Статья:

Управление творческими процессами в новой экономике и актуализация взаимодействия науки и бизнеса

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Мандрусова А.И., Темнышов И.А. Управление творческими процессами в новой экономике и актуализация взаимодействия науки и бизнеса // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 55-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление творческими процессами в новой экономике и актуализация взаимодействия науки и бизнеса

Мандрусова Александра Игоревна
магистр менеджмента, аспирант, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Темнышов Игорь Анатольевич
мастер делового администрирования, ст. преподаватель, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва

 

CREATIVE PROCESS MANAGEMENT IN THE NEW ECONOMY AND ACTUALIZATION OF COOPERATION BETWEEN SCIENCE AND BUSINESS

 

Alexandra Mandrusova

Master of Management, postgraduate student, State University of Management, Russia, Moscow

Igor Temnyshov

Master of Business Administration, assistant professor, State University of Management, Russia, Moscow

 

Аннотация. Для того, чтобы занять достойное место в мире, России нужно прежде всего развивать свой творческий потенциал. Развитие без эффективного управления невозможно. Управление творческими процессами должно быть выстроено на научной основе. Необходимо возродить и поддерживать отечественную школу управ­ления, которая соединила бы лучшие мировые практики и разработала свои уникальные модели и технологии. Бизнесу следует осознать деструктивность пренебрежительного отношения к науке и начать проявлять активность и живой интерес к национальной школе управления.

Abstract. To take a rightful place in global modern world Russia needs to actualize and develop its own creative potential. The development in that area isn’t possible without an efficient management system. Creative processes management has to be built on solid scientific basement. There is a necessity to rekindle and support a native School of Management, which should include best international practices and develop its own unique models and technologies. Russian business has to grasp the disruptiveness of neglecting a Management science and start actively interacting and being interested in native Russian Management science.

 

Ключевые слова: наука управления; процесс управления; российская школа управления; связь бизнеса и науки; система управления; творчество; творческий потенциал; управление.

Keywords: creativity; creative potential; management; management processes; management science; Russian school of Management; relationship between business and science; system of management.

 

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

 

На сегодняшний день в России существует значительная дистанция между бизнесом и университетской наукой, иной раз сопровождаю­щаяся и недоверием со стороны бизнеса.

Среди руководителей широко распространено мнение, что практи­ческий опыт эффективнее научных знаний в области управления. Даже проведение безвозмездных исследований в рамках написания диссер­таций встречает сопротивление, равнодушное бездействие, холодность, а в редких случаях даже раздражение.

Доверие к систематизированному научному знанию считается анахронизмом. Современное российское общество с радостью поглощает идущие в тренде «передовые» западные знания и технологии. В резуль­тате явной разобщенности науки управления и бизнеса настоящие компетентные управленцы находят применение своим талантам только в науке, не имея возможности послужить на практике реальному бизнесу.

В настоящей статье речь пойдет о непростых взаимоотношения бизнеса и науки управления и о необходимости выстраивания плодо­творного сотрудничества.

Все чаще можно услышать, что Россия — страна творчества, а не страна бизнеса. Специалисты Института Глобализации во главе с М.Г. Делягиным видят ценность России для человечества, прежде всего, в оригинальном взгляде на мир, в нестандартном мироощу­щении, позволяющем создавать действительно уникальное, в интеллекте.

Интересно, что ученые подчеркивают, что интеллект в данном контексте неизбежно оторван от внедрения.

Говоря о преимуществах России перед Китаем, Азией и Западом, авторы отмечают особый «национальный характер», который позволил России создать «конвейер по производству самого дефицитного и самого нужного человеческого материала, способного к творчеству и системати­ческому генерированию принципиально новых идей» [5, с. 326].

У нас хорошо получается изобретать, но плохо получается производить массовые продукты. В силу характера нашего народа, нам интересно создавать новое, уникальное, создавать прототип, а далее ставить на поток и доводить массовое производство до совершенства – уже не интересно, скучно.

Профессор Геннадий Иванович Ванюрихин в своих размышле­ниях о национальной идее видит цель всех преобразований в России в создании общества, раскрывающего в полной мере творческое начало народа [2, с. 28].

Успешным в России может быть преимущественно такой бизнес, который ориентирован на творчество и уникальные разработки.

Исследование Института Мартин Просперети (США) показало, что наша страна, не взирая на ряд экономических сложностей, продолжает сохранять высокие позиции в определяющих творческие способности нации областях, таких как уровень образования, количество защищенных патентов, процент населения занятого в созида­тельных профессиях (креативный класс) и «талантливость» [7, с. 14‑17].

Для того чтобы развивать производство уникальных продуктов, бизнесу следует вкладываться в науку. К сожалению, связи бизнеса — как крупного, так и малого — и науки на сегодняшний день являются слабыми, фрагментарными, характерными только для отдельных типов предприятий и отраслей.

Во многих странах мира науку представляют в основном университеты, в то время как в России картина иная.

По данным исследования д.э.н., И.Г. Дежиной на сектор высшего образования приходится только около 7% внутренних затрат на иссле­дования и разработки, выполняемых в стране, а фундаментальные исследования проводятся преимущественно в институтах Российской академии наук, что, в свою очередь, является парадоксальным, ведь, как известно, все самые грандиозные открытия и все свежие идеи — задача молодых умов [3, с. 49]. Нелепо, что в стране, где наиболее выгодно развивать разработку уникальных продуктов и прототипиро­вание, отсутствуют крепкие связи университетской науки и бизнеса.

Творческий процесс нельзя вогнать в жесткие временные рамки, в нем сложно прописываются планы.

План есть, но необходимо иметь возможность его корректи­ровать, чтобы его временные рамки не убивали творческого настроя, но в то же время сохранялось ощущение предельных сроков, и проект все же был завершен.

