Специальные мероприятия в деятельности по связям с общественностью понятие, виды, технологии
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Специальные мероприятия в деятельности по связям с общественностью понятие, виды, технологии
Public relations in business sector
Artem Domnin
Student of Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk
Аннотация. «PR в современном мире изживает себя», — то и дело говорят руководители компаний и бизнесмены. Социальные сети дают возможность прямого общения с потребителями, партнерами и СМИ, а значит, специалисты по связям с общественностью попросту не нужны. Так ли это? В статье подробно освещаются современные технологии разработки и формирования специальных мероприятий в области связей с общественностью широкого профиля.
Abstract. PR became obsolete in the modern world ” - said every CEO or businessman. Social media allow direct interaction with customers, partners, and the media, which means that PR-managers is no longer needed. Is that so? The article describes in details modern technology of development and formation of PR-events in public relations.
Ключевые слова: Связи с общественностью; цифровая реальность; специальные мероприятия.
Keywords: Public relations; digital reality; special events.
Еще великий древнекитайский мыслитель и философ Конфуций писал об интересной особенности человека в процессе восприятия и осмысления поступающей информации. Он отмечал: “Я слышу - и забываю. Я вижу - и помню. Я испытываю - и понимаю”. Эта формула актуальна и сегодня. Ее с успехом можно использовать в отношении мероприятий зрелищного характера, направленных на налаживание взаимоотношений с потребителем, для разработки интересных, запоминающихся и эффективных методов воздействия.
Обладая богатейшим арсеналом коммуникативных технологий, приемов и методов, PR-служба организации имеет возможность выстраивать и поддерживать взаимоотношения с целевой аудиторией и широкой общественностью. Особо обратим внимание на то, что в современной практике связей с общественностью смывается грань между использованием современных и традиционных средств коммуникации [3]. Для того, чтобы встроить эффективную PR-коммуникацию с целевой аудиторией в период, когда нет достаточных новостных событий, службы по связям с общественностью организации обращаются к такому приему как специальные мероприятия. Рассмотрим некоторые определения понятия «специальные мероприятия».
Один из классиков Public Relations Эдвард Л. Бернейз отдавал приоритет особым технологиям событийного конструирования. Э. Бернейз полагал, что «консультанты по связям с общественностью должны владеть искусством и мастерством создания таких событий» [2].
И.В. Алешина дает следующее определение: «Специальные события (special events) - это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой компании и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности» [4].
Филатова О.Г. подчеркивает: «Специальное мероприятие - это спланированное мероприятие (событие, происшествие, акция), инициированное базисным субъектом PR и направленное на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующее приращению его паблицитного капитала» [1]. Именно это определение мы берем за основу в нашем исследовании.
Значение специальных мероприятий для связей с общественностью трудно переоценить. Они благоприятно влияют на многие сферы жизни организации, компании, фирмыразвитие партнерских отношений, в том числе - во внешнеэкономической деятельности.
- привлечение инвестиций (investor relations).
- отношения с органами государственной власти.
- благотворительность и спонсорство.
- формирование доброжелательных отношений с населением, другими организациями и предприятиями, органами власти.
- создание и развитие корпоративной культуры, ее традиций, ритуалов и т.д.
Особое значение специальные мероприятия приобретают в работе со средствами массовой информации, так как создают хорошие возможности прямых непосредственных контактов и знакомств, межличностного общения; способствуют формированию и продвижению привлекательного имиджа организации; обеспечивают хорошие возможности паблисити фирмы, ее бренда [4].
Специальные мероприятия всегда планируются заранее и служат различным целям. Коммуникативные цели могут быть разными: создание новостного повода для СМИ, формирование благоприятного имиджа, привлечение внимания групп общественности, информирования об изменениях в деятельности компании; привлечение внимания к компании, к марке, создание осведомленности; привлечение инвесторов, меценатов, спонсоров, их мотивирование [3].
Специальные мероприятия также содействует установлению международных связей, привлечению инвестиций, демонстрации социальной ориентации компании, формированию корпоративной культуры [Клименко, Захарова].
Они выполняют две очень важные задачи в PR-деятельности - это постоянное присутствие организации в информационном пространстве и дополнительное привлечение внимания целевых групп и широкой общественности к компании, фирме или ее продукту/услуге. «Для того чтобы специальное мероприятие воздействовало с ожидаемой эффективностью на все релевантные целевые аудитории необходимо разработать концепцию его продвижения...» [5].
