Статья:

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Недоростков П.В. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Недоростков Павел Валентинович
магистрант, Московский Университет им. С.Ю. Витте, РФ, г. Москва

 

Несмотря на длительность периода своего существования в России, государственная служба накопила влияющие на качество государственного управления проблемы, которые могут негативно сказаться на реализации государственных стратегических планов и поставленных в них целей и задач. Перед системой государственной службы на современном этапе стоят проблемы, связанные с обеспечением её эффективности, а потому и эффективности работы государственных служащих, формированием качественного человеческого капитала, искоренением коррупции и возможностей для развития коррупции. Рассмотрим основные тенденции.

Существуют проблемы развития кадрового потенциала

 

Рисунок 1. Структура государственных гражданских служащих в РФ по возрастному составу по уровням управления [1], %

 

Основная доля приходится на служащих в возрасте от 30 до 49 лет, на их долю приходится более 60%, в тоже время необходимо отметить, рост числа служащих старше 50 лет. Такая картина характерна для государственных служащих различных уровней (больше прогрессирует в федеральных структурах) [2]. Если рассматривать состав государственных служащих относительно образовательного уровня в зависимости от уровней управления (см. рис. 2), то можно отметить, что более 95% это государственные служащие с высшим образованием в соответствии с требованиями при принятии на должность.

 

Рисунок 2. Структура государственных гражданских служащих в РФ по уровню образования и уровням управления [1], %

 

Есть и служащие, которые не имеют профильного образования, но их число постепенно снижается.

По данным исследований, только 40 % госслужащих остаются на службе дольше, чем на три года, а текучесть кадров среди сотрудников моложе 30 лет составляет от 7 до 19 % в год в различных госорганах. В то же время в бизнесе нормальным считается уровень текучести не более 10 % [3, с. 34]. В данной ситуации одной из проблем выступает материальная составляющая, а именно вопрос оплаты труда. Исследование фонда оплаты труда гражданского служащего в разрезе должностей (на примере 17 министерств) в 2020 году представлено на рисунке 3.

Необходимо отметить значительный разрыв в заработной плате работников низшего звена и руководящего звена, что негативным образом отражается на приеме перспективных работников и больше является отталкивающим фактором.

 

Рисунок 3. Фонд оплаты труда (без учета иных выплат, входящих в денежное содержание), приходящегося на одного федерального гражданского служащего в месяц в 2020 г [3, с. 32]

 

Получается что госслужащие, занимающие низшие должности, могут рассчитывать на 20–30 тыс. руб. в месяц (без учета иных выплат, входящих в денежное содержание) при среднем фонде оплаты труда по всем должностям равном 67 тыс. руб.

В совокупности, происходящие изменения в госорганах сказываются на росте коррупции среди государственных служащих кратко представим некоторые данные приведенные Генпрокуратурой РФ (с учетом 2021 года) (см. табл.1).

Важно отметить, отрицательную динамику в данном направлении от роста числа взяточничества, также можно отметить и рост посредничества во взятках, не говоря уже о росте мелкого взяточничества. Такая динамика происходит на фоне постоянной проработке антикоррупционных механизмов, вводимых ограничений, увеличения прозрачности доходов чиновников и тому подобных инструментов. Однако эффективность таких механизмов пока низкая.

Таблица 1

Данные относительно преступлений коррупционной направленности [4], тыс.ед.

 

 

2019 год

2020 год

2021 год

Предварительно

расследованные

преступления

Уголовные дела

в суде

с обвинением

Предварительно

расследованные

преступления

Уголовные дела

в суде

с обвинением

Предварительно

расследованные

преступления

Уголовные дела

в суде

с обвинением

Всего преступлений

коррупционной направленности

15800

15562

17369

15702

19383

15873

получение взятки (ст.290 УК РФ)

1366

1021

1754

1529

2120

2074

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

1560

987

1890

1268

2577

1436

посредничество во взятке

(ст. 291.1 УК РФ)

897

598

908

624

1065

668

мелкое взяточничество

(ст. 291.2 УК РФ)

2893

2107

3305

2501

3539

2723

 

Можно привести динамику ущерба, причиненного коррупцией (см. табл.2).

Таблица 2.

Динамика ущерба причиненного коррупцией [4; 5], млрд. руб.

Показатели

2019 год

2020 год

2021 год

Темп прироста, %

2019 год

2020 год

Ущерб от преступлений в сфере коррупции, млрд. руб.

55,1

58

65,3

5,26

12,59

Объем возмещенного ущерба (добровольно), млрд. руб.

4,1

4,4

9,9

7,32

125,00

Стоимость изъятого имущества, млрд. руб.

1,5

3,9

5,8

160,00

48,72

Стоимость имущества на который наложен арест, млрд. руб.

18,2

24,3

28,7

33,52

18,11

 

Рост преступлений в данном направлении, приводит к росту ущерба, на 2021 году по данным Генпрокуратуры РФ такой ущерб составил более 65 млрд.руб. В тоже время можно отметить некоторый прирост объема добровольно возмещенного ущерба, однако в совокупном ущербе это небольшая сумма.

Таким образом, проведенное исследование проблем развития государственных служащих в России показало, что в основном эти проблемы связаны больше с кадровой составляющей (квалифицированные, высокопрофесссианальные и мотивированные кадры это и есть основная проблема). И решение данной проблемы должно проводиться комплексно, а именно рассматривать все направления кадровой политики включая доработку антикоррупционной политики, поскольку о росте коррупции говорит рост числа преступлений в данной сфере, а также динамика роста ущерба нанесенного коррупционными преступлениями.

 

Список литературы:
1. Численность и кадровый состав государственных органов РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – 2021. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191?print=1 (дата обращения 05.04.2022)
2. Васильева С.С. Табель о возрасте. Как повысить эффективность пожилых чиновников [Электронный ресурс] / С.С. Васильева, Н. Иванова, И. Шванова // Научно-образовательный портал IQ. – 2018. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/220947613.html (дата обращения: 05.04.2022)
3. Байтеряков С.В., Барышникова А.В., Копыток В.К., Филиппова А., Шубина Д.О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения / под ред. М.С. Шклярук; М.: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021 – с. 34-35
4. Данные относительно преступлений коррупционной направленности [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура РФ. – 2021. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 04.04.2022)
5. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений [Электронный ресурс] // РБК – 2021. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 04.04.2022)