Совершенствование процесса прогнозирования социально-экономического развития региона на примере Приморского края
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Совершенствование процесса прогнозирования социально-экономического развития региона на примере Приморского края
ENHANCEMENT OF THE ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT PROGNOSIS OF A REGION ON EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI
Nina Ivelskaya
Cand. econ Sciences, Associate Professor Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok
Аннотация. Целью исследования является выявление наиболее характерных проблем организации процесса разработки прогноза социально-экономического развития Приморского края и подготовка предложений по его совершенствованию с использованием модульной прогнозно-аналитической модели.
Использована методика сравнительного анализа показателей социально-экономического развития Приморского края по 1-му варианту развития и фактически достигнутых значений макроэкономических данных по результатам 2017 года по 19-ти показателям, объективно отражающим изменения экономической и социальной жизни края.
Исследованием выявлено, что практически по всем показателям социально-экономического развития Приморского края отмечается отклонение фактических данных от прогнозных.
Это указывает на недостаточную надежность параметров разрабатываемого прогноза социально-экономического развития Приморского края как информационной основы для бюджетного планирования и разработки документов стратегического планирования. Установлено, что недостижение прогнозируемых основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам краевого бюджета, приводит к необходимости неоднократного внесения изменений в закон Приморского края о краевом бюджете.
Для совершенствования процесса разработки прогноза следует использовать комплексный ретроспективный анализ развития региона в предыдущие 5-7 лет, оценку текущего состояния региона, а также выявление основных значимых тенденций и факторов развития на последующие 3 года. Рекомендовано применение прогнозной модели на основе синтеза методов межотраслевого анализа и динамической оптимизации в модельном комплексе с 4-мя прогнозно-аналитическими модулями.
Представляется целесообразным нормативно установить участие контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в процессе разработки прогнозов по основным макроэкономическим показателям, наделив их полномочиями на проведение экспертизы проекта прогноза и на согласование прогнозных параметров.
Abstract. The aim of this study is to identify the most common problems of organization of the process of socio-economic development prognosis in the Primorsky krai, and preparation of proposals for its improvement within the use of a modular forecasting and analytical model. Used a methodology of comparative analysis of socio-economic development of Primorsky krai by the 1-st variant of development and actually achieved macroeconomic indicators as a result of 2015 for the 22-nd indicators which objectively reflect the changes in economic and social life of the region. The study found that almost all indicators of socio-economic development of Primorsky krai is marked by a deviation of the actual data to the forecast data. This indicates a lack of reliability of the prognosis parameters of the socio-economic development of Primorsky krai as an information basis for the budget planning and the development of strategic planning documents. It is established that not achieving the projected key macroeconomic indicators used in the calculations to the draft regional budget, resulting the need for repeated changes to the law of the Primorsky krai on the regional budget. To improve the prognosis process one should use a comprehensive retrospective analysis of the development of the region in the past 5-7 years, an assessment of the current state of the region, as well as identifying the main trends and important factors of development for the next 3 years.
It is recommended to use a predictive model based on the synthesis of a cross-sectoral analysis and dynamic optimization in the model complex within 4 prognostic and analytical modules. It seems appropriate to establish a standard part of control and audit bodies of the Russian Federation in the process of developing forecasts for the main macroeconomic indicators, giving them authority to conduct the forecast of the project examination and approval of the forecast parameters.
Ключевые слова: прогноз социально-экономического развития; макроэкономические показатели, прогнозно-аналитическая модель.
Keywords: forecast of socio-economic development, macroeconomic indicators; forecasting and analytical model.
Основной задачей при разработке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является выявление альтернативных вариантов развития региона, которые позволяют максимально использовать положительные или нейтрализовать негативные факторы, а также согласовать государственные и региональные интересы в рамках единой стратегической политики развития государства. [1] Статьей 173 Бюджетного кодекса РФ установлено, что прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода [2]. Соответственно, в пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование его данных, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Практика показывает, что качество прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует систематический пересмотр уполномоченными органами исполнительной власти прогнозных показателей и часто значительное отклонение прогнозных показателей от реальных условий, в которых происходит развитие экономики и социальной сферы государства. Как результат, зачастую данные прогнозов являются недостаточно надежной информационной основой для последующего бюджетного планирования и разработки государственных программ.