Кроме того, создание новых уникальных продуктов требует особой организации производства и, соответственно, особой системы управления.

Здесь наука управления еще более востребована.

Управление творческими процессами должно быть выстроено на научной основе.

Именно научная работа позволяет проанализировать лучшие практики и выработать уникальные подходы для более совершенной системы управления. Такую научную работу зачастую проводят университеты.

К сожалению, у бизнеса нет подразделений, отслеживающих тема­тику подобных исследований и их результаты. В теории, маркетинг должен заниматься мониторингом исследований и научных разработок, вести переговоры с университетами, но на практике маркетинг занят преимущественно проблемами сбыта.

Даже в тех областях науки, которые активно поддерживаются государством, не налажен этап продвижения. Бизнес порой даже не знает о том, что происходит в научном мире относительно решения его проблем.

Уникальность производимой продукции не может быть обеспечена без понимания того, что сложность процесса производства определяет сложность процесса управления. Нельзя эффективно управлять сложными системами, используя простые, а иногда и примитивные системы управления.

Необходимо учитывать теорию «ограниченной рациональности» Г. Саймона из которой следует, «что, как отдельные люди, так и целые организации не в состоянии справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый определенный уровень их собственного развития и организации» [1, с. 64].

Последнее время все чаще на уровне правительства РФ говорится об усложняющихся технологических и экономических процессах, о потребности в уникальных и конкурентоспособных продуктах, но практически не упоминается о процессах управления, соответствующих этим сложным системам.

Необходимо отметить, что то немногое внимание со стороны госу­дарства и бизнеса, которое уделяется университетским исследованиям, ориентировано на технические науки.

По данным статистического сборника «Индикаторы науки» за 2017, число исследователей предпринимательского сектора по техническим наукам в 10 раз превышает число исследователей из области естествен­ных наук и почти в 70 раз превышает количество исследователей, занятых в области общественных и гуманитарных наук, к которым, в свою очередь, относится наука управления [4, с. 158].

Как видно, о науке управления речь почти не идет.

К сожалению, бизнес в России не воспринимает управление как науку.

Зачастую, потребность восполнить нехватку знаний в области управления компенсируется руководителями через чтение зарубежной научно-популярной литературы, большая часть которой написана представителями эмпирической школы управления.

Теоретической основой этой школы является формализованный практический опыт, а не результаты исследования науки управления.

Важно отметить, что социальные науки имеют в том числе и национально-культурный характер. Россию отличает высокий твор­ческий потенциал, нестандартное мышление и способность к риску в процессе поиска нового. Зарубежные управленческие мысли в чистом виде нам не подходят.

Необходимо переосмыслить знания всех научных школ и возродить отечественную школу управления, которая будет учитывать национально-культурные особенности России, ее исторический опыт и научные достижения.

Академик Дмитрий Семенович Львов еще в 1999 году особо акцентировал внимание на том, что «для возрождения и занятия достойного места в мировом сообществе Россия может рассчитывать только на творческий слой общества… В подлинном смысле слова — это мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители уникальных изделий, поддерживающие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовности и культурных ценностей народа, работники, способные творить и созидать.

Это тот слой, который обладает наивысшим инновационным потенциалом… Мы либо «оседлаем» творческий фактор, для чего еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существо­ванию России, и всего мира» [6, с. 28‑29].

Национальная школа призвана синтезировать новое управленческое знание, которое позволит разработать новую систему управления. Эта система сделает возможным создание моделей и технологий, призванных преодолеть существующий кризис, что будет способствовать развитию творческого потенциала России.

С начала 90-х годов российскому обществу была привита догоняю­щая ментальность.

Это коснулось материальной, духовной, культурной сфер, не избе­жала этой участи и наука управления.

Все собственные творческие наработки были обесценены, осуждены и, как следствие, забыты.

К настоящему времени сложилась практика решения управлен­ческих проблем с использованием «универсальных», эмпирических, широко известных в западной литературе лекал. Результат — научная деятельность превратилась в схоластическое вычитывание «священного писания» западных установок. Плачевное состояние современной российской экономики и ее «защищенность» наглядно иллюстрирует действенность подобного подхода.

Отечественный бизнес вначале очаровывается эмоционально изложенными западными моделями и технологиями управления, но впоследствии обнаруживает их несостоятельность в российских реалиях и, в результате, с досадой, отвергает науку управления как явление.

Возникающее пренебрежительное отношение бизнеса к науке, а особенно к отечественным авторам, порождает встречное недоумение и отчужденность научного сообщества от бизнеса.

Пишутся научные статьи, делаются доклады, разрабатываются теории, проводятся исследования, защищаются диссертации, а заслужи­вающие внимания результаты всех усилий циркулируют только в научных кругах.

И бизнес, и государство, и наука, рассчитывающие лишь на собственные силы, не способны увидеть потребности в творческом решении упомянутой выше укоренившейся проблемы.

Только новая целостная система управления как продукт твор­ческой деятельности российской науки, при поддержке государства и живом интересе бизнеса, способна обеспечить качественный прорыв в области экономической, социальной и экологической безопасности страны.

 

Список литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.
2. Ванюрихин Г.И. Глобальное управление: творческие подходы к выбору решений. Уч. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.; Севастополь: [б.и.], 2013. — 276 с.
3. Дежина И.Г. Особенности российской «Тройной спирали» отношений между государством, наукой и бизнесом // Инновации. 2011. №4, с. 47 55.
4. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 304 с.
5. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. М.Г. Делягина. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 342 с.
6. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. — М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 793 с.
7. Florida, Mellander, and King, Global Creativity Index, Toronto: Martin Prosperity Institute, 2015, pp. 14 17.