Статья:

Методика построения целевой архитектуры предприятия на основе анализа бизнес-потребностей

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Терешкова А.А. Методика построения целевой архитектуры предприятия на основе анализа бизнес-потребностей // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/5(45).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика построения целевой архитектуры предприятия на основе анализа бизнес-потребностей

Терешкова Анна Александровна
студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск
Бобров Леонид Куприянович
научный руководитель, д-р техн. наук, проф. кафедры Бизнес-информатики, Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск

 

В предлагаемой статье описывается методика построения целевой архитектуры на основе анализа бизнес-потребностей ИТ-предприятия. Делается вывод о том, что применение методики решит проблему отсутствия взаимодействия бизнес и ИТ-подразделений, таким образом, что информационные технологии будут создаваться не для обслуживания бизнеса ИТ-подразделениями, а в рамках партнерских отношений, преследующих единые цели.

ВВЕДЕНИЕ

Быстрый рост ИТ и увеличение вложений в данную область усиливают зону ответственности руководителей, принимающих решения в этой области. Под действием возросшей ответственности современные ИТ-директора и их команды внедряют новые методы управления развитием ИТ. Среди таких методов, получивших признание в крупных западных корпорациях и нашедших немало сторонников на территории России, является «Архитектура предприятия». Архитектура предприятия признана наладить взаимодействие между ИТ-службами и основным бизнесом путем поддержания существующими ИТ-ресурсами бизнес-процессов, что позволит выразить стратегию бизнеса через ИТ.

Таким образом, архитектура предприятия является эффективным средством управления изменениями компании, которое обеспечивает общую платформу для совместной работы руководителей бизнес подразделений и ИТ-подразделения над реализацией целей и стратегии компании [1].

Нередко на предприятии возникает ситуация, когда потребности бизнес-пользователей не согласуются с существующей технологической архитектурой предприятия. Исследования [4] показывают, что примерно 27% потенциально возможного сокращения затрат были упущены из-за слабого понимания происходящего в ИТ- проектах и неэффективного контроля за их выполнением, что привело к нарушению сроков реализации проектов и превышению заявленных бюджетов. Методикой, обеспечивающей комплексный взгляд, как согласуются потребности бизнеса и существующие ИТ-ресурсы, является архитектура предприятия. Рассматриваемая методика описывает предприятие в аспекте архитектуры бизнеса и в аспекте архитектуры информационных технологий. Поэтому переход к целевой архитектуре повлечет за собой изменения не только в сфере ИТ, но и всего предприятия, на котором используются эти информационные технологии.

Планирование архитектурных изменений начинается с мониторинга бизнес-потребностей.

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПОТРЕБНОСТЕЙ

1.  Необходимость в бизнес-потребностях

Согласно «Своду знаний по бизнес-анализу» (Business Analysis Body of Knowledge – BABOK), потребности бизнеса являются одним из самых фундаментальных аспектов бизнес-анализа. По BABOK, цель выявления потребностей бизнеса заключается в том, чтобы определить, почему требуются изменения в организации. Бизнес-потребности стимулируют общий анализ текущего состояния предприятия, выявляют глубокие первопричины, лежащие в основе проблемы, которая инициировала исследование [3].

Источником бизнес-потребностей являются существующие проблемы компании. Предприятие начинает задумываться и оценивать свои бизнес-потребности, когда возникают такие масштабные проблемы, как жалобы клиентов на несоответствие заказанных товаров установленным требованиям, снижение прибыли или появление новых возможностей для предприятия на рынке. Возникновение таких проблем может повлечь за собой необходимость в перестройке существующей архитектуры предприятия, то есть переход к целевой архитектуре.

Проблемами ИТ-предприятия, ведущего сразу несколько проектов по разработке программных продуктов, являются:

·     увеличение количества ИТ-проектов и повышение их сложности, а также повышение степени связанности проектов между собой;

·     отсутствие актуальной информации о статусе проектов для контроля за проектной деятельностью и принятия решений о существенных изменениях на основании оперативных данных по всем проектам;

·     отсутствие четкого разделения полномочий и ответственности ролей в проектном управлении;

·     низкий уровень контроля качества, сроков и бюджета проектов.

Поэтому основной задачей ИТ-предприятия является анализ потребностей в новых ИТ-продуктах и технологиях, поиск научных разработок в сфере ИТ и реализация проектов создания и внедрения их в своей деятельности, которые повлекут за собой перестройку существующей архитектуры предприятия.

2.  Определение бизнес-потребностей

В данной работе описывается методика построения целевой архитектуры предприятия, занимающегося разработкой программных продуктов, на основе анализа бизнес-потребностей. Предлагается выделить следующие этапы, изображенные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Этапы методики построения целевой архитектуры

 

Первые четыре этапа направлены на поиск и формирование бизнес-потребностей, затем, будет построена текущая архитектура предприятия и, в завершении, с учетом проделанного анализа, будет построена целевая архитектура.

Для начала необходимо составить метальную карту, которая даст более общее представление о деятельности ИТ-предприятия. Ниже на рисунке 2 представлена ментальная карта ИТ- предприятия.