Ошибки и неточности при разработке прогнозов социально-экономического развития, особенно на краткосрочную и среднесрочную перспективы, являются одной из причин неэффективного использования бюджетных и иных ресурсов, которые имеются в распоряжении государства. Недостижение значений прогнозируемых основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам бюджетов субъектов Российской Федерации, приводит к необходимости неоднократного внесения изменений в законы о региональных бюджетах в текущем году и на плановый период. Исследователи указывают на отсутствие единой методики оценки качества подготовленных прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, что можно считать существенным недостатком процесса прогнозирования [10].
Следует отметить, что традиционные технологии прогнозирования регионального развития, которыми в основном оперируют органы власти субъектов Российской Федерации, имеют ряд недостатков. Прежде всего прогнозирование осуществляется по отдельным группам макроэкономических показателей без их глубокой системной увязки, что влияет на корректность расчета такого важного для экономики показателя, как валовый региональный продукт. Достоверность прогнозирования снижается за счет того, что применяются, как правило, экстраполяционные методы прогнозирования. Перепроверка и уточнение прогнозных данных с применением иных методик зачастую не производится. На достоверность прогноза влияет и не всегда должное качество, и полнота исходных данных, используемых для проведения прогнозных расчетов, использование устаревших технологий обработки, систематизации и анализа ретроспективной информации, на основе которой формируется прогноз. Как результат, прогнозы, особенно долгосрочные, оказываются противоречивыми. Это предопределяет необходимость их периодического пересмотра и согласования, которое производится в большинстве случаев только по отношению к верхнему уровню прогнозных показателей путем более или менее механической подгонки. Так как показатели других уровней не корректируются, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется». Негативным моментом является и то, что любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализованной процедуры [4].
Исследователи вопроса отмечают, что практически во всех методических подходах, связанных с оценкой состояния развития регионов, предлагается сворачивать многофакторную оценку в единый критерий – некий индекс развития, что несет и потерю информации, и неадекватную оценку уровня развития. Следует отметить, что адекватная оценка уровня социально-экономического развития региона не может сводиться к некоторому одному показателю, а может быть достигнута только с использованием совокупности показателей, отражающих состояние каждой региональной подсистемы – экономической, социальной, инвестиционной и инновационной в отдельности [3].
В основе методологии исследования заложен сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Приморского края по 1-му варианту развития и фактически достигнутых значений макроэкономических показателей по результатам 2017 года. Сравнительный анализ проведен по 19-ти показателям, объективно отражающим изменения экономической и социальной жизни края с целью выявления и анализа отклонений прогнозных и фактических данных (для сравнения: в 2015 году было 22 показателя). В задачу исследования не входило проведение глубокого ретроспективного анализа изменений макроэкономических показателей. Целью исследования являлось выявление наиболее характерных проблем организации процесса разработки прогноза социально-экономического развития на уровне Приморского края и подготовка предложений по его совершенствованию с использованием модульной прогнозно-аналитической модели.
На основании данных прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и информации департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края о фактически сложившихся показателях по итогам отчетного финансового года, проведен анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к краевому бюджету на 2017 год (табл.) [8].
Таблица 1.
