Статья:

Анализ нормативной базы подготовки проектов реконструкции объектов капитального строительства в РФ

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Алиев Ш.М. Анализ нормативной базы подготовки проектов реконструкции объектов капитального строительства в РФ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(39).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ нормативной базы подготовки проектов реконструкции объектов капитального строительства в РФ

Алиев Шамиль Мухтарахмедович
магистрант, Ивановский государственный политехнический университет, РФ, г. Иваново
Тимофеева Елена Евгеньевна
научный руководитель, канд. экон наук, доц., Ивановский государственный политехнический университет, РФ, г. Иваново

 

Вопросам организационно-технологической подготовки, в том числе организационно-технологическому проектированию нового строительства посвящено множество фундаментальных трудов зарубежных и отечественных исследователей. Реконструкция как один из видов воспроизводства объектов капитального строительства имеет ряд особенностей, отличающих ее от нового строительства, в связи с чем подходы к организационно-технологической подготовке строительства не применимы для выполнения работ по реконструкции. На сегодняшний день практически отсутствует проработанная научно-методическая и нормативная база для выбора эффективных вариантов организационно-технологических решений при реконструкции зданий.

Долгое время при проведении работ по реконструкции зданий и сооружений основополагающим документом для принятия организационно-технологических решений в проект объекта являлся СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» [8]. Однако необходимо отметить, что данный документ также, как утратившие силу с его введением нормы (СН 47-74 и СН 370-78) не содержит методических рекомендаций по оценке эффективности организационно-технологических решений при реконструкции, а носит более общий характер.

В роли первого нормативного документа в сфере организационно-технологического проектирования ремонтно-строительного производства выступает, изданный в 1987 году ВСН 41-85р «Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий» [1]. В инструкции отмечается, что проект производства ремонтно-строительных работ должен разрабатываться с учетом методов, способствующих снижению трудоемкости и стоимости работ, сокращению сроков продолжительности производства при улучшении качества строительства.

В 2005 году СНиП 3.01.01-85 утратил свою силу в связи со вступлением в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» [9]. Во введении указано, что данные строительные нормы и правила имеют рекомендательный характер и устанавливают для добровольного применения общие правила ведения строительства. В 2011 году с целью актуализации СНИПа издан свод правил СП 48.13330.2011 [7]. Документ имеет ту же структуру, что и СНиП 12-01-2004, но отсутствует указание о рекомендательном характере, то есть с введение СП нормы приобретают обязательный характер.

Область применения СП 48.13330.2011 распространяется на новое строительство, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений, но только объектов, которые возводятся на основании разрешения. Вопросам проектной подготовки организации строительства и организационно-технологическим решениям посвящен пункт 5.7. Указано, что проект организации строительства (ПОС) должен включать организационные решения для объектов производственного и непроизводственного назначения, а для выбора наиболее рациональных организационных решений рекомендуется проводить вариантную проработку с применение метода мнокритериальной оценки.

Положением установлена организационно-технологическая документация, к которой отнесены проект производства работ (ППР) и иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ. В пункте 5.7.4 определено два способа разработки ППР: в полном (обязателен для строительства в городских условиях) и неполном объеме. В следующем подпункте, который отсутствовал в СНиП 12-01-2004, перечисляется структура полного объема проекта производства работ:

 

Рисунок 1. Состав ППР по СП 48.13330.2011

 

Первые четыре документа установлены для неполного объема ППР.

Общие вопросы проектирования прописаны в главе 6 Градостроительного кодекса [4]. Законом регламентируются три типа воспроизводства объектов – новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Согласно п. 12 ст. 48 в состав проектной документации объектов капитального строительства, включаются 12 основных разделов.

Составу разделов проектной документации посвящено Постановление Правительства РФ № 87 «Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов» [6], утвержденное в 2008 году, после чего документ регулярно обновлялся. В постановлении четко прописана структура разделов в текстовой части, и графической в разделах, где она требуется.

