Анализ мотивации возможных участников раздельного сбора твёрдых бытовых отходов: использование трансакционного анализа
Секция: Экономика
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ мотивации возможных участников раздельного сбора твёрдых бытовых отходов: использование трансакционного анализа
Одним из возможных способов понять поведение человека в обществе является трансакционный анализ Э. Берна. Принципы трансакционного анализа могут применяться в быту, профессиональной и учебной деятельности – везде, где люди имеют дело с людьми. Трансакцией называют единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ является трансакционной реакцией [1, с.19]. В зависимости от особенности совокупности трансакций Э. Берн выделил три возможных ЭГО-состояния человека: «родитель», «взрослый», «ребенок». Трансакционный анализ основан на постулате, что каждый человек способен взаимодействовать с окружающими, будучи в одном из трёх вышеперечисленных ЭГО-состояний.
Серии определенных трансакций с четко определенным предсказуемым исходом, называются играми. Благодаря ходам в игре участники стремятся получить профит (profit) – суммарный результат выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за вычетом связанных с ним затрат. В качестве профита можно выделить следующие ресурсы: деньги, материальные ценности (товары), услуги, информация, статус, любовь.
Возможность применения трансакционного анализа в общественной деятельности отмечалась ранее при анализе ролевых ситуаций в системе межличностных трансакций «студент-преподаватель» на примере типичной учебной игры «Экзамен», отражающих специфику взаимодействия студента и преподавателя в ситуации сдачи экзамена или зачета в высшем учебном заведении [2, с.122-127]. Использование трансакционного анализа является одним из наиболее простых и рациональных способов понимания общественного поведения человека и прежде его мотивации.
Раздельный сбор мусора (ТБО – твёрдых бытовых отходов) – это то, что зависит лично от каждого человека в отдельности. Конечно, эти действия не решат проблему загрязнения Земли, России или Красноярского края, но даже если собранный килограмм пластика, макулатуры не будет загрязнять какой-то конкретный квадратный метр территории нашего города, то оно того стоит.
В данной работе мы постараемся, используя в качестве теоретической и методической основы идеи Э. Берна об играх и ролевом взаимодействии ответить на вопрос «Каким же образом можно воздействовать на жителей г. Красноярска, чтобы добиться их активного участия в раздельном сборе ТБО?».
На этой основе был осуществлён анализ ролевых ситуаций в системе межличностных трансакций на примере игры «Раздельный сбор ТБО», отражающих специфику взаимодействия с её возможными участниками – жильцами домов. В зависимости от того, как в ходе игры может выстраивается взаимодействие между сторонами, можно выделить три типа возможных ролей: «участник –Родитель», «участник – Взрослый» и «участник – Ребёнок».
Состоянию «участник-Родитель» больше все соответствует слово «надо». Поведение и оценка поступков воспринимаются на основании установок, реакций, опыта родителей и предшествующих поколений. Совокупность убеждений, верований и всего, что человек считает правильным – это отражает роль «Родителя». Существует два эго-состояния «Родителя»: Заботливый и Критический. Для «Заботливого родителя» характерно утешение и жалость, «Критический» же наоборот – любит осуждать и указывать на недостатки.
Исходя из этого, можно увидеть, что применимо к ситуации раздельного сбора ТБО «Родитель» поступает так, как это принято в обществе. Ему присуще чувство ответственности за окружающий мир и, соответственно, за настоящее и будущее всех, кто будет в нём жить. В данной ситуации будет трудно мотивировать «Критического родителя», так как удовлетворить его любовь к критике можно будет только через осуждение людей, не откликнувшихся и не поддержавших идею раздельного сбора мусора, что в свою очередь может отпугнуть других. «Заботливый родитель» же мотивируется заботой об окружающей среде и экологии. Возможно, стоит дать ему прочувствовать свою важность и причастность к этой миссии, посредством официального и публичного признания его действий, которыми он сможет похвастаться перед знакомыми и друзьями.
Основными характеристиками состояния «Взрослый» являются трезвые оценки происходящего, умение разграничить догмы и правила с необходимостью. Преимущество данного типа «ЭГО-состояния» заключается в целесообразности, рациональности и полезности своих действий. Однако ему может быть присущ излишний скептицизм, отсутствие импровизации.
