Статья:

Использование программного пакета MATLAB при создании интерактивных лабораторных работ по физике

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Наумов М.А. Использование программного пакета MATLAB при создании интерактивных лабораторных работ по физике // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/12(52).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование программного пакета MATLAB при создании интерактивных лабораторных работ по физике

Наумов Максим Александрович
студент, Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Камышин
Морозова Елена Васильевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Естественно-научные дисциплины» Камышинского технологического института (филиал) Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Камышин

 

Одной из основных тенденций в развитии современного образования, не зависимо от его видов и форм, выступает повышение роли информационных технологий в процессе изучения множества дисциплин. Возрастающая важность инклюзивного и удаленного образования в условиях быстрого развития информационных технологий делает актуальным использование специализированного программного обеспечения, повышающего качество подачи учебного материала.

Важность большего вовлечения информационных технологий в учебный процесс связана и с необходимостью улучшения качества инклюзивного и удаленного обучения. Не имея возможности принимать непосредственное участие в практических занятиях, обучающиеся должны иметь возможность проходить учебную программу дистанционно, что, безусловно, ограничивает доступ к работе с реальным лабораторным оборудованием. В таком случае, использование программного обеспечения, которое помогает смоделировать реальный процесс, позволяет сгладить все трудности, связанные с невозможностью обучающегося присутствовать на занятиях. Это весьма важно, например, для жителей отдаленных населенных пунктов, для которых существует проблема ограничения доступа к учебным заведениям, из-за их удаленности, а также и для многих учебных заведений, имеющих мало оснащенные лабораторным оборудованием кабинеты или фактически отсутствующих лабораторий. Рассматриваемая проблема также очень актуальна и для обучающихся, находящихся на домашнем обучении, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Особую важность и актуальность получает использование информационных технологий в связи с изучением технических, физико-математических и естественнонаучных дисциплин, которые, зачастую, предполагают проведение сложно реализуемых на практике экспериментов и опытов. Зачастую не обладающие необходимым экспериментальным, измерительным и прочим узкоспециализированным оборудованием, учебные заведения школьного, среднего профессионального и высшего образования могут использовать компьютерные системы моделирования для того, чтобы решать всевозможные учебные задачи в широком спектре естественнонаучных и математических дисциплин.

Например, лабораторные работы по физике целесообразно организовывать в форме интерактивных лабораторных работ.

Интерактивная лабораторная работа – прогрессивная форма проведения учебных лабораторных занятий, суть которой заключается в замене лабораторного исследования с реальным оборудованием на математическое моделирование изучаемых физических процессов, подразумевающее виртуальное взаимодействие с лабораторным оборудованием. [2]

Широкие возможности виртуального моделирования можно продемонстрировать на примере создания интерактивной лабораторной работы в среде MATLAB.

MATLAB – пакет программного обеспечения, предназначенный для математического моделирования и решения технических задач. MATLAB, располагая обширным функционалом и вычислительными мощностями, способен справляться с большим количеством математических и технических задач. Данный пакет прикладных программ способен выполнять множество задач, связанных с моделированием, а потому разработка интерактивных лабораторных работ, предполагающих виртуальное изучение реальных физических процессов в среде MATLAB не составит труда.

В качестве примера реализации лабораторной работы по физике можно привести моделирование задачи контроля уровня воды в баке. В задаче объект управления представлен баком с водой, оснащенным двумя трубами. Через одну из труб вода подается в бак, через другую – вытекает. Подача воды в бак должна регулироваться в зависимости от скорости расхода воды. Задача в этом случае состоит в поддержании необходимого (изменяемого во времени) уровня воды на должном уровне путем регулирования объема подачи воды в бак.

