Статья:

Анализ мотивации возможных участников раздельного сбора твёрдых бытовых отходов: использование трансакционного анализа

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ларионов А.Н., Старунова М.М. Анализ мотивации возможных участников раздельного сбора твёрдых бытовых отходов: использование трансакционного анализа // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(38).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ мотивации возможных участников раздельного сбора твёрдых бытовых отходов: использование трансакционного анализа

Ларионов Алексей Николаевич
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Старунова Маргарита Михайловна
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Малимонов Игорь Васильевич
научный руководитель, ст. преподаватель, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск

 

Одним из возможных способов понять поведение человека в обществе является трансакционный анализ Э. Берна. Принципы трансакционного анализа могут применяться в быту, профессиональной и учебной деятельности – везде, где люди имеют дело с людьми. Трансакцией называют единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ является трансакционной реакцией [1, с.19]. В зависимости от особенности совокупности трансакций Э. Берн выделил три возможных ЭГО-состояния человека: «родитель», «взрослый», «ребенок». Трансакционный анализ основан на постулате, что каждый человек способен взаимодействовать с окружающими, будучи в одном из трёх вышеперечисленных ЭГО-состояний.

Серии определенных трансакций с четко определенным предсказуемым исходом, называются играми. Благодаря ходам в игре участники стремятся получить профит (profit) – суммарный результат выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за вычетом связанных с ним затрат. В качестве профита можно выделить следующие ресурсы: деньги, материальные ценности (товары), услуги, информация, статус, любовь.

Возможность применения трансакционного анализа в общественной деятельности отмечалась ранее при анализе ролевых ситуаций в системе межличностных трансакций «студент-преподаватель» на примере типичной учебной игры «Экзамен», отражающих специфику взаимодействия студента и преподавателя в ситуации сдачи экзамена или зачета в высшем учебном заведении [2, с.122-127]. Использование трансакционного анализа является одним из наиболее простых и рациональных способов понимания общественного поведения человека и прежде его мотивации.

Раздельный сбор мусора (ТБО – твёрдых бытовых отходов) – это то, что зависит лично от каждого человека в отдельности. Конечно, эти действия не решат проблему загрязнения Земли, России или Красноярского края, но даже если собранный килограмм пластика, макулатуры не будет загрязнять какой-то конкретный квадратный метр территории нашего города, то оно того стоит.

В данной работе мы постараемся, используя в качестве теоретической и методической основы идеи Э. Берна об играх и ролевом взаимодействии ответить на вопрос «Каким же образом можно воздействовать на жителей г. Красноярска, чтобы добиться их активного участия в раздельном сборе ТБО?».

На этой основе был осуществлён анализ ролевых ситуаций в системе межличностных трансакций на примере игры «Раздельный сбор ТБО», отражающих специфику взаимодействия с её возможными участниками – жильцами домов. В зависимости от того, как в ходе игры может выстраивается взаимодействие между сторонами, можно выделить три типа возможных ролей: «участник –Родитель», «участник – Взрослый» и «участник – Ребёнок».

Состоянию «участник-Родитель» больше все соответствует слово «надо». Поведение и оценка поступков воспринимаются на основании установок, реакций, опыта родителей и предшествующих поколений. Совокупность убеждений, верований и всего, что человек считает правильным – это отражает роль «Родителя». Существует два эго-состояния «Родителя»: Заботливый и Критический. Для «Заботливого родителя» характерно утешение и жалость, «Критический» же наоборот – любит осуждать и указывать на недостатки.

Исходя из этого, можно увидеть, что применимо к ситуации раздельного сбора ТБО «Родитель» поступает так, как это принято в обществе. Ему присуще чувство ответственности за окружающий мир и, соответственно, за настоящее и будущее всех, кто будет в нём жить. В данной ситуации будет трудно мотивировать «Критического родителя», так как удовлетворить его любовь к критике можно будет только через осуждение людей, не откликнувшихся и не поддержавших идею раздельного сбора мусора, что в свою очередь может отпугнуть других. «Заботливый родитель» же мотивируется заботой об окружающей среде и экологии. Возможно, стоит дать ему прочувствовать свою важность и причастность к этой миссии, посредством официального и публичного признания его действий, которыми он сможет похвастаться перед знакомыми и друзьями.

Основными характеристиками состояния «Взрослый» являются трезвые оценки происходящего, умение разграничить догмы и правила с необходимостью. Преимущество данного типа «ЭГО-состояния» заключается в целесообразности, рациональности и полезности своих действий. Однако ему может быть присущ излишний скептицизм, отсутствие импровизации.