К основным функциям специальных мероприятий можно отнести продвижение бренда, торговой марки за счет запоминающегося события; повышение объема продаж на долгосрочный период; яркое открытие продукта (презентация проекта, запуск нового продукта); создание информационного повода для дальнейшей PR-кампании; формирование корпоративной культуры в компании, создание сплоченной команды сотрудников; формирование лояльных групп потребителей [7]. Исследователь Каверина Е.А. считает, что «универсальными чертами специального события являются следующие: предназначенность для трансляции корпоративных посланий; альтернативность повседневной рутине, исключительность, эксклюзивность; постановочный характер, художественная организация происходящего (художественная имитация другой реальности); зрелищность; эмоциональная вовлеченность, интерактивное участие целевых и общественных аудиторий» [7].
PR - это гораздо больше, чем просто рассылка пресс-релизов и выстраивание отношений с журналистами. Речь идет об истинном понимании вашей аудитории и отрасли, об управлении отношениями с разнообразной группой влиятельных лиц, от традиционных медиа до блогеров и микроинфлюенсеров. Инфлюенсеры (от английского influence — «влиять») — люди, мнение которых имеет значение для определённой аудитории.
Сегодня важно определить правильные возможности для нашего сообщения по различным каналам, идти в ногу с постоянно меняющимися тенденциями в цифровых медиа и корректировать свою стратегию на основе обратной связи в реальном времени. Более того, речь идет об использовании мощностей данных, чтобы четко связать наши результаты и доказать влияние PR на итоговые показатели бизнеса.
Западные специалисты все чаще употребляют устойчивое выражение digital PR, выделяя при этом следующие тренды:
- Влияние ИИ на PR
- Тренд на интегрированные маркетинговые коммуникации
- Эволюция маркетинга влияния и управления взаимоотношений с лидерами мнений
- Уменьшение доверия к традиционным медиа
- Приоритет сторителлинга, изменение форматов. Cторителлинг – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления.
- Баланс между глубинной аналитикой и творчеством
- Усиление роли этики в PR
- Важность управления репутацией и антикризисных коммуникаций
- Стратегии для привлечения поколения Z
- Создание впечатлений от взаимодействия с брендом
- Продолжение борьбы с фейковыми новостями
Работа профессионала по связям с общественностью всегда опиралась на старое-доброе “построение отношений”, что отнимает много времени. PR-профессионалы знают, как важно установить отношения с журналистом, прежде чем отправлять материал.
В этом году интерес к маркетингу влияния достиг предела. Мы слышали о влияющих повсюду (диаграмма ниже показывает растущую популярность поиска фразы «influencer маркетинг»). Даже само слово «влияющий» утратило много своего первоначального значения; «Инфлюенсер» стало синонимом «знаменитости». Но когда мы говорим об управлении отношениями с влиянием, мы действительно говорим о концепции, которая намного шире и сложнее.
В 2019 году команды по связям с общественностью и развитию связей будут более детально понимать управление взаимоотношениями с лидерами мнений.
- На одном конце спектра влияния у нас есть журналисты - эксперты в отрасли, с большой и заинтересованной аудиторией, готовой услышать о теме.
- Другие медиа, социальные и микровключатели составляют остальную часть континуума - экспертов по определенной теме, с заинтересованной и соответствующей аудиторией.
Это распространяется даже на бренды B2B.
Все больше и больше этих IRM-программ будут работать с пиар-командами и коммуникационными командами, поскольку организации начинают понимать, что маркетинг влияния - это гораздо больше, чем просто бросание денег на знаменитостей для размещения продуктов; это стратегический процесс расширения охвата вашего сообщения среди зрителей, о которых вы заботитесь, через заработанные, платные и социальные сети.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:
- эффективность PR значительно повышается, если данная деятельность организуется высококвалифицированными специалистами на основе системы бренд- коммуникаций, которая складывается из целей предприятия, стратегии развития бизнеса, маркетинга, PR-активностей, рекламы, мероприятий стимулирующего характера, построения системы внутренних коммуникаций;
- организация событийных мероприятий позволит предприятиям привлечь внимание общественности, сформировать имидж и узнаваемость предприятия в глазах потенциальных потребителей.