НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ КАЧЕСТВА
Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ КАЧЕСТВА
SOME ASPECTS OF QUALITY ECONOMICS
Grigory Kuznetsov
Postgraduate student, Tula branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Tula
Elena Etova
Postgraduate student, Tula branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Tula
Sergey Yudin
Scientific Supervisor, Doctor of Technical Sciences, Professor, Tula branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Tula
Аннотация. Рассмотрены вопросы влияния на экономическую эффективность предприятия системы менеджмента качества (СМК). Показано, что квалификация сотрудников СМК недостаточна для решения задач управления качеством. Предложено развивать системы профессиональной переподготовки.
Abstract. The issues of impact of the quality management system (QMS) on the economic efficiency of the enterprise are considered. It is shown that QMS employees are not qualified enough to solve quality management problems. It is proposed to develop professional retraining systems.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, компетентность, повышение квалификации.
Keywords: quality, quality management system, competence, professional development.
Иногда даже сотрудники систем менеджмента качества предприятий утверждают, что качество изобрели (или создали) такие люди, как У. Шухарт, Э. Деминг, К. Исикава, Дж. М. Джуран и другие в ХХ столетии. Это утверждение в корне неверно.
Все древние цивилизации строили дороги, мосты, храмы, дома, производили оружие, предметы домашней утвари, украшения и т.д.
Любое изделие должно было оправдывать ожидание покупателя и владельца. Оружие должно быть надежным, функциональным, не уступающим по основным показателям оружию возможного противника, изделия гражданского назначения должны выполнять свои функции, оправдывая ожидания пользователя. Строения должны быть крепкими, устойчивыми к различного рода природным явлениям и т.д. и т.п.
Понятие «Качество» менялось с течением времени. В. В. Окрепилов в статье [5] привел таблицу, в которой представлена эволюция понятия «качество» (табл. 1).
В экономической теории последних десятилетий вопросы менеджмента качества начали выходить на ведущие места.
В работах [5, 6] В. В. Окрепилов отмечал, что направление «Экономика качества» предполагает развитие всех частей менеджмента качества, таких как стандартизация, метрология, собственно управление качеством.
Именно эта наука дает возможность предсказать воздействие систем управления качеством на экономические и социальные процессы.
На рис. 1 представлены базовые элементы экономики качества.
С нашей точки зрения, очень важным является пункт «Обучение».
В монографии «Экономика качества» [7, с. 5] отмечено, что «… с помощью современных методов управления качеством можно решить любую проблему. Рассматривая всю систему экономических отношений, экономика качества способствует поиску оптимальных решений социально-экономических проблем на всех иерархических уровнях управления (предприятие, группа компаний, муниципальное образование, город, регион, страна, межгосударственные союзы, международные организации), независимо от формы собственности, характера деятельности и размеров».
Таблица 1.
Изменение трактовки понятия «качество» ([5, с. 78])
Автор |
Определение |
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) |
Идеалом учения Конфуция является создание гармоничного общества. Человек должен положительно влиять на все стороны жизни |
Демокрит (469-370 гг. до н.э.) |
Люди признают что-либо белым, черным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде. Поистине же качества тел определяются свойствами атомов и их комбинацией |
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) |
Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший-плохой» |
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) |
Качество – ощутимый, но не измеримый признак одушевленных и неодушевленных предметов |
Версия, принятая в китайской философии (~II в. до н.э.) |
Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: «равновесия» и «денег» (качество = равновесие + деньги). Следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» |
Гегель (1770-1831 гг.) |
Качество есть, в первую очередь, тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое качество |
Энгельс (1820-1895 гг.) |
Существуют не качества, а только вещи, обладающие качеством и притом бесконечно многими качествами. Всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, например, оттенки цвета, жесткость и мягкость, долговечность и т.д., и, хотя они качественно различны, они доступны измерению и познанию |
У. Шухарт (1891-1967 гг.) |
Качество имеет два аспекта: 1 – объективные физические характеристики, 2 – субъективная сторона: насколько вещь представляется «хорошей» |
Э. Деминг (1900-1993 гг.) |
Качество есть допустимая ступень однородности и надежности при низких затратах и соответствии рынку |
А. Фейгенбаум (1922 -2014 гг.) |
Качество есть общая совокупность маркетинговых, инженерных, производственных и сервисных характеристик продукта или услуги, которая на практике будет соответствовать ожиданиям потребителя |
Международный стандарт ISO ГОСТ Р ИСО 9000-2015 |
«Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям» |
Рисунок 1. Базовые элементы экономики качества ([5, с. 80])
В работе А. Г. Аганбегяна [1] отмечалась необходимость обеспечения качества товаров и услуг, особенно в условиях наложенных на Россию санкций. Это требует изменения в системе управления стратегическими изменениями, особенно важной становится подсистема управления персоналом [2].
В России этой подсистеме не уделяется необходимое внимание. Это видно из данных, представленных на рис. 2, полученных на основе данных анонимного анкетирования сотрудников систем менеджмента качества (СМК) 34 предприятий.
По оси абсцисс отложены оценки знаний и умений сотрудников СМК, соответствующие необходимым компетенциям в соответствии с профессиональными стандартами: 0 – сотрудник ничего не знает и не умеет; 0,8…1 – знания и умения могут быть оценены на «отлично». По оси ординат указаны доли сотрудников от общего количества, участвовавших в анкетировании, получивших соответствующие оценки. Можно заметить, что в 2024 году положение несколько улучшилось, однако, свыше 80% сотрудников имеют неудовлетворительные оценки.
Рисунок 2. Оценка компетенций сотрудников СМК
Этим вопросам уделяли огромное значение еще в середине XX века. Основоположник теории управления качеством Б.А. Дубовиков [4] отмечал важность обучения персонала при решении задач повышения качества продукции.
Улучшения кадрового состава СМК можно добиться приемом на работу более квалифицированных сотрудников. Однако, имеются существенные ограничения на рынке труда по необходимым специальностям. Так, по данным портала «Вузотека» [3] в 2024 году на специальность «Управление качеством (27.03.02)» принято 2070 человек, в то время как потребность в этих кадрах составляет десятки тысяч.
В Тульской области таких специалистов набирают всего 50. Учитывая низкий уровень безработицы – 2,7% по итогам 2023 г. [8], можно утверждать, что резервов для отбора высококвалифицированных кадров в Тульской области нет.
В этой связи необходимо использовать другие пути повышения эффективности систем менеджмента качества на предприятиях.
В этой связи авторы предлагают развивать курсы профессиональной переподготовки по специальности «Специалист по управлению качеством». Эти курсы уже функционируют в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова, как в очном, так и в онлайн режимах.