При оценке профита «Взрослого» в ситуации раздельного сбора мусора необходимо учитывать, что при принятии решения он, в первую очередь, руководствуется собственными разумными решениями. Следовательно, необходимо в большей степени не воздействовать на его поведение, а лишь донести до него положительные эффекты, достигаемые при раздельном сборе мусора. Кроме того, важно, чтобы выгоды для «Взрослого» были достаточно ощутимы. Примером этого могут является применяемые в Европе штрафы и налоговые льготы при раздельном сборе мусора – метод «кнута и пряника».

Анализируя мотивацию человека, участвующего в программе раздельного сбора мусора, и принявшего на себя в рамках трансакционного анализа эго-состояние «Ребенок», необходимо отметить яркие черты характерные для данной роли, проявляющиеся в процессе игры. Прежде всего, важно определить, к какому виду «ребенка» будет относиться субъект. Выделяют два вида: естественный ребенок и адаптивный ребенок. «Естественный ребенок» действует на основе импульсов, характерных для настоящего ребенка. К ним относится доверчивость; увлеченность делом, особенно новым, непосредственность, изобретательность. В то же время ему свойственна, капризность, легкомысленность, эгоцентричность, которая в свою очередь ведет к обидчивости, упрямости, и как результат, агрессивности. «Адаптированный ребенок» является куда как более сложной психологической формой поведения индивида. Данная роль предполагает действия, которые будут максимально соответствовать требованиям и ожиданиям субъекта, исполняющего роль «Родителя». Конформность, неуверенность, робость и стыдливость являются его характерными чертами.

Наиболее эффективным как для «естественного», так и «адаптированного ребенка», будет реализация программы сбора мусора, выраженная в игровой форме с элементами соревнования. Ходы для них будут выглядеть следующим образом: «ребенку» объясняют правила игры, делая акцент на неповторимости опыта, который будет получен в ходе его участия в подобных мероприятиях. Далее идет процесс самой игры, по результатам которой подводятся итоги, производится награждение и цикл повторяется с значительной (или даже с незначительной) сменой нескольких условий проведения «игры».

Использование командных и индивидуальных рейтингов, внесения в процесс игры элемента соревновательности может заинтересовать субъекта, исполняющего роль «естественного ребенка». Различные поощрения за участие и победы в форме грамот, символики и т.п. от лица «Родителя» – организатора, в свою очередь, могут быть интересны «адаптированному ребенку». Увлеченность делом и изобретательность позволят заинтересовать любого «Ребенка» на первоначальном этапе, в качестве дополнительных стимулов могу выступать сувенирная продукция, а также призы, между которыми и раздельным сбором мусора должна быть организована и объяснена логическая цепочка, а именно: раздельный сбор мусора – вторсырье – продукция из вторсырья. Например, в период существования СССР пользовалась большой популярностью программа по сбору макулатуры с последующей выдачей талонов на приобретение дефицитной литературы. Программа, реализованная с учетом подобного положительного опыта, может привлечь значительную часть населения и «приучить» ее к раздельному сбору мусора (ТБО).

Таким образом, профиты участников ролевого взаимодействия игры «Раздельный сбор ТБО» разнообразны, а выбор формы воздействия зависит от возможного «ЭГО-состояния» возможных участников (таблица 1).

Таблица 1.

Профиты субъектов раздельного сбора мусора

Ребенок

Родитель

Взрослый

1.    Удовлетворение эгоцентризма «естественного ребенка» в результате побед в командных и личных рейтингах

1.    Желание быть положительным примером для других
 

1.Получение материальных или иных выгод от участия

2.    Удовлетворение жажды необычной деятельности

2.    Ощущение себя высоконравственным человеком

2.Получение налоговых льгот, отсутствие санкций

3.    Поощрение со стороны родителя

3.    Ощущение причастности к важной общечеловеческой миссии

3. Осознание необходимости и неизбежности данного вида деятельности

 

4.    Приятное времяпрепровождение

5.    Материальные профиты в виде сувенирной продукции, символики, а также подарков и призов

4.    Одобрение друзьями, коллегами и обществом в целом

 

Подводя итоги применения трансакционного анализа для раздельного сбора ТБО, можно сделать вывод, что при осуществлении в реальности такой игры как «Раздельный сбор ТБО», ходы по отношению к игрокам выстраиваются таким образом, что все возможные участники взаимодействия – родитель, взрослый, ребёнок могут и должны получить свой выигрыш.

 
Список литературы:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: Современный литератор, 2004. – 448 с.
2. Дубровская Д.С., Король Л.Г., Малимонов И.В. Анализ ролевых ситуаций в системе межличностных трансакций «Студент-Преподаватель // Молодежь Сибири – Науке России: материалы международной научно-практической конференции – Красноярск: НОУ ВПО Сибуп, 2014. – С. 122–127.