Статья:

Разработка компьютерной модели диагностики личностного роста обучающихся

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Кузьмин В.А. Разработка компьютерной модели диагностики личностного роста обучающихся // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(51).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка компьютерной модели диагностики личностного роста обучающихся

Кузьмин Вячеслав Александрович
студент Иркутского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Иркутск

 

Цель исследования: Разработать программу с использованием электронных таблиц для проведения исследования – определение личностного развития обучающегося. Оказать помощь преподавателям в обработке большого объема информации с помощью электронных таблиц.

Личность – это человек, ответственно и свободно определяющий свой взгляд к миру, к людям, к самому себе. Такой взгляд, его отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными).

Воспитание - это деятельность человека, которой необходима оценка в социуме. Для оценки этой деятельности необходимо ввести какой-либо термин, который будет оценивать цели и результат этой деятельности, определять положительную сторону развития личности. В качестве такого термина можно использовать понятие «личностный рост» Степанов П.В. дает определение: «Личностный рост – это развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность», [2, с. 20].

Какие же именно объекты окружающей нас действительности признаны ценностями в нашем обществе? Многие психологи считают, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие ценности как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Обычно, для выявления, что ценно используется большое количество данных.

Из выше перечисленного, актуальность данной темы состоит в следующем: мы должны рассматривать отношение обучающихся к основным ценностям нашего общества; кроме этого необходимо применение информационных технологий при проведении исследований коллектива, что упростит работу преподавателя или классного руководителя при обработке диагностики и сократит время.

В данной работе я хочу оказать реальную помощь преподавателям или классным руководителям. С помощью опросника «Личностный рост» диагностируются отношения обучающихся к основным ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, мир, труд, культура).

Поскольку личностный рост – явление непостоянное, изменяемое, то и опросник необходимо проводить несколько раз (при этом не следует проводить одну и ту же диагностику одним и тем же обучающимся более двух раз – у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов).

Ход исследования: Раздаются обучающимся опросники и бланки для ответов. Опросники состоят из нескольких десятков утверждений, с которыми обучающиеся соглашаются или не соглашаются. Оценить степень своего согласия/несогласия они могут в баллах: от «+4» до «–4».  Затем бланки собираются.

Обработка полученных данных. Ответы обучающихся сортируются по 10 шкалам, которые соответствуют разным точкам зрения их личностного роста – изменению отношений к своей стране, к своему здоровью, к природе и т.п. Это распределение позволяет преподавателю не только делать общий вывод о результатах воспитания обучающихся, но и увидеть наиболее проблемные моменты их воспитанности.

Затем все баллы по каждой шкале складываются и получается результат. Если сумма баллов по разным шкалам составляет: от -28 до -14, то условно можно говорить об устойчиво-негативном отношении обучающегося к соответствующей ценности; от -14 до 0, о ситуативно-негативном отношении; от 0 до 14, о ситуативно-позитивном отношении; от 14 до 28, об устойчиво-позитивном отношении. Если определить средний балл по всем 10 шкалам (интегративный показатель личностного развития обучающегося), то можно получить целостное представление о характере отношений обучающегося ко всем основным ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностного роста.

Полученные данные удобнее всею систематизировать следующим образом. На отдельных листах помещаются 10 таблиц, соответствующих 10-ти диагностируемым ценностям личностного роста обучающихся. В каждую из этих таблиц вносятся данные о процентном соотношении обучающихся, показывающих устойчиво-негативное, ситуативно-негативное, ситуативно-позитивное или устойчиво-позитивное отношение к каждой из 10-ти ценностей. Далее вычерчивается диаграмма, где представлены результаты данной диагностики. Высота столбика гистограммы показывает количество набранных баллов тем или иным обучающимся по той или иной шкале.

Разработка компьютерной модели диагностики личностного роста обучающихся. Для реализации программы «Личностный рост» в Excel удобно воспользоваться возможностью работать на нескольких листах. Я предлагаю использовать 13 листов. Изменим стандартные имена листов и назовем их: «Заполнение», «Отечество», «Земля», «Мир», «Труд», «Культура», «Знания», «Другие люди», «Иные люди», «Здоровье», «Внутренний мир», «Обработка», «Результат»

Лист «Заполнение» На листе «Заполнение» создадим таблицу для внесения списка обучающихся, после заполнения данной таблицы фамилии и имена обучающихся автоматически будут внесены на остальные листы.

Листы «Отечество», «Земля», «Мир», «Труд», «Культура», «Знания», «Другие люди», «Иные люди», «Здоровье», «Внутренний мир» отведем под матрицы.

Лист «Отечество» В ячейку А2 вводится формула =заполнение!A2.  Данная формула применяется на столько строк, сколько обучающихся опрошено. Необходимые значения: Фамилия, имя обучающегося уже внесены и переносятся в нужные ячейки с листа «Заполнение». В ячейки В1-Н1 - вводятся номера ответов по шкале «Отечество» обучающегося, стоящего по списку первым. В2-Н2 - Количество баллов, набранных обучающимся при ответе на вопросы: №1,11,21, 31,41, 51, 61. Аналогично заполняются данные всех обучающихся по данной шкале «Отечество» Затем необходимо ввести формулы в расчетные ячейки. В расчетные ячейки В3,E3,F3 для подсчета Количества баллов, набранных обучающимся при ответе на вопросы №11,31,41 (знаки в которых не меняются на противоположные),  вводим формулы =B2, =E2, =F2 соответственно. В расчетные ячейки C3,D3,G3,H3 для подсчета Количества баллов, набранных обучающимся при ответе на вопросы№1,21, 51, 61 (знаки в которых меняются на противоположные), вводим формулы =-1*C2, =-1*D2, -1*G2, -1*H2 соответственно. В столбце I просчитываем сумму баллов, набранных конкретным обучающимся по данной шкале: =СУММ(B3:H3) В ячейки М5 – М8 водим названия характера отношений: устойчиво-негативный, ситуативно-негативный, устойчиво-позитивный, ситуативно-позитивный соответственно. Количество выборов, полученных обучающимся по тому или иному отношению вводим и просчитываем в ячейках N5- N8

