Статья:

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Антипова Д.О. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/10(55).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Антипова Дарья Олеговна
магистрант, Тольяттинский Государственный Университет, РФ, г. Самара

 

Цифровизация в промышленной безопасности – достаточно актуальная, современная в прогрессирующем мире тема, означающая наступление новой эпохи индустриализации [2, с. 72]. Она помогает обеспечивать предприятиям эффективную работу в области контроля производственного процесса, упрощает систему обнаружения потенциальных опасностей и возможность их быстрого устранения, а также создает единую систему обеспечения жизнедеятельности и безопасности предприятия. В основу внедрения новых технологий лежит стремление к комплексной оптимизации промышленной безопасности и созданию условий для успешной работы предприятия в целом.

В настоящее время остро стоит вопрос о проведении оптимизации в области промышленной безопасности на промышленных предприятиях занимающихся транспортировкой нефтепродуктов, так как есть проблема в обнаружении нарушений технологического состояния трубопроводов и другой инфраструктуры, а также скорости их локализации и ликвидации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2415 «О проведении эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует проведение эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности. В ходе опытной эксплуатации одновременно будет отработано взаимодействие с Ростехнадзором по этому направлению.

В настоящий момент «Транснефть-Балтика» эксплуатирует 3,4 тыс. Магистральных нефтепроводов, что позволило стать подходящей платформой для пилотного проекта благодаря своей деятельности: транспорт нефти, светлых и темных нефтепродуктов [5, с. 284].

АСДКПБ — это программный комплекс отечественной разработки, способный анализировать техническое состояние объектов, обрабатывать информацию с установленных датчиков контроля и сенсоров, рассчитывать комплексные показатели их промышленной безопасности, и прогнозировать внештатные ситуации. Грубо говоря, система позволяет оперативно получать информацию о возможных отклонениях в работе объектов и в режиме реального времени передавать ее в Ростехнадзор. В эксплуатации представляется как большая таблица с различными ячейками, каждая из которых соответствует отдельному технологическому участку. Все сведено к базовым понятиям: зеленый цвет – перекачка нефти происходит в штатном режиме, желтый – значит, возникает риск, красный – превышен допустимый риск уровня показателя безопасности.

Одним из главных плюсов, несомненно, можно считать то, что как только что-то происходит, например, с нефтепроводом, поломка, утечка, повышение давления или другая внештатная ситуация, система позволяет мгновенного определить и передать информацию диспетчерам. Специалисты экономят время, и не тратят его на выяснение причин и локализации места аварии, а сразу занимаются предотвращением аварийной ситуации.

Следующим плюсом данной системы можно считать: АСДКПБ позволит незамедлительно передавать информацию в ситуационно-аналитический центр Ростехнадзора (САЦ СДК ПБ). Задача передачи информации упрощается и контролирующие органы могут освободить объекты от плановых проверок, и специалисты предприятия фокусируются на главном – обеспечить высокий уровень промышленной безопасности транспорта нефти, и как можно быстрее локализовать и ликвидировать внештатную ситуацию.

Подробный анализ системы доступен только сотрудникам предприятия, можно лишь поверхностно рассудить о минусах. В первую очередь следует сказать, о дорогостоящем оборудовании, что приводит к дополнительным расходам на обслуживание программного обеспечения, обучение персонала и обеспечения допуска к работе с ПЭВМ.

Сами датчики, контрольно-измерительные приборы, которые могут допускать погрешность, выходить из строя, и показывать ошибочные значения. При этом счетчики с дистанционным управлением зависимы от связи (интернета, радиомодуля и т.д.).

В целом, система контролирует только отклонение технических параметров, но это не является всеми требованиями промышленной безопасности, которые выдвигает Ростехнадзор. То есть, он не освобождает от контроля за аттестацией персонала, ведением журналов, экспертиз, а лишь снижает возможность проверок Ростехнадзора. Если выстраивать СДК только в направлении мониторинга показателей, то число проверок не удастся снизить.

На данный момент Российский союз промышленников и предпринимателей, категорически против развития системы дистанционного контроля, эксперимент считается не успешным. Тем не менее это большой шаг в области цифровизации промышленной безопасности, нововведение, которые все же упрощает и помогает оптимизировать производственный процесс и вывести его на новый уровень.

 

Список литературы:
1. Акимочкин И. В. Перспективы развития транспортировки нефти и газа // Территория Нефтегаз. 2012. №10. С. 30-34.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-transportirovki-nefti-i-gaza (дата обращения : 11.09.2022)
2. Киселева Е. В. Развитие дистанционного труда в России: преимущества и недостатки // Известия АлГТУ. Юридические науки. 2018. №6. С. 162-166.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-distantsionnogo-truda-v-rossii-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 09.10.2022).
3. Кузнецова Е. С. Цифровая трансформация охраны труда. Наше видение перевода всей сферы охраны труда в цифровую плоскость // ECOStandart.Journal. 2021. C. 80-86. URL: https://journal.ecostandardgroup.ru/ot/tech/tsifrovaya-transformatsiya-okhrany-truda/ (дата обращения: 03.11.2022).
4. Тен Э.В., Скворцов А. А. Идентификация опасностей и аварий на опасных производственных объектах, где применяется магистральный трубопровод // International scientific review. 2016. №2. С. 20-25. URL: https://cyberleninka.ru/artcle/n/identifikatsiya-opasnostey-i-avariy-na-opasnyh-proizvodstvennyh-obektah-gde-primenyaetsya-magistralnyy-truboprovod (дата обращения: 05.10.2022).
5. Управление качеством подготовки и принятия решений в области обеспечения безопасности промышленных и транспортных объектов / Махутов Н.А., Шепитько Т.В., Балановский В.Л., Подъяконов В.М., Денисов В.В. // Управление качеством в образовании и промышленности. Сборник статей Всероссийской научно-технической конференции. Редколлегия: Белая М.Н. (отв. ред.). 2020. С. 284-292.