Реализация данной системы на практике вряд ли возможна и целесообразна в учебном заведении. Однако, изучение процесса функционирования системы легкодоступно и удобно исследуется средствами моделирования MATLAB. Принимая вентиль подачи воды за регулирующий элемент и предполагая, что существует некий регулятор, агрегирующий данные об уровне воды и подающий управляющее воздействие на регулирующий элемент, можно описать условия изменения уровня подачи воды правилами нечеткой логики и построить блок-диаграмму модели экспериментальной установки (Рис. 1) [1, с. 235].

 

Рисунок 1. Блок-диаграмма экспериментальной установки в среде Simulink пакета MATLAB

 

Таким образом, результатом моделирования задачи будет график (Рис. 2), показывающий фактический и заданный уровень воды, на котором будет достаточно хорошо виден переходный процесс изменения уровня воды в баке. [1, с. 236] Благодаря средствам моделирования MATLAB можно подобрать такое управляющее воздействие, при котором переходный процесс будет сведен к минимуму, что представляет не только обучающую ценность, но и имеет большую важность в условиях реальных предприятий ввиду снижения издержек.

 

Рисунок 2. График изменения уровня воды в баке

 

Другим примером интерактивной лабораторной работы в среде MATLAB может служить задача моделирования качения шара по качели. Задача управления в данном случае состоит в том, чтобы поддерживать такое состояние качелей, при котором шар не смог бы скатиться с них.

Создав блок-диаграмму (Рис. 3) модели и запустив моделирование (Рис. 4), можно наглядно увидеть, как система подает управляющие воздействия на края качелей, подталкивая их и не позволяя шарику скатиться. Таким образом, в итоге получается модель, хорошо иллюстрирующая физические явления и вполне способная заменить собой реальный лабораторный опыт. Пакет MATLAB хорошо справляется и с более сложными процессами – как, например, имитация движения шара, отскакивающего от качелей (Рис. 5) [1, с. 240-242].

 

Рисунок 3. Блок-диаграмма установки с качелями в среде Simulink пакета MATLAB

 

Рисунок 4. Cимуляция опытной установки в среде MATLAB

 

Рисунок 5. Cимуляция процесса отскакивания шара от качелей

 

Приведенные выше примеры иллюстрируют простоту виртуального моделирования реальных физических процессов, реализация которых технически сложна в лабораторных условиях. Для большей наглядности на базе Камышинского технологического института (филиал) ВолгГТУ были выполнены лабораторные работы в классической и интерактивной форме. Например, в реальных лабораторных условиях и с помощью моделирования был поставлен опыт по изучению зависимости сопротивления металлов от температуры. По итогам сравнения подготовки и проведения обоих опытов было выявлено, что:

- Интерактивная лабораторная работа занимает меньше времени по сравнению с реальной;

- Виртуальная модель может быть использована вне реальной лаборатории в любое время, но необходим компьютер;

- Виртуальная модель установки не зависит от состояния реальных приборов.

Таким образом, интерактивные лабораторные работы открывают широкие возможности для изучения физических явлений и решения технических задач, в том числе задач управления. Программное обеспечение, предназначенное для математического моделирования реальных физических процессов, обладает большим потенциалом и широкими возможностями, позволяет решить большое количество экспериментальных и прикладных задач, способствует более наглядному представлению учебных материалов, повышает их доступность. Внедрение интерактивных лабораторных работ в учебный процесс полностью разрешает проблемы отсутствия реального лабораторного оборудования, невозможности проведения тех или иных опытов в лабораторных условиях, а также проблемы ограниченного доступа к учебному оборудованию ввиду тех или иных причин.

Можно с уверенностью сказать, что потенциал интерактивных лабораторных работ, конструируемых посредством пакетов моделирующего программного обеспечения, поистине безграничен.

 

Список литературы:
1. Дьяконов В.П., Круглов В.В. MATLAB 6.5 SP1/7/7 SP1/7 SP2 + Simulink 5/6. Инструменты искусственного интеллекта и биоинформатики // Солон-пресс. – 2010. – С.234-243.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – №7. – С.80-81.