2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.06 - Ставрополь, 2004. – С. 2. 
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Hep. с англ. Под науч. Ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЕ, 2000. – С. 12–156. 
4. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. – М., 2005, №11 – С. 37–46. 
5. Clark Peter. British Clubs and Societies. 1580-1800: The Origins of an Associational World. Oxford University Press, 2000 – P. 12–14. 
6. Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y.: Free Press, 1967. P. 324 
7. Scott J. and Mashal G. A dictionary of sociology. Oxford University press, Oxford New York, 2005. P. 359.