В N5 Устойчиво-негативный характер =СЧЁТЕСЛИ(J2:J45;"уст-негат")

В N6 Ситуативно-негативный характер =СЧЁТЕСЛИ(J2:J45;"сит-негат")

В N7 Устойчиво-позитивный характер =СЧЁТЕСЛИ(J2:J45;"уст-позит")

В N8 Ситуативно-позитивный характер =СЧЁТЕСЛИ(J2:J45;"сит-позит")

В следующих ячейках просчитываем: В ячейке О5 - Процентное отношение выборов, демонстрирующих устойчиво-негативное отношение учащихся по формуле =N5/(заполнение!$D$1)

O6 - Процентное отношение выборов, демонстрирующих ситуативно-негативное отношение учащихся по формуле =N6/(заполнение!$D$1)

O7 - Процентное отношение выборов, демонстрирующих устойчиво-позитивное отношение учащихся по формуле =N7/(заполнение!$D$1)

O8 - Процентное отношение выборов, демонстрирующих ситуативно-позитивное отношение учащихся по формуле =N8/(заполнение!$D$1)

Аналогично созданы Листы: «Земля», «Мир», «Труд», «Культура», «Знания», «Другие люди», «Иные люди», «Здоровье», «Внутренний мир». Изменим лишь ячейки, в которых содержатся ответы на вопросы, знаки в которых при обработке либо меняются на противоположный знак, либо не меняются на противоположный знак. На каждом листе с помощью Мастера диаграмм заготовлена диаграмма, отражающая отношение обучающихся к той или иной шкале. Данные вносятся автоматически при заполнении таблицы. Столбцы гистограммы показывают, какое количество баллов набрали обучающиеся по данной шкале.

Аналогично созданы Листы: «Земля», «Мир», «Труд», «Культура», «Знания», «Другие люди», «Иные люди», «Здоровье», «Внутренний мир».

Создание листа Обработка. Данный лист используется для общих расчетов личностного роста обучающихся по всем шкалам, для определения среднего балла по всем 10 шкалам (интегративного показателя личностного развития обучающегося). Необходимые значения уже подсчитаны и переносятся в нужные ячейки с листов «Отечество», «Земля», «Мир», «Труд», «Культура», «Знания», «Другие люди», «Иные люди», «Здоровье», «Внутренний мир».

В расчетные ячейки вводятся формулы: В ячейку В2=отечество!$I$3, в ячейку В3=земля!$I$5 и т.д. по всем ячейкам столбца В. В ячейку С2 =земля!$I$3, в ячейку С3=земля!$I$5 и т.д. по всем ячейкам столбца С. В ячейку D2 =мир!$I$3, в ячейку D3 =мир!$I$5 и т.д. по всем ячейкам столбца D Аналогично заполняются столбцы по всем шкалам. В столбцы L2 – L23 вводится формула вычисления суммы баллов по каждому обучающемуся: =СУММ(В2:К2), =СУММ(В3:К3), =СУММ(В4:К4) и  т.д. В столбцы М2 – М23 вводятся формулы для определения характера отношений ко всем основным ценностям вместе по каждому обучающемуся: =ПРОСМОТР(L2;{-28;-14;0;14;28};{“уст-негат”; ”сит-негат”;”уст-позит”; ”сит-позит”;”сит-позит”}) , и т.д. В ячейку L24 вводится формула для подсчета общего балла по группе: =СУММ(L2:L23)/(заполнение!$D$1). В ячейку М24 вводится формула для определения характера отношений ко всем основным ценностям вместе по группе: =ПРОСМОТР(L24;{-28;-14;0;14;28};{“уст-негат”; ”сит-негат”;”уст-позит”; ”сит-позит”;”сит-позит”})

Лист «Результат» используется для вывода гистограммы. Столбцы гистограммы отражают результаты сумм баллов по всем шкалам личностного роста каждого обучающегося.

Вывод. В результате проделанной работы была создана программа «Личностный рост» для обработки данных диагностического исследования коллектива обучающихся. Данная программа может быть использована для определения характера отношений обучающихся к основным ценностям общества, для определения интегративного показателя личностного развития, как отдельного обучающегося, так и всего коллектива в целом

Я думаю, данная программа может быть полезна преподавателям, классным руководителям, психологам образовательных организаций и они могут учесть результаты в планировании воспитательной работы. Используя данную диагностику в системе можно проследить, какие изменения будут происходить в развитии обучающихся какой-либо группы на протяжении нескольких лет.

 

Список литературы:
1. Медведев Л.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице MS Excel.// Информатика №7, 8/2015.
2. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКиПРО, 2003.-83 с.