МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
METHODOLOGICAL TOOLS FOR IMPROVEMENT BUSINESS PROCESSES OF ENTERPRISES
Yana Khodova
Associate Professor of the Department of Department, of management and business technologies Priazovskiy State Technical University, DPR, Mariupol
Lyudmila Maksutova
Assistant of Department of management and business technologies Priazovskiy State Technical University, DPR, Mariupol
Аннотация. В статье представлены теоретические подходы к совершенствованию бизнес-процессов, рекомендованных для реализации тактических и стратегических управленческих целей современных предприятий. Полученные результаты рекомендовано использовать для диагностики соответствия бизнес-процессам предприятия и цепочек создания ценности, миссии, стратегии и требованиям заинтересованных сторон, выбора оптимальных подходов повышения эффективности бизнес-процессов предприятия с применение процессного подхода к управлению.
Abstract. The article presents theoretical and practical approaches to improving business processes that can be used in the implementation of tactical and strategic management actions of modern enterprises. It is proposed to use the obtained results to diagnose the compliance with the business processes of the enterprise and value chains, mission, strategy and requirements of stakeholders, the choice of optimal approaches to improve the efficiency of business processes of the enterprise is solved by applying a process approach to management.
Ключевые слова: бизнес-процесс; методы управления; процессный подход; редизайн; ренижиниринг.
Keywords: business process; management methods; process approach; redesign; reengineering.
Современная динамика развития рынка товаров и услуг, недостаточный объем внедрения инноваций на предприятиях ведет к снижению конкурентоспособности продукции, обусловливает необходимость поиска новых инструментов и методов управления производственными процессами. Одним из прогрессивных методов управления является процессно-ориентированное управление, которое может оптимизировать хозяйственную и инновационную деятельность предприятий, улучшить конкурентоспособность и качество продукции.
Согласно статистике подавляющее большинство российских компаний в секторе предпринимательства – это малые и средние предприятия, подобно большинству стран по всему миру. В 2021 году предприятия с количеством наемных работников менее 250 человек составляли более 99% всех предприятий в экономике предпринимательства, на их долю приходилось 61% общей занятости в предпринимательстве, 54% общего объема реализованной продукции и 47% созданной в предпринимательстве добавленной стоимости [2].
В современных условиях проблема низкой эффективности бизнес-процессов предприятия решается путем применения процессного подхода к управлению и, соответственно, различных методов совершенствования бизнес-процессов (реинжинирингу, оптимизации, методов «шесть сигм» и др.). Условия деятельности предприятия, его возможности требуют применения интегрированного подхода, который предусматривает соответствующее применение определенного метода (или их перечня) в зависимости от ситуации, сложившейся на предприятии [1].
Несмотря на достаточное количество научных исследований, посвященных проблеме усовершенствования (улучшения) бизнес-процессов и внедрения соответствующих методов, интегрированный подход к их реализации практически отсутствует. Основные методы усовершенствования бизнес-процессов подразделяются на две группы (в зависимости от срока проведения): долгосрочные и краткосрочные. Использование краткосрочных методов в большей степени ориентирован на совершенствование фрагментарных процессов в рамках функционально-специализированных структур управления с целью их унификации и стандартизации в рамках ISO. Наибольшее распространение они имеют в концепции общего управления качеством (TQM).
Интегрированный подход к реализации методов совершенствования БП заключается: во-первых, во внедрении системы менеджмента качества (СМК) как основы для реализации долгосрочных (кардинальных) методов; во-вторых, в использовании краткосрочных (непрерывных) методов как составных элементов СМК и, при необходимости, дальнейшего реинжиниринга бизнес-процессов [2].
Непрерывный менеджмент процессов (БМП) предполагает улучшение путем постоянной оптимизации существующих процессов и организационных структур с учетом организационных целей и критериев эффективности. БМП по своей сути является очень схожим с концепцией непрерывной оптимизации (Continuous Improvement, Kaizen). Реинжиниринг направлен на перепроектирование бизнес-процессов.
Однако на сегодня реинжиниринг бизнес-процессов имеет два принципиально разных методологических подхода к его проведению: традиционный и систематический. Традиционный подход (М. Хаммер и Дж. Чампи) базируется на создании новых бизнес-процессов «с чистого листа», предлагает полностью абстрагироваться от существующих бизнес-процессов и творчески подойти к процессу создания новых, используя все существующие информационные технологии, а также новые приемы и знания науки управления и организации производства.
Второй подход, отличный от «традиционного» (Т. Дейвенпорт), возникший в результате критических замечаний к подходу «с чистого листа» – систематический реинжиниринг (редизайн). Систематический реинжиниринг, что реализуется при интегрированном подходе к совершенствованию БП в первом круге, применяется, когда текущий бизнес-процесс понятный, документирован и проанализирован для систематического создания новых и лучших бизнес-процессов.
Реализация обоих кругов интегрированного подхода к усовершенствованию БП предполагает использование соответствующих методов. Система методов улучшения бизнес-процессов является совокупностью способов и приемов его проведения; разделена на группы однотипных методов менеджмента СМК, РБП и БПБП, применение которых способствует решению проблем, которые возникают в случае их внедрения. На этапах формирования и внедрения СМК наибольшее значение имеют методы развертывания функции качества, структурные методы моделирования процессов IDEF, статистические методы контроля качества.
На этапе BSC – система сбалансированных показателей, бенчмаркинг; регулирование качества, методы МВО (Management by Objectives); ABM (Activity Based Management), бенчмаркинг и методы сбора мнений участников проекта. Достаточно распространенным на этот день является бенчмаркинг как метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур (установленных принципов) более высокого качества для улучшения текущей деятельности предприятия путем изучения того, как разные предприятия выполняют одинаковые или похожие операции [3].
При этом бенчмаркинг снижает затраты, длительность цикла и уровень ошибок на 20-50 %; выявляются альтернативные решения (с помощью сравнительного анализа), которые могут привести к улучшению бизнес-процессов, и выбирается то из них, которое принесет наилучший результат с точки зрения будущей перспективы для предприятия.
Реинжиниринг БП связан с использованием формализованных методов: структуризации целей, экспертно-аналитического метода, методов стратегического анализа. Формализованные методы должны быть использованы для проработки организационных форм и бизнес-процессов на стадии регламентации. Для проектирования новых бизнес-процессов преимущественно используются формально-аналитические методы, на этапе совершенствования действующих процессов – методы диагностических обследований и экспертного изучения системы управления.
Таким образом, при реализации интегрированного подхода к совершенствованию бизнес-процессов достигается простота и доступность системного описания, идентификации всех аспектов деятельности предприятия; возможность прогнозирования его поведения с учетом действия факторов внешней и внутренней среды.