АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Секция: Технические науки
LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Цифровизация в промышленной безопасности – достаточно актуальная, современная в прогрессирующем мире тема, означающая наступление новой эпохи индустриализации [2, с. 72]. Она помогает обеспечивать предприятиям эффективную работу в области контроля производственного процесса, упрощает систему обнаружения потенциальных опасностей и возможность их быстрого устранения, а также создает единую систему обеспечения жизнедеятельности и безопасности предприятия. В основу внедрения новых технологий лежит стремление к комплексной оптимизации промышленной безопасности и созданию условий для успешной работы предприятия в целом.
В настоящее время остро стоит вопрос о проведении оптимизации в области промышленной безопасности на промышленных предприятиях занимающихся транспортировкой нефтепродуктов, так как есть проблема в обнаружении нарушений технологического состояния трубопроводов и другой инфраструктуры, а также скорости их локализации и ликвидации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2415 «О проведении эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует проведение эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности. В ходе опытной эксплуатации одновременно будет отработано взаимодействие с Ростехнадзором по этому направлению.
В настоящий момент «Транснефть-Балтика» эксплуатирует 3,4 тыс. Магистральных нефтепроводов, что позволило стать подходящей платформой для пилотного проекта благодаря своей деятельности: транспорт нефти, светлых и темных нефтепродуктов [5, с. 284].
АСДКПБ — это программный комплекс отечественной разработки, способный анализировать техническое состояние объектов, обрабатывать информацию с установленных датчиков контроля и сенсоров, рассчитывать комплексные показатели их промышленной безопасности, и прогнозировать внештатные ситуации. Грубо говоря, система позволяет оперативно получать информацию о возможных отклонениях в работе объектов и в режиме реального времени передавать ее в Ростехнадзор. В эксплуатации представляется как большая таблица с различными ячейками, каждая из которых соответствует отдельному технологическому участку. Все сведено к базовым понятиям: зеленый цвет – перекачка нефти происходит в штатном режиме, желтый – значит, возникает риск, красный – превышен допустимый риск уровня показателя безопасности.
Одним из главных плюсов, несомненно, можно считать то, что как только что-то происходит, например, с нефтепроводом, поломка, утечка, повышение давления или другая внештатная ситуация, система позволяет мгновенного определить и передать информацию диспетчерам. Специалисты экономят время, и не тратят его на выяснение причин и локализации места аварии, а сразу занимаются предотвращением аварийной ситуации.
Следующим плюсом данной системы можно считать: АСДКПБ позволит незамедлительно передавать информацию в ситуационно-аналитический центр Ростехнадзора (САЦ СДК ПБ). Задача передачи информации упрощается и контролирующие органы могут освободить объекты от плановых проверок, и специалисты предприятия фокусируются на главном – обеспечить высокий уровень промышленной безопасности транспорта нефти, и как можно быстрее локализовать и ликвидировать внештатную ситуацию.
Подробный анализ системы доступен только сотрудникам предприятия, можно лишь поверхностно рассудить о минусах. В первую очередь следует сказать, о дорогостоящем оборудовании, что приводит к дополнительным расходам на обслуживание программного обеспечения, обучение персонала и обеспечения допуска к работе с ПЭВМ.
Сами датчики, контрольно-измерительные приборы, которые могут допускать погрешность, выходить из строя, и показывать ошибочные значения. При этом счетчики с дистанционным управлением зависимы от связи (интернета, радиомодуля и т.д.).
В целом, система контролирует только отклонение технических параметров, но это не является всеми требованиями промышленной безопасности, которые выдвигает Ростехнадзор. То есть, он не освобождает от контроля за аттестацией персонала, ведением журналов, экспертиз, а лишь снижает возможность проверок Ростехнадзора. Если выстраивать СДК только в направлении мониторинга показателей, то число проверок не удастся снизить.
На данный момент Российский союз промышленников и предпринимателей, категорически против развития системы дистанционного контроля, эксперимент считается не успешным. Тем не менее это большой шаг в области цифровизации промышленной безопасности, нововведение, которые все же упрощает и помогает оптимизировать производственный процесс и вывести его на новый уровень.