Современные системы обеспечения качества
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Современные системы обеспечения качества
Качество продукции закладывается еще на начальных стадиях исследования и проектирования, поддерживается в процессе изготовления и обеспечивается на стадии эксплуатации и потребления. Следовательно, управление качеством продукции осуществляется на всех перечисленных стадиях путем реализации соответствующих действий.
На данный момент перед производством стоит задача получения высокой прибыли. Для этого производятся различные маркетинговые исследования, согласно которым производитель узнает, какую продукцию, где и как производить и продавать. Уже из этой экономической цели формируется цель предприятия производить качественную продукцию. Для достижения этой цели строится система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.
Управление качеством на предприятиях производится с целью постоянного совершенствования продукции и предоставляемых услуг. Также оно направлено на приведение товаров в соответствие с национальными и международными стандартами. Основы управления качеством регламентируют наиболее важные моменты, которые позволяют удовлетворить нужды потребителей и обеспечить надлежащий уровень безопасности.
Современные методы менеджмента качества раскрыты в двух системах обеспечения качества:
1 всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM);
2 международные стандарты на системы менеджмента качества ISO серии 9000.
TQM является комплексной системой, направленной на постоянное улучшение качества, уменьшение производственных затрат и поставки точно в срок.
TQM основывается на принципе – улучшению нет предела. Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов и уровня квалификации персонала позволяет достичь более быстрого и эффективного производства.
Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.
TQM включает два механизма: Quality Assurance (QA) - контроль качества и Quality Improvements (QI) - повышение качества. Первый поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара. Второй механизм указывает на то, что уровень качества нужно не только поддерживать, но и повышать.
Управление качеством - это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции. Механизм TQM направлен на достижение главной цели улучшения качества продукта.
Работа по улучшению продуктивности, повышение сплочённой работы коллектива, уменьшение затрат и увеличение роста доверия заказчика - эти показатели могут привести к повышению популяризации производства.
TQM предполагает:
- контроль в процессе разработки новой продукции;
- входной контроль материалов;
- оценку качества продукции и производственного процесса;
- обучение методам обеспечения качества и повышение квалификации персонала;
- координацию работ в области качества;
- совместную работу по качеству с поставщиками;
- удовлетворённость работниками своей работой;
- создание политики в области качества;
- проведение мер по формированию культуры качества;
- возложение ответственности за деятельность в области качеств на высшее руководство.
Серия международных стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000 появилась в 1987 г. и оказала большое влияние на менеджмент и обеспечение качества. Главная задача систем менеджмента качества, построенных на основе стандартов ISO серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого покупателем и представление ему доказательств того, что предприятие готово справиться с поставленной задачей. В этих стандартах обобщен и сконцентрирован опыт передовых прогрессивных стран в области управления качеством продукции.
Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO).
Требования ИСО 9000 заключаются в том, что качество производимого продукта зависит от всех выполняемых работ.
Основные положения стандарта можно кратко сформулировать следующим образом: все процессы, которые могут существенно повлиять на качество готовой продукции, должны быть выявлены, документированы, за выполнение этих правил должна быть назначена персональная ответственность, регулярно должна проводиться проверка соответствия реальных процессов документированным требованиям. Стандарты серии ИСО 9000 периодически пересматриваются и проверяются на актуальность.
В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает:
ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Содержит основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК), а также основу для других стандартов на системы менеджмента качества.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Версия отличаются от прошлых редакций требованиями по разработке риск-ориентированного мышления, меньшим количеством документации, повышением значимости организационного контекста, роли руководства в функционировании СМК, направленностью на удовлетворение потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества.
Эти стандарты дополняются стандартами серии 10000, содержащими руководящие указания по разработке программ качества, обеспечению качества измерительного оборудования, непрерывному обучению и подготовке кадров, по экономическим аспектам качества.
Усовершенствование любого производства ведёт за собой нововведения в то числе и в управлении качеством и его системах. Ведь именно их модернизация гарантирует производство качественного продукта соответствующего требованиям покупателя.
Управление качеством сегодня предусматривает комплексное применение существующих технических, организационных, управленческих и других методов, в то время как традиционно применялся последовательный набор специальных методов. Со временем всё меняется и старые методы уже не актуальны, так как они основаны на анализе прошлого опыта. Тем временем как новые подходы ориентируются на будующее.
уменьшению затрат и увеличению качества продукта, чтобы выигрывать в конкуренции с другими производствами. Для этого стоит чётко ставить задачи и выполнять их, с эти помогает справиться управление качеством. Но для того чтобы оно было качественным и актуальным и вводят современные системы.