 

Рисунок 2. Ментальная карта ИТ-предприятия

 

В центре ментальной карты находится само ИТ-предприятие, от него отходит несколько основных ветвей: ресурсы, услуги, контрагенты, отделы. Ветвь «Контрагенты» отражает взаимодействие предприятия с внешней средой. Ветвь «Услуги» показывает то, что предприятие предлагает на рынке. Ветвь «Ресурсы» описывает имеющиеся в наличии средства, обеспечивающие осуществление деятельности предприятия. Ветвь «Отделы» показывает разделение предприятия на структурные подразделения. Таким образом, на начальном этапе исследования была получена общая информация о том, как устроено ИТ-предприятие, которая поможет перейти к следующему этапу – построению бизнес-модели.

Модель, изображенная на рисунке 3, отражает основные процессы предприятия – разработку, внедрение и сопровождение программных продуктов; ценностные предложения – предоставление программных продуктов; основные потоки поступления доходов – выручка от внедрения и выручка от сопровождения программных продуктов.

 

Рисунок 3. Бизнес-модель ИТ-предприятия

 

Теперь, когда описана основная деятельность компании, то необходимо перейти к третьему этапу – построению стратегической карты, с помощью которой можно объединить цели организации с ее деятельностью. На рисунке 4 изображена данная карта, которая состоит и четырех проекций: «финансы», «клиенты», «внутренние бизнес- процессы» и «обучение и рост».

 

Рисунок 4. Стратегическая карта ИТ- предприятия

 

Информация, полученная на данном этапе, позволит в дальнейшем построить целевую архитектуру предприятия, поскольку с помощью стратегической карты видно, какие цели нижнего уровня необходимо реализовать, чтобы в дальнейшем достигнуть целей верхнего уровня организации. Таким образом, исходя из представленной стратегической карты, на ИТ-предприятии необходимо внедрить ИС для управления проектами, которая обеспечит достижение целей верхнего уровня.

На четвертом этапе, исходя из сформированных целей предприятия, необходимо построить модель бизнес-мотивации, которая включает в себя цели (определенные в блоке «внутренние бизнес-процессы»), заинтересованные стороны, драйверы (то, что стимулирует решение проблемы) и оценки. Таким образом, модель бизнес-мотивации, представленная на рисунке 5, позволила выделить существующие проблемы компании, которые, как было сказано выше, являются источником бизнес-потребностей.

 

Рисунок 5. Модель бизнес-мотивации ИТ- предприятия

 

Проведенный помог сформировать такие бизнес-потребности ИТ-предприятия, как снижение времени выполнения проекта, снижение риска превышения заявленных бюджетов

3.  Построение архитектуры предприятия

После того, как были определены бизнес-потребности, необходимо провести моделирование существующей архитектуры ИТ-предприятия, которое позволяет бизнес-архитектору схематично изобразить внутренние процессы и ИТ-ресурсы, которые поддерживают их. Модель архитектуры предприятия представляет собой три уровня: уровень бизнеса, уровень приложений, уровень инфраструктуры [2].

Моделирование бизнес-процессов в рамках описания бизнес-архитектуры предприятия позволило выделить наиболее неэффективные, затратные и сложные из них, а именно управление проектом разработки ИТ. Построение архитектуры приложений выполняется для определения степени зависимости деятельности компании от прикладных систем и их участия в выполнении бизнес-процессов. Как и моделирование процессов компании, описание текущего портфеля приложений позволило выявить проблемную зону в области проектного управления. Модель архитектуры ИТ-предприятия «как есть» изображена на рисунке 6.

 

Рисунок 6. Модель архитектуры «как есть»

 

Теперь, после проделанных выше всех этапов, получена вся необходимая информация для построения целевой архитектуры, которая поможет оптимизировать процесс управления проектом разработки ИТ. Это и будет завершающий этап исследования, в котором необходимо так же, как и на предыдущем, изобразить трехуровневую архитектуру. Данная модель, изображенная на рисунке 7, отображает как необходимо перестроить архитектуру, исходя из выявленных потребностей компании в ИТ-продуктах, а именно внедрить ИС для управления проектами (на рассматриваемом ИТ-предприятии внедрили ИС Redmine).

 

Рисунок 7. Модель архитектуры «как будет»

 

После внедрения ИС управления проектами, процесс реализации ИТ-проектов в компании стал прозрачен сверху, логика подготовки и принятия решений доведена до всех участников процесса, все документы и решения о переходе на следующий этап реализации проекта документируются и доступны в архиве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате интеграции бизнеса и ИТ можно достичь следующих результатов: разрешить проблему отсутствия взаимодействия бизнес-подразделений и ИТ-службы, что позволит ИТ-специалистам понять потребности бизнес-пользователей; в свою очередь, это приведет к увеличению результативности и эффективности реализации корпоративной стратегии, включая ИТ-стратегию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что описание архитектуры предприятия позволяет понять, в каком состояние в данный момент находится компания.

Постоянное изучение и совершенствование данных представлений позволит предприятию выйти на новый уровень развития, а, следовательно, повысить эффективность и прибыльность деятельности. При этом необходимо учитывать, что со временем потребности изменяются, бизнес переходит на новую ступень, а это неизбежно приводит к повторному мониторингу бизнес-потребностей.

 

Список литературы:
1. Гриценко Ю. Б. Архитектура предприятия: учебное пособие. – Томск: Эль Контент, 2011. – 206 c.
2. Archimate modeling. Archi – [Электронный ресурс]: [веб-сайт].– Режим доступа: http://archi.cetis.ac.uk/ (дата обращения: 15.10.2016).
3. Business Analysis Based on BABOK® Guide Version 2.
4. 14 Surprising Project Management Statistics. URL: http://blog.capterra.com/surprising-project-management-statistics/.