ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Несмотря на длительность периода своего существования в России, государственная служба накопила влияющие на качество государственного управления проблемы, которые могут негативно сказаться на реализации государственных стратегических планов и поставленных в них целей и задач. Перед системой государственной службы на современном этапе стоят проблемы, связанные с обеспечением её эффективности, а потому и эффективности работы государственных служащих, формированием качественного человеческого капитала, искоренением коррупции и возможностей для развития коррупции. Рассмотрим основные тенденции.
Существуют проблемы развития кадрового потенциала
Рисунок 1. Структура государственных гражданских служащих в РФ по возрастному составу по уровням управления [1], %
Основная доля приходится на служащих в возрасте от 30 до 49 лет, на их долю приходится более 60%, в тоже время необходимо отметить, рост числа служащих старше 50 лет. Такая картина характерна для государственных служащих различных уровней (больше прогрессирует в федеральных структурах) [2]. Если рассматривать состав государственных служащих относительно образовательного уровня в зависимости от уровней управления (см. рис. 2), то можно отметить, что более 95% это государственные служащие с высшим образованием в соответствии с требованиями при принятии на должность.
Рисунок 2. Структура государственных гражданских служащих в РФ по уровню образования и уровням управления [1], %
Есть и служащие, которые не имеют профильного образования, но их число постепенно снижается.
По данным исследований, только 40 % госслужащих остаются на службе дольше, чем на три года, а текучесть кадров среди сотрудников моложе 30 лет составляет от 7 до 19 % в год в различных госорганах. В то же время в бизнесе нормальным считается уровень текучести не более 10 % [3, с. 34]. В данной ситуации одной из проблем выступает материальная составляющая, а именно вопрос оплаты труда. Исследование фонда оплаты труда гражданского служащего в разрезе должностей (на примере 17 министерств) в 2020 году представлено на рисунке 3.
Необходимо отметить значительный разрыв в заработной плате работников низшего звена и руководящего звена, что негативным образом отражается на приеме перспективных работников и больше является отталкивающим фактором.
Рисунок 3. Фонд оплаты труда (без учета иных выплат, входящих в денежное содержание), приходящегося на одного федерального гражданского служащего в месяц в 2020 г [3, с. 32]
Получается что госслужащие, занимающие низшие должности, могут рассчитывать на 20–30 тыс. руб. в месяц (без учета иных выплат, входящих в денежное содержание) при среднем фонде оплаты труда по всем должностям равном 67 тыс. руб.
В совокупности, происходящие изменения в госорганах сказываются на росте коррупции среди государственных служащих кратко представим некоторые данные приведенные Генпрокуратурой РФ (с учетом 2021 года) (см. табл.1).
Важно отметить, отрицательную динамику в данном направлении от роста числа взяточничества, также можно отметить и рост посредничества во взятках, не говоря уже о росте мелкого взяточничества. Такая динамика происходит на фоне постоянной проработке антикоррупционных механизмов, вводимых ограничений, увеличения прозрачности доходов чиновников и тому подобных инструментов. Однако эффективность таких механизмов пока низкая.
Таблица 1
Данные относительно преступлений коррупционной направленности [4], тыс.ед.
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
Предварительно расследованные преступления |
Уголовные дела в суде с обвинением |
Предварительно расследованные преступления |
Уголовные дела в суде с обвинением |
Предварительно расследованные преступления |
Уголовные дела в суде с обвинением |
|
Всего преступлений коррупционной направленности |
15800 |
15562 |
17369 |
15702 |
19383 |
15873 |
получение взятки (ст.290 УК РФ) |
1366 |
1021 |
1754 |
1529 |
2120 |
2074 |
дача взятки (ст. 291 УК РФ) |
1560 |
987 |
1890 |
1268 |
2577 |
1436 |
посредничество во взятке (ст. 291.1 УК РФ) |
897 |
598 |
908 |
624 |
1065 |
668 |
мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) |
2893 |
2107 |
3305 |
2501 |
3539 |
2723 |
Можно привести динамику ущерба, причиненного коррупцией (см. табл.2).
Таблица 2.
Динамика ущерба причиненного коррупцией [4; 5], млрд. руб.
Показатели |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Темп прироста, % |
|
2019 год |
2020 год |
||||
Ущерб от преступлений в сфере коррупции, млрд. руб. |
55,1 |
58 |
65,3 |
5,26 |
12,59 |
Объем возмещенного ущерба (добровольно), млрд. руб. |
4,1 |
4,4 |
9,9 |
7,32 |
125,00 |
Стоимость изъятого имущества, млрд. руб. |
1,5 |
3,9 |
5,8 |
160,00 |
48,72 |
Стоимость имущества на который наложен арест, млрд. руб. |
18,2 |
24,3 |
28,7 |
33,52 |
18,11 |
Рост преступлений в данном направлении, приводит к росту ущерба, на 2021 году по данным Генпрокуратуры РФ такой ущерб составил более 65 млрд.руб. В тоже время можно отметить некоторый прирост объема добровольно возмещенного ущерба, однако в совокупном ущербе это небольшая сумма.
Таким образом, проведенное исследование проблем развития государственных служащих в России показало, что в основном эти проблемы связаны больше с кадровой составляющей (квалифицированные, высокопрофесссианальные и мотивированные кадры это и есть основная проблема). И решение данной проблемы должно проводиться комплексно, а именно рассматривать все направления кадровой политики включая доработку антикоррупционной политики, поскольку о росте коррупции говорит рост числа преступлений в данной сфере, а также динамика роста ущерба нанесенного коррупционными преступлениями.