Сравнительный анализ прогнозных и фактических данных социально-экономического развития Приморского края
по итогам 2017 года*
Показатели |
Вариант 1 прогноза |
Фактические данные, 2017 г. |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
---|---|---|---|---|
Численность населения (среднегодовая), тыс. человек |
1 926,30 |
1 913,04 |
-13,26 |
-0,7 |
Индекс потребительских цен за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года, % |
104,40 |
101,8 |
-2,60 |
х |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
130 565,68 |
125 700,00 |
-4 865,68 |
-3,7 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году |
100,40 |
94,70 |
-5,70 |
х |
Оборот розничной торговли, млн руб. |
373 278,70 |
377 255,00 |
3 976,30 |
1,1 |
Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году |
101,20 |
103,80 |
2,60 |
Х |
Объем платных услуг населению, млн руб. |
142 011,62 |
146 410,50 |
4 398,88 |
3,9 |
Объем платных услуг населению, в % к предыдущему году |
103,00 |
103,50 |
0,50 |
х |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону, тыс. руб. |
38,20 |
37,96 |
-0,24 |
-0,6 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону, в % к предыдущему году |
105,80 |
106,10 |
0,30 |
х |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
961,40 |
980,00 |
18,60 |
1.9 |
Численность безработных (по методологии МОТ), тыс. чел. |
61,90 |
55,20 |
-6,70 |
-10,8 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), тыс. чел. |
14,48 |
10,70 |
-3,78 |
-26,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % к экономически активному населению |
1,38 |
1,02 |
-0,36 |
х |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. |
34 275,63 |
33 738,00 |
-537,63 |
-1,6 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
101,00 |
100,10 |
-0,90 |
х |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц |
12 766,00 |
12 408,00 |
-358,00 |
-2,8 |
Экспорт товаров, млн долл. США
|
3 353,51 |
3 330,50 |
-23,01 |
-0,7 |
Импорт товаров, млн долл. США
|
3 415,17 |
3 785,10 |
369,93 |
10,8 |
Выпуск продукции сельского хозяйства, млн рублей |
54 270,91 |
47 695,70 |
-6 575,21 |
-12.1 |
Объем услуг связи, млрд рублей |
22,10 |
20,46 |
-1,64 |
-7,4 |
*Составлено по источнику [7].
Проведенный анализ показал, что практически по всем показателям социально-экономического развития Приморского края отмечается отклонение фактических данных от прогнозных. Так, прогнозные данные на 2017 год являются завышенными по 14-ти показателям из 19-ти. Например, индекс потребительских цен за период с начала года завышен на 2,60 п.п., инвестиции в основной капитал – на 4 865,68 млн рублей, экспорт товаров – на 23,01 млн долл. США, величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) – на 358,00 рублей. По отдельным показателям прогнозные данные являются заниженными: объем платных услуг населению – на 4 398,88 млн рублей, оборот розничной торговли – на 3 976,30 млн рублей, импорт товаров – на 369,93 млн долл. США.
В то же время по сравнению с 2016 годом, по данным Контрольно-счетной палаты Приморского края, в отчетном году отдельные макроэкономические показатели имеют положительную динамику [5]. Так, например, выросли в абсолютном значении индекс промышленного производства – на 19,7%, индекс физического объема инвестиций в основной капитал – на 11,9%, оборот розничной торговли – на 7,1 %, объем платных услуг населению – на 18,6%. В абсолютных величинах по макроэкономическим показателям наблюдается рост по инвестициям в основной капитал на 2200,0 млн рублей, обороту розничной торговли – на 23269,9 млн рублей, объему платных услуг – на 13557,0 млн рублей. Следует отметить, что только три показателя оказались фактически на уровне прогнозных значений. Это численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), реальные денежные доходы населения.
Таким образом, выявленные существенные отклонения между прогнозируемыми и фактически достигнутыми значениями макроэкономических показателей указывают на недостаточную надежность параметров разрабатываемого прогноза социально-экономического развития Приморского края как информационной основы для бюджетного планирования. Как указывается в заключении Контрольно-счетной палаты Приморского края на проект закона Приморского края «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», недостижение прогнозируемых основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам краевого бюджета, привело к необходимости неоднократного внесения изменений в закон Приморского края о краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
С учетом того, что данные прогноза являются информационной основой для разработки документов стратегического планирования, таких как государственные программы, ненадежность данных прогноза может обуславливать низкую результативность программных мероприятий и недостижение целевых программных показателей, что, в свою очередь, требует корректировки как программ, так и внесения изменений в краевой бюджет в части уточнения параметров финансирования.
