Информационные технологии в сфере дистанционного обучения для школьников с нарушением зрения
Секция: Физико-математические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Информационные технологии в сфере дистанционного обучения для школьников с нарушением зрения
В статье мы исследуем информационные технологии, которые используются при дистанционном обучении. Особенное место уделяя именно тем технологиям, которые созданы для людей с плохим зрением.
С развитием информационных технологий в сфере образования появилось такое направление как дистанционное обучение. Оно является – самостоятельной формой обучения, где информационные технологии являются ведущими средствами достижения цели [4]. Конечно же, дистанционное обучение подходит далеко не каждому ребенку, но бывают обстоятельства, когда без такой формы подачи учебного материала просто не обойтись. К дистанционной форме обучения прибегают часто болеющие дети, подростки с возникшими конфликта со сверстниками или преподавателями, дети, которые и не могут нормально посещать уроки по строго составленному расписанию [2].
Обучение в данном виде проводиться в форме учебных чат-занятий, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проходят с одновременным доступом к чату всех участников. В рамках многих дистанционных учебных заведений существует чат-школа, с помощью которой организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Для данного обучения создаются и совершенствуются специальные приложения и гаджеты, электронные учебные пособия, которые являются электронным изданием, частично или полностью заменяющее, дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания [3]. С каждым годом оно все больше развивается, разрабатываются и создаются новые программы и гаджеты, чтобы облегчить получение знаний для школьников. Рассмотрим эволюцию программ и гаджетов для слабовидящих.
Компьютер является повседневным элементом жизни каждого школьника, особенно при обучении на дому. Поэтому, чтобы облегчить прочтение информации на сайтах или в электронных книгах были созданы специальные говорящие программы. С помощь программ экранного доступа любой пользователь может получить доступ к цифровой информации. Такими программами являются: JAWS for Windows, Cobra, NVDA, Virgo и другие [1].
Говорящие программы включают в себя некоторые функции. В некоторых можно выбирать голос, читать сложные тексты, но для некоторых требуются специальные дополнительные приложения для распознавания. Ну а школьникам будет достаточно и базового набора. Так же некоторые программы имеют дополнительный набор совместимых синтезаторов речи: русский, английский, французский, немецкий и другие.
Так же были изобретены специальные электронно-оптические приборы, которые получили название электронные видеоувеличители или электронные лупы. С их помощью можно увидеть мелкие детали с увеличением от 25 до 75х без всяких искажений контуров. Они представляют собой оптическую систему, изображение которое обрабатывается электроникой и выдается на встроенный экран, записывается на запоминающее устройство.
В данное время выбор портативных электронных луп для людей с плохим зрением очень велик. Производители дополняют устройства самыми разными дополнительными функциями. Поэтому перед покупкой электронного видеоувеличителя нужно выяснить, для каких целей приобретается данный аппарат. У современных видеоувеличителей для людей со слабым зрением очень много положительных преимуществ: широкоугольный дисплей, плавное увеличение, портативность, длительное время работы от аккумулятора, четкость изображения, набор дополнительных функций.
Можно привести пример нескольких электронных видеоувеличителей. Электронная лупа Bigger B2-35TV может увеличить текст в 24 раза. Данную лупу не обязательно постоянно держать у текста так – как его можно сфотографировать и читать уже с лупы, но, к сожалению изображения не сохраняется. А вот в другой модельке лупы Bigger B2-50TV-HDMI не только сохраняется изображение, которое уже можно увеличить до 32-х раз, но и можно прослушивать аудиозаписи, что по- моему является очень удобной функцией [5].
Как мы видим, в современном мире плохое зрение не мешает школьником получить хорошее образование. Уже создано много программ и гаджетов для школьников с плохим зрением, а так как информационные технологии не стоят на месте, то все эти приспособления будут только улучшаться. Дистанционное образование всегда будет актуально, и будет развиваться и совершенствоваться. Оно занимает всё большую роль в модернизации образования.