Инструменты управления межбюджетными отношениями на субфедеральном уровне
Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Инструменты управления межбюджетными отношениями на субфедеральном уровне
SUB-FEDERAL RELATIONSHIP MANAGEMENT TOOLS
Duhani Adil Bashir Dahir
Graduate student Ural State University of Economics, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. В статье рассмотрены цели и инструменты управления межбюджетными отношениями на субфедеральном уровне. Межбюджетное регулирование представляет собой один из основных инструментов преодоления последствий социально-экономического неравенства, возникающего в регионе. Эффективное управление региональными финансами способствует высокому уровню развития территории региона и повышению качества жизни.
Abstract. The article considers the goals and tools of managing inter-budgetary relations at the sub-federal level. Intergovernmental regulation is one of the main tools to overcome the consequences of socio-economic inequality that arises in the region. Effective management of regional finances contributes to a high level of development of the region and an increase in the quality of life.
Ключевые слова: цели; инструменты; управление; межбюджетные отношения.
Keywords: goals; tools; management; intergovernmental relations.
В условиях замедления экономического развития в Российской Федерации особое значение приобретает поиск эффективных внутренних резервов, использование которых национальной экономике достичь необходимых результатов. К числу наиболее важных резервов такого рода следует отнести не до конца используемый потенциал российских регионов, который до настоящего времени в полном объеме не реализован. В свою очередь, одной из ключевых причин данного процесса являются сильные бюджетные диспропорции как между разными территориями одного уровня управления, так и между разными уровнями государственной вертикали. Складывается ситуация, когда важнейшая государственная задача достижения сбалансированности территориальных бюджетов решается главным образом за счёт вторичного перераспределения бюджетных ресурсов. Это свидетельствует о необходимости определённой корректировки приоритетов в регулировании межбюджетных отношений и исключения «бюджетного неравенства», что в конечном итоге сказывается на качестве жизни населения. Хотя в последние годы были проведены серьёзные реформы бюджетной системы, негативные тенденции в сфере территориальных финансов сохраняются.
Сегодняшняя попытка государства внести определенные корректировки связана с реализацией 12 национальных проектов, которые фактически охватывают все стороны жизни общества.
Межбюджетные отношения являются регулируемой системой и объектом управления со стороны государства, регулирование – это вид управления, посредством которого достигается состояние устойчивости управляемой системы в случае возникновения отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние . Качество регулирование, цели регулирования и инструменты регулирования бюджетным процессом и межбюджетными отношениями требуют особого внимания.
Сложность регулирования современных экономических систем, в том числе и системы межбюджетных отношений, требует их формализованного описания в рамках единого механизма, дальнейшее развитие которого должно стать важным звеном бюджетной политики региональных органов власти. Данный вопрос особенно актуален при современной тенденции развития организаций и экономических систем. Практика развитых зарубежных стран показывает, что эффективно действующий механизм регулирования системы межбюджетных отношений способствует становлению и развитию бюджетного федерализма, росту экономики и качеству жизни общества.
Первоочередное внимание при решении вопроса о совершенствовании механизма межбюджетного регулирования в регионе, на наш взгляд, следует уделить таким элементам, как инструменты регулирования. Основываясь на полученных оценках результативности регулирования межбюджетных отношений, можно сделать вывод о необходимости совершенствования существующих инструментов или внедрения новых.
Формирование межбюджетных отношений может быть направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения собственных полномочий;
- стимулирование достижения приоритетов, установленных субъектами Российской Федерации или иными муниципальными образованиями;
- обеспечение региональных и местных бюджетов средствами для исполнения переданных государственных или муниципальных полномочий;
- устранение бюджетного дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления
- устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов.
Для достижения целей межбюджетного регулирования необходимо использовать соответствующие инструменты (таблица1).
Таблица 1.
Цели и инструменты межбюджетного регулирования [1]
Цели |
Инструменты |
Обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения собственных полномочий |
-установление дополнительных единых нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых доходов |
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает закрытый перечень неналоговых доходов, по которым могут быть установлены дополнительные единые нормативы отчислений (см. раздел 2.1). Далее по тексту Методических рекомендаций под дополнительными едиными нормативами отчислений от неналоговых доходов следует понимать дополнительные единые нормативы отчислений по тем неналоговым доходам, возможность передачи дополнительных единых нормативов по которым установлена Бюджетным кодексом Российской Федерации. |
|
-установление дополнительных дифференцированных нормативов от акцизов на ГСМ
-дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, иные дотации |
|
- замена дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от НДФЛ |
|
Стимулирование достижения приоритетов, установленных субъектами Российской Федерации или иными муниципальными образованиями: |
|
- достижение стратегических целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе увеличение финансирования за счет местных бюджетов направлений расходов, приоритетных с точки зрения субъекта Российской Федерации |
- субсидии |
- выравнивание доступа к определенным бюджетным услугам, предоставление которых относится к полномочиям публично-правового образования - получателя трансферта |
- субсидии, в том числе "горизонтальные" (между публично-правовыми образованиями одного уровня) |
-поощрение различных достижений муниципальных образований в соответствии с приоритетами, установленными субъектом Российской Федерации |
- иные межбюджетные трансферты |
Обеспечение местных бюджетов средствами для исполнения переданных государственных или муниципальных полномочий |
-субвенции (из региональных бюджетов)
- иные межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными договорами (из местных бюджетов) |
Устранение бюджетного дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления |
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов |
Устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов |
бюджетные кредиты |
Эти инструменты призваны обеспечить местные бюджеты доходами, необходимыми для выполнения собственных и делегированных государством полномочий, в том числе при реализации национальных проектов.