Статья:

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Бурылина Л.О. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Бурылина Любовь Олеговна
аспирант, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В статье определяется роль государства при формировании и развитии региональных экономических кластеров. Проводится анализ российского опыта поддержки кластерных инициатив, а также разработаны рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере  развития региональных кластеров.

 

Ключевые слова: кластер, государственная политика, кластеризация, инновации, теория кластеров.

 

В современных условиях глобальной экономической конкуренции и быстро меняющихся технологических укладов особую значимость приобретает поиск эффективных инструментов регионального развития. Одним из таких инструментов, доказавших свою эффективность в мировой практике, является формирование региональных кластеров. Кластерный подход позволяет объединить усилия бизнеса, науки и государства для создания инновационной экосистемы, способствующей повышению конкурентоспособности отдельных регионов и страны в целом. [1,2]

Актуальность исследования роли государства в формировании и развитии региональных кластеров обусловлена необходимостью выработки оптимальных механизмов государственной поддержки, способствующих раскрытию потенциала кластерных инициатив. В условиях российской экономики, характеризующейся высокой степенью региональной дифференциации и потребностью в структурной модернизации, кластерная политика может стать ключевым фактором стимулирования инновационного развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов. [3,4]

Целью данного исследования является анализ роли государства в формировании и развитии региональных кластеров в России, а также разработка рекомендаций по совершенствованию мер государственной поддержки кластерных инициатив.[5] Для достижения поставленной цели планируется изучить теоретические аспекты региональных кластеров и преимущества кластерного подхода, рассмотреть основные направления государственной политики в этой области, проанализировать российский опыт поддержки кластерных инициатив, выявить проблемы и оценить эффективность существующих мер, а также разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере развития региональных кластеров.

Теория региональных кластеров приобрела широкое признание в экономической науке и практике регионального развития. Концепция кластеров, впервые предложенная Майклом Портером, представляет собой новый взгляд на формирование конкурентоспособности регионов и национальных экономик в целом.[1]

Региональный кластер можно определить как географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, организаций сферы услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью институтов (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. [1,3] Ключевой особенностью кластера является синергетический эффект, возникающий в результате тесного взаимодействия и кооперации его участников.

Кластерный подход к региональному развитию основывается на идее, что конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, а на уровне конкретных предприятий и регионов. При этом важнейшим фактором успеха становится способность к инновациям и постоянному совершенствованию.

Преимущества кластерного подхода для регионального развития многогранны. Во-первых, кластеры способствуют повышению производительности входящих в них компаний. Это достигается за счет доступа к специализированным факторам производства и рабочей силе, распространения знаний и технологий, а также за счет усиления конкуренции, стимулирующей инновации.

Во-вторых, кластеры создают благоприятные условия для инновационной деятельности. Концентрация фирм, поставщиков и связанных институтов создает уникальную среду, способствующую генерации и быстрому распространению новых идей и разработок. Кластеры становятся своеобразными инкубаторами инноваций, где тесное взаимодействие и обмен знаниями между участниками стимулируют творческий процесс и ускоряют внедрение инноваций.

В-третьих, кластеры способствуют созданию новых бизнесов и расширению существующих. Наличие развитой инфраструктуры, специализированных поставщиков и квалифицированной рабочей силы снижает барьеры входа на рынок для новых предприятий и стимулирует предпринимательскую активность в регионе.

Кроме того, кластерный подход позволяет повысить эффективность государственной политики регионального развития. Вместо поддержки отдельных предприятий или отраслей, государство может сконцентрировать усилия на развитии системы взаимосвязей между участниками экономики. Это способствует более эффективному использованию ограниченных ресурсов и достижению синергетического эффекта в развитии региональной экономики.

Таким образом, региональные кластеры представляют собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности и инновационного развития регионов. Они создают уникальную экосистему, способствующую росту производительности, инновационной активности и предпринимательства, что в конечном итоге ведет к устойчивому экономическому росту и повышению благосостояния региона.

Роль государства в формировании и развитии региональных кластеров является ключевой и многогранной. Государственная поддержка кластерных инициатив осуществляется через ряд механизмов, включающих нормативно-правовое регулирование, финансовую поддержку, создание инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование является фундаментом государственной кластерной политики. Оно включает в себя разработку и принятие законодательных актов, определяющих понятие кластера, критерии его идентификации, а также меры государственной поддержки. В России основы кластерной политики заложены в ряде стратегических документов, таких как "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года". [10] Эти документы определяют кластеры как один из приоритетных инструментов регионального развития и повышения конкурентоспособности экономики.Финансовая поддержка и создание инфраструктуры являются важнейшими аспектами государственного участия в развитии кластеров. Государство может предоставлять прямые субсидии участникам кластера, софинансировать инвестиционные проекты, предоставлять налоговые льготы и преференции. Особое значение имеет создание специализированной инфраструктуры: технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования оборудованием. Такая инфраструктура снижает издержки предприятий на начальных этапах развития и способствует укреплению связей между участниками кластера.

Стимулирование инновационной деятельности является еще одним ключевым направлением государственной поддержки кластеров. Это может включать финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддержку сотрудничества между бизнесом и научно-образовательными учреждениями, содействие в коммерциализации результатов исследований. Государство также может способствовать развитию системы защиты интеллектуальной собственности и поддерживать выход инновационной продукции кластера на международные рынки.

