Статья:

Разработка и внедрение обучающей бизнес-игры на базе факультета экономики и управления

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Тимофеев А.А., Донцова Ю.А. Разработка и внедрение обучающей бизнес-игры на базе факультета экономики и управления // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(40).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка и внедрение обучающей бизнес-игры на базе факультета экономики и управления

Тимофеев Артем Алексеевич
студент магистратуры, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орел
Донцова Юлия Андреевна
студент магистратуры, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

В условиях современного экономического развития России большую роль играют инвестиции в рынок ценных бумаг. Одной из наиболее важных групп инвесторов являются частные инвесторы. Их основная задача заключается в том, чтобы увеличить начальный капитал, минимизировав при этом риски потерь[3, c.18].

Обучение инвесторов – одно из базовых условий привлечения средств населения на финансовые рынки. Необходимо учитывать, что недостатки в существующей образовательной программе могут в дальнейшем серьезно сказаться на компетенциях индивидуальных инвесторов. Несерьезный подход к обучению, отражается не только на профессиональных навыках, но и на мотивации инвесторов. Ведь неоднократно упущенная прибыль в дальнейшем негативно сказывается на инициативе вкладчика.

Бизнес­-симуляторы – современное средство обучения, доказавшее свою эффективность. Они представляют собой тематические деловые игры, моделирующие бизнес-среду [1, c.357]. В отличие от других методов обучения, они позволяют на ходу проверить правильность выбранной стратегии или управленческих методов и одновременно с этим развить навыки принятия сложных решений в условиях жесткой конкуренции.

Несмотря на эффективность бизнес-симуляторов, как обучающих материалов, на сегодняшний день существует мало подобных игр, правдоподобно моделирующих, сложившуюся экономическую ситуацию в РФ. Таким образом, проблема создания бизнес-игры остается актуальной и определяется в первую очередь потребностью экономики в программном обеспечении, отвечающем непрерывно изменяющимся требованиям рынка.

На базе факультета экономики и управления Орловского государственного университета было проведено тестирование, в рамках которого выявлено отсутствие у студентов практических навыков торговли на бирже. Это обусловлено теоретической направленностью курсов, где внимание уделяется, прежде всего, фундаментальным законам экономики и повседневным задачам потенциальных профессий выпускников. Отсюда возникает необходимость в обучающем средстве, позволяющем адаптировать полученную теоретическую базу в эргономичную игровую форму.

Базовый функционал подобного программного обеспечения включает в себя следующие характеристики.

В первую очередь – возможность асинхронного обмена данными. Он обеспечивает более надежную пересылку данных, работу с различными по быстродействию пользователями, а также позволяет установить четкий приоритет производимых операций. Это играет большую роль в рамках электронных торговых площадок, где ситуация меняется за считанные секунды, а действия отдельных игроков могут оказать большое влияние на уровень цен.

Не менее важно строгое разделение функционала серверной и клиентской сторон. Верификация действий пользователя, должна всегда происходить на стороне сервера, чтобы предотвратить некорректное поведение программы и различные негативные последствия для системы.

Также, в основе любой онлайн торговли, от интернет–аукционов до фондовой биржи лежит возможность большого количества одновременных удаленных подключений.

Основываясь на опыте использования ряда подобных продуктов, было разработано приложение, которое отвечает всем вышеуказанным требованиям – упрощенный симулятор торговой онлайн площадки.

Изначально функционал приложения был ограничен обменом сообщений между пользователями. Затем он был расширен функциями смены имени, заключения сделок купли-продажи, запуска, выбора типа и увеличения эффективности производства. В целях проведения ряда тестов был создан временный интерфейс программы, с полностью реализованной игровой логикой. В него были интегрированы графические аналоги консольных команд (кнопки, слайдеры), информация для отладки (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Отладочная версия пользовательского интерфейса

 

На заключительном этапе был доработан пользовательский интерфейс, имплементировано графическое отображение цен в реальном времени, визуализирован процесс производства (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Финальная версия бизнес-игры

 

Кроме этого, было произведено масштабирование и адаптация веб-страницы под мобильные устройства. Создано три варианта отображения интерфейса: под крупные экраны (персональные компьютеры, умные телевизоры), средние экраны (нетбуки, планшетные ПК) и экраны смартфонов. В дополнение к размеру экрана, учитывается наличие тач-контроля на устройстве, а также ряд других аппаратных особенностей (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Версия бизнес-игры для мобильного устройства

 

Таким образом, можно резюмировать, что помимо эффективности, данное ПО отличает высокая степень его доступность, эргономичность и непрерывность игрового процесса.

Данный программный продукт был включен в учебный процесс, наряду со стандартным теоретическим материалом. Результаты проведенного тестирования студентов, выявили положительную динамику в приобретении учениками практических навыков. По сравнению с результатами тестирования, проведенного в начале года, была обнаружена готовность студентов начать торговлю на реальных платформах.

На основании вышесказанного можно предлагать полученный продукт не только в качестве увлекательной игры, но и использовать как учебно-тренировочную модель реальной биржевой торговли.

 

Список литературы:
1. Безъязыкова, Н.А. Компьютерные бизнес-симуляторы / Н.А. Безъязыкова, В.В. Кукарцев // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – № 10. – С. 357–358.
2. Биржа. Игра или бизнес? // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://freelly.ru/instituty/birzhi/103-igra-na-birzhe-kazino-ili-rabota. (Дата обращения: 06.10.2015).
3. Веденков, А. Физические лица на фондовом рынке / А. Веденков // Банковские технологии. – 1998. – № 7. – С. 18–24.
4. McAnlis, C. HTML5 Game Development Insights / C. McAnlis, P. Lubbers, D. Tebbs. Apress, 2014. – 476 р.