ВЛИЯНИЕ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ВЛИЯНИЕ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
THE IMPACT OF MONEY LAUNDERING ON THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Kazantsev Dmitry Andreevich
Postgraduate, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье на основе нормативных определений отмывания доходов, полученных преступным путем, и экономической безопасности, проведен анализ влияния отмывания преступных доходов на экономическую безопасность государства. Отмечено, что легализация преступных доходов приводит к таким негативным последствиям, как сокрытие следов совершенных преступлений и криминализация экономики. И если первое ведет к снижению правопорядка в государстве и падению инвестиционной активности, то второе может привести к фактическому разрушению государственного механизма.
Abstract. The article, based on the normative definitions of money laundering and economic security, analyzes the impact of money laundering on the economic security of the state. It is noted that the legalization of criminal proceeds leads to