Статья:

Архитектурно – строительные особенности проектирования набережных

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Архитектурно – строительные особенности проектирования набережных // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников

Архитектурно – строительные особенности проектирования набережных

Шульц Руслан Джоракулович
студент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Томск

 

Проектирование, строительство и благоустройство набережных - актуальная тема для городов и других населённых пунктов. Исторически сложилось, что большинство построек возводилось на берегах рек для удобства обороны и проведения речного торгового пути (Рис. 1). Об этом упоминалось уже в ранних руководствах по строительству городов, например, греческого градостроителя V века д.н.э. Гипподама из Милета.

 

Рисунок 1. Енисейский острог 17в.; Иллюстрация из книги: Николаас Витсен. «Северная и Восточная Тартария», выпуск 1692–1705 г.

 

Набережные – сооружения, окаймляющее береговую линию моря, реки, водоёма. Задают форму и укрепляет берега. Это специфичный вид строительства, который должен сочетать в себе не только эстетичность благоустройства, быть зоной для отдыха и прогулок, но и иметь прочную безопасную конструкцию, которая убережёт город от затопления при повышении уровня воды и размыва берега. Так же возможны сейсмические нагрузки, происходящие при землетрясении в причалах, можно выявить, анализируя общие сейсмические колебания сооружений и надстроек. При недостаточной оценке геологических, гидрологических и гидрогеологических условий и их изменений с течением времени по техногенным или климатическим причинам, может произойти разрушение набережной, сокращения срока её эксплуатации или отдельных элементов и секций. На данный момент выявлено множество классификаций набережных, одна из которых по функциональному назначению: парадная набережная (Рис. 2), площадь – набережная, жилая, многоярусная, пляжная, парковая, улица- канал, условная, фасадная.

 

Рисунок 2. Набережная: улица-канал, Россия, Республика Татарстан, г. Казань. Фото: Реброва М.Е., 2015г.

 

Классификация городской застройки возле набережных по функциям:

1.  1.функция рекреации. Строительство парков, скверов, для поддержания благоприятной экологии и озеленения города;

2.  транспортное использование набережной – обеспечения доступа к различным функциональным зонам, расположенным возле береговой линии;

3.  жилые набережные – обеспечивают связь набережной с застройкой жилых домов; Один из своеобразных типов застройки берегов рек – жильё на воде. Такой вид сооружений особенно развит в Европе.

 

Рисунок 3.Фото: Реброва М.Е, 2010г., Spreeufer 4–5. г. Берлин, Германия

 

Существует классификация по площади застройки набережной зоны и взаимного расположения элементов:

1.  Для компактной организации пространства набережной необходимо учитывать: влияние на водный участок территории, площадь которой больше по протяженности, чем береговая линия, что задаёт определённую функциональность береговому пространству.

2.  Линейная конфигурация набережной чаще встречается у линейных городов. Набережные такого типа имеют определенную направленность и часто имеют только одну функцию.

3.  Групповое освоение акватории направлено на взаимодействие отдельных зон береговой линии, в связи с территориальной или функциональной раздроблённостью.

Несмотря на огромное количество классификаций набережных, их главное формирование и строительство осуществляется при учёте таких принципов, как:

1.  возможность быстрого и беспрепятственного доступа к акватории, обеспечение удобного и безопасного пребывания там;

2.  функциональное использование прилегающей территории, организация взаимосвязи с другими функциональными зонами;

3.  совместимость с архитектурно-планировочным решением всего городского района;

4.  применение благоустройства и озеленения при формировании берегового пространства, подчеркивая наиболее интересные места на выбранном участке;

5.  брать в расчёт влияние местного климата.

Благоустройство прибрежных территорий начинается: с возведения стенок набережных, расчёта уровня регулирования рек, береговых полос, расчёта геологических особенностей местности, устанавливания причалов рек, создание комфортной среды. Может быть устроена городская застройка, парковая зона. Все компоненты набережной должны быть связаны друг с другом не только по эстетическим критериям, но и функциональным. Без хорошо организованного инженерного оборудования невозможно нормальное озеленение пространства. Оно создается по спроектированному плану озеленения, дорожки, малые формы. Пример: благоустройство набережной реки Ушайки в проекте «Томские набережные» (Рис. 4). В данном проекте были выделены 3 основные цели: проектирование мест отдыха, решение санитарно гигиенических проблем со стоками в Ушайку (Рис.5), подготовка к перестройке всех инженерных сетей в центре Томска. В проект включены: прогулочная зона, две видовые площадки, одна концертная площадка, зона активного отдыха.

 

Рисунок 4. Обустройство набережной реки Ушайки. Общий вид, визуализация. «СПБ-Гранит» Фотографии изменения окрестности реки Ушайки

 

Рисунок 5. Старые фото предоставлены ОГАУК Центр по охране памятников и проектом 1604.ru

 

Проектировка набережных имеет особую специфику, поэтому требует тщательного и добросовестного подхода к данному делу. В первую очередь набережные проектируются для людей и её эксплуатации, поэтому нельзя забывать о благоустройстве и эстетических качествах. Чаще всего их располагают в центральной части города или как часть главных площадей. При строительстве важно учитывать все воздействующие факторы. В случае пренебрежения ими могут возникнуть аварийные ситуации, опасные для жизни человека, и разрушения ранее предполагаемого срока.

 

Список литературы:
1. Высоковский А. Городские набережные – [Электронный ресурс] / А. Высоковский // Как. – 2007. – №6. – Режим доступа: http://kak.ru/columns/urbanenvironment/a395/ (Дата обращения 06.11.2016).
2. Горохов В.А. Зеленая природа города: учеб. пособие для вузов / В.А. Горохов. – М.: Стройиз- дат, 2003. – 528 с.: ил.
3. Денисов М. Ф. Набережные / М. Ф. Денисов. – М.: Стройиздат, 1982. – 148 с.
4. Основы проектирования гидротехнических сооружений, лесных бирж и рейдов приплава, Седрисев Д.Н., Рубинская А.В., Аксёнов Н.В., А.К. Кожевников А.К. Издательство «Академия Естествознания», 2013 год.