Вступивший в силу с 01.07.2010 года Приказ Минрегиона РФ N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [5] содержит, в том числе перечень работ осуществляемых при подготовке проектной документации реконструируемого объекта. Список из 13 видов работ, направлен на увеличение безопасности объектов строительного и ремонтно-строительного производства.

Изучение содержания вышеперечисленных нормативных актов показало, что они содержат общие указания и рекомендации по организационно-технологической подготовке строительства, следовательно, не могут использоваться в практике организационно-технологического проектирования при реконструкции зданий.

Значительно более объёмный документ, регламентирующий порядок организации и проведения реконструкции – ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» [7]. Первые главы документа посвящены системе технического обслуживания жилых зданий: периодичность осмотров объектов, субъекты, на которых возложена эта функция и т.д. Глава 5 устанавливает основные отличия работ по реконструкции от капитального ремонта, к ним отнесены: реорганизация планировки, сооружение надстроек, встроек, пристроек и при необходимости частичная разборка помещений; улучшение качества инженерного оборудования, в том числе и наружных сетей; повышение уровня архитектурной выразительности объекта, с благоустройством придомовой территории.

Нормы устанавливают необходимость производства работ по реконструкции групповым методом в городах, с большим количеством объектов, требующих реконструкции. Также регламентируются состав проектно-сметной документации на реконструкцию объектов:

·     проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования. Проведению работ по определению технического состояния, морального и физического износов здания посвящены: ВСН 53-86(р) Правила оценки физического износа жилых зданий; ВСН 57-88(р) Положение по техническому обследованию жилых зданий; ГОСТ 31937-2011 [3] др.;

·     подготовка сметной документации для работ по перепланировке, функциональному переназначению помещений замене конструкций и другим аналогичным работам;

·     технико-экономическое обоснование реконструкции;

·     разработку проекта организации реконструкции и проекта производства работ.

Для определения эффективности реконструкции, нормы устанавливают, сопоставление получаемых экономических и социальных результатов с затратами, необходимыми для их получения. В качестве показателей экономических результатов устанавливается устранение материального износа, уменьшение эксплуатационных расходов, а также увеличение площадей, объема предоставляемых услуг и т.д.

Проводились попытки отказа от централизованного нормирования в строительстве, в том числе и в вопросах организационно-технологической подготовки строительства, для перехода к территориальному нормированию. В рамках этой реформы в субъектах РФ началась разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих данную область. Принятое в Москве «Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве» от 11.11.94 г. № 561-РМ. Однако закон не мог использоваться при производстве работ по реконструкции, так как не содержал указаний и рекомендаций по выбору организационно-технологических решений при реконструкции. / Принятые территориальные нормативы характеризовались отсутствием методического и методологического единства, различной степенью исследования проблем ремонтно-строительного производства, и как следствие, отсутствием конкретных научно-обоснованных рекомендаций по организационно-технологической подготовке и проектированию работ по реконструкции зданий и сооружений. Вследствие чего большая их часть утратила силу, в том числе и рассмотренные выше территориальные нормы.

Таким образом, в ходе анализа существующей нормативной базы организации работ при реконструкции было выявлено, что в настоящий момент нормативная и методическая база подготовки проектов реконструкции практически отсутствует.

 

Список литературы:
1. Ведомственные строительные нормы: ВСН 41-85 (р). Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий [Текст]: нормативно-технический материал. – Москва, 1985.
2. Ведомственные строительные нормы: ВСН 58-88(р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения [Текст]: нормативно-технический материал. – Москва, 1988.
3. ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. – Москва, 2014.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
5. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.
6. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 23.01.2016).
7. Свод правил: СП 48.13330.2011. Организация строительства [Текст]: нормативно-технический материал. – Москва, 2011.
8. Строительные нормы и правила: СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства [Текст]: нормативно-технический материал. – Москва, 1987. 
9. Строительные нормы и правила: СНиП 12-01-2004. Организация строительства [Текст]: нормативно-технический материал. – Москва, 2004.