При оценке профита «Взрослого» в ситуации раздельного сбора мусора необходимо учитывать, что при принятии решения он, в первую очередь, руководствуется собственными разумными решениями. Следовательно, необходимо в большей степени не воздействовать на его поведение, а лишь донести до него положительные эффекты, достигаемые при раздельном сборе мусора. Кроме того, важно, чтобы выгоды для «Взрослого» были достаточно ощутимы. Примером этого могут является применяемые в Европе штрафы и налоговые льготы при раздельном сборе мусора – метод «кнута и пряника».
Анализируя мотивацию человека, участвующего в программе раздельного сбора мусора, и принявшего на себя в рамках трансакционного анализа эго-состояние «Ребенок», необходимо отметить яркие черты характерные для данной роли, проявляющиеся в процессе игры. Прежде всего, важно определить, к какому виду «ребенка» будет относиться субъект. Выделяют два вида: естественный ребенок и адаптивный ребенок. «Естественный ребенок» действует на основе импульсов, характерных для настоящего ребенка. К ним относится доверчивость; увлеченность делом, особенно новым, непосредственность, изобретательность. В то же время ему свойственна, капризность, легкомысленность, эгоцентричность, которая в свою очередь ведет к обидчивости, упрямости, и как результат, агрессивности. «Адаптированный ребенок» является куда как более сложной психологической формой поведения индивида. Данная роль предполагает действия, которые будут максимально соответствовать требованиям и ожиданиям субъекта, исполняющего роль «Родителя». Конформность, неуверенность, робость и стыдливость являются его характерными чертами.
Наиболее эффективным как для «естественного», так и «адаптированного ребенка», будет реализация программы сбора мусора, выраженная в игровой форме с элементами соревнования. Ходы для них будут выглядеть следующим образом: «ребенку» объясняют правила игры, делая акцент на неповторимости опыта, который будет получен в ходе его участия в подобных мероприятиях. Далее идет процесс самой игры, по результатам которой подводятся итоги, производится награждение и цикл повторяется с значительной (или даже с незначительной) сменой нескольких условий проведения «игры».
Использование командных и индивидуальных рейтингов, внесения в процесс игры элемента соревновательности может заинтересовать субъекта, исполняющего роль «естественного ребенка». Различные поощрения за участие и победы в форме грамот, символики и т.п. от лица «Родителя» – организатора, в свою очередь, могут быть интересны «адаптированному ребенку». Увлеченность делом и изобретательность позволят заинтересовать любого «Ребенка» на первоначальном этапе, в качестве дополнительных стимулов могу выступать сувенирная продукция, а также призы, между которыми и раздельным сбором мусора должна быть организована и объяснена логическая цепочка, а именно: раздельный сбор мусора – вторсырье – продукция из вторсырья. Например, в период существования СССР пользовалась большой популярностью программа по сбору макулатуры с последующей выдачей талонов на приобретение дефицитной литературы. Программа, реализованная с учетом подобного положительного опыта, может привлечь значительную часть населения и «приучить» ее к раздельному сбору мусора (ТБО).
Таким образом, профиты участников ролевого взаимодействия игры «Раздельный сбор ТБО» разнообразны, а выбор формы воздействия зависит от возможного «ЭГО-состояния» возможных участников (таблица 1).
Таблица 1.
Профиты субъектов раздельного сбора мусора
Ребенок |
Родитель |
Взрослый |
1. Удовлетворение эгоцентризма «естественного ребенка» в результате побед в командных и личных рейтингах |
1. Желание быть положительным примером для других |
1.Получение материальных или иных выгод от участия |
2. Удовлетворение жажды необычной деятельности |
2. Ощущение себя высоконравственным человеком |
2.Получение налоговых льгот, отсутствие санкций |
3. Поощрение со стороны родителя |
3. Ощущение причастности к важной общечеловеческой миссии |
3. Осознание необходимости и неизбежности данного вида деятельности
|
4. Приятное времяпрепровождение |
||
5. Материальные профиты в виде сувенирной продукции, символики, а также подарков и призов |
4. Одобрение друзьями, коллегами и обществом в целом |
Подводя итоги применения трансакционного анализа для раздельного сбора ТБО, можно сделать вывод, что при осуществлении в реальности такой игры как «Раздельный сбор ТБО», ходы по отношению к игрокам выстраиваются таким образом, что все возможные участники взаимодействия – родитель, взрослый, ребёнок могут и должны получить свой выигрыш.