Для повышения надежности социально-экономического развития региона Приморского края следует принимать во внимание весь комплекс факторов и рисков, влияющих на развитие региона и государства в среднесрочный период. Отправной точкой процесса разработки прогноза должен служить комплексный ретроспективный анализ развития региона в предыдущие 5-7 лет, оценка текущего состояния региона, а также выявление основных значимых тенденций и факторов развития на последующие 3 года. Внедрение системного анализа или применение в симбиозе конкретных методов и приемов решения многочисленных и многоплановых задач в социально-экономическом развитии Приморского края дает возможность разделить сложную региональную систему на определенные подсистемы, например по отраслевому принципу, с целью их самостоятельного исследования [1].
В зависимости от специфики развития базовых отраслей экономики региона требуется модификация методов прогнозирования и планирования с целью выработки таких прогнозов и планов, которые бы полностью учитывали данную специфику. Такой подход к прогнозированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач межотраслевого планирования и развития экономической, инновационной и инвестиционных сфер, что повысит корректность формирования прогнозных данных по составляющим валового регионального продукта и отраслям промышленного производства. Такой подход к прогнозированию может способствовать формированию корректной информационной основы для разработки стратегии социально-экономического развития Приморского края и комплекса государственных программ [9].
Реализация этих принципов возможна на основе синтеза методов межотраслевого анализа и динамической оптимизации в рамках построения прогноза социально-экономического развития в модельном комплексе с четырьмя прогнозно-аналитическими модулями:
- модуль формирования совокупного спроса;
- модуль оценки межотраслевых взаимодействий;
- модуль тестирования ресурсных ограничений;
- модуль оценки индикаторов уровня жизни.
Использование модуля формирования совокупного спроса может способствовать корректному определению перспективной динамики конечного потребления домашних хозяйств, валового накопления, государственных закупок, вывоза и ввоза, что обеспечит надлежащую информационную основу для расчета показателя валового регионального продукта. Структурные элементы модуля могут являться основой для построения макроэконометрической модели, наиболее полно учитывающей условия многомерной интеграции индикаторов социально-экономического развития региона.
Модуль оценки межотраслевых взаимодействий может быть использован для описания множества допустимых технологических решений.
Помимо стандартной для модельных комплексов в межотраслевой постановке матрицы социальных счетов (или таблицы «затраты – выпуск») модуль может содержать эконометрические модели технологических трансформаций. Матричная модель и эконометрические модели при совместном использовании являются основой для механизма формирования мультипликативных эффектов в экономике региона по схеме «конечный спрос – валовой выпуск – коэффициенты предельных затрат – валовой выпуск».
Модуль тестирования ресурсных ограничений выполняет функции формализации условий формирования и выбора направлений использования ресурсной базы региона, а модуль оценки индикаторов уровня жизни может иметь двойное назначение. Во-первых, обеспечение балансировки формируемых и используемых в экономике региона ресурсов товаров и услуг, во-вторых, оценка интегральных показателей, характеризующих величину и структуру доходов и расходов экономических агентов региона [6].
Использование модульной прогнозно-аналитической модели позволит обеспечить решение наиболее характерной проблемы организации процесса разработки прогноза социально-экономического развития Приморского края, то есть устранить противоречивость прогнозных и фактических данных и создать надежную информационно-аналитическую базу для бюджетного планирования и разработки комплекса государственных программ.
Кроме того, требуется серьезное изменение организационного механизма прогнозного планирования.
Представляется целесообразным нормативно установить участие контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в процессе разработки прогнозов по основным макроэкономическим показателям, наделив их полномочиями на проведение экспертизы проекта прогноза и на согласование прогнозных параметров.
Такая функция предварительного контроля, с одной стороны, позволит наиболее корректно учитывать в программах целевые показатели, установленные документами стратегического планирования Российской Федерации, с другой стороны, избавит от необходимости неоднократного внесения изменений в закон Приморского края о краевом бюджете.