Важно отметить, что роль государства в развитии кластеров не ограничивается только прямой поддержкой. Не менее важной является координирующая функция, когда государство выступает в роли посредника, способствующего налаживанию связей между участниками кластера, организации совместных проектов и программ. Кроме того, государство может играть ключевую роль в продвижении кластера на национальном и международном уровнях, что особенно важно для привлечения инвестиций и расширения рынков сбыта.

Таким образом, роль государства в формировании и развитии кластеров многогранна и включает в себя создание благоприятной нормативно-правовой среды, финансовую поддержку, развитие инфраструктуры, стимулирование инновационной деятельности и координацию взаимодействия между участниками кластера. Эффективная государственная политика в области кластерного развития может стать мощным катализатором экономического роста и повышения конкурентоспособности регионов.

Российский опыт государственной поддержки кластеров начал формироваться в середине 2000-х годов и с тех пор прошел значительный путь развития.[4,9] Первые кластерные инициативы в России были связаны с созданием особых экономических зон и технопарков. [9] Однако системный подход к кластерной политике начал формироваться с 2012 года, когда Министерство экономического развития РФ инициировало программу поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров.

В рамках этой программы было отобрано 25 пилотных инновационных территориальных кластеров, которые получили государственную поддержку. Эти кластеры охватывали различные отрасли, включая информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, авиастроение и космическую промышленность. Государственная поддержка включала финансирование инфраструктурных проектов, программ повышения квалификации, стимулирование кооперационных проектов между участниками кластеров.

Следующим этапом развития кластерной политики стал запуск приоритетного проекта Минэкономразвития России "Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня" в 2016 году. В рамках этого проекта было отобрано 11 суперкластеров, которые получили дополнительную поддержку, направленную на повышение их глобальной конкурентоспособности.

Оценка эффективности государственной поддержки кластеров в России показывает неоднозначные результаты. С одной стороны, можно отметить ряд успешных примеров. Так, Камский инновационный территориально-производственный кластер в Республике Татарстан показал значительный рост объемов производства и экспорта. Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области стал центром развития высокотехнологичных производств.

С другой стороны, развитие многих кластеров сталкивается с рядом проблем. Среди них можно выделить недостаточную координацию между участниками кластера, слабую связь между наукой и бизнесом, нехватку квалифицированных кадров, а также зависимость от государственного финансирования. Кроме того, некоторые эксперты отмечают, что часть кластеров существует лишь формально, не демонстрируя реального синергетического эффекта.

Важной проблемой остается неравномерность развития кластеров в различных регионах России. Наиболее успешные кластерные инициативы сконцентрированы в регионах с изначально высоким уровнем экономического развития и инновационного потенциала, что может усиливать региональное неравенство.

Несмотря на существующие проблемы, опыт государственной поддержки кластеров в России демонстрирует потенциал этого инструмента для стимулирования регионального развития и повышения инновационной активности. Дальнейшее совершенствование кластерной политики, учитывающее накопленный опыт и специфику российских условий, может стать важным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики на глобальном уровне.

Проведенное исследование роли государства в формировании и развитии региональных кластеров в России позволяет сделать ряд важных выводов. Кластерный подход зарекомендовал себя как эффективный инструмент стимулирования регионального развития и повышения конкурентоспособности экономики. Государственная поддержка играет ключевую роль в становлении и развитии кластеров, обеспечивая необходимую нормативно-правовую базу, финансовую поддержку и создание инфраструктуры.

Анализ российского опыта показывает, что, несмотря на достигнутые успехи в отдельных регионах, кластерная политика в России сталкивается с рядом проблем. Для повышения эффективности государственной поддержки кластеров рекомендуется:

1. Усилить координацию между участниками кластеров, в том числе путем создания специализированных организаций кластерного развития.

2. Стимулировать более тесное взаимодействие между наукой и бизнесом, поощряя совместные исследовательские проекты и коммерциализацию инноваций.

3. Разработать дифференцированные подходы к поддержке кластеров в регионах с разным уровнем экономического развития.

4. Уделить большее внимание развитию человеческого капитала и подготовке квалифицированных кадров для нужд кластеров.

5. Совершенствовать механизмы оценки эффективности кластерных инициатив и государственной поддержки.

Реализация этих рекомендаций позволит повысить эффективность кластерной политики и усилить ее вклад в инновационное развитие и повышение конкурентоспособности российской экономики.

 

Список литературы:
1. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
2. Кластерная политика в России: от теории к практике / Под ред. А.Е. Шаститко. – М.: МАКС Пресс, 2018. – 248 с.
3. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. – 300 с.
4. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. – 2017. – № 5. – С. 28-64.
5. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Обозреватель - Observer. – 2016. – № 11. – С. 57-68.
6. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2019. – Т. 13. № 2. – С. 28-45.
7. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 201 с.
8. Ketels C., Lindqvist G., Sölvell Ö. Strengthening Clusters and Competitiveness in Europe // The Role of Cluster Organisations. Stockholm School of Economics, 2012.
9. Гохберг Л.М., Шадрин А.Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации. – М.: НИУ ВШЭ, 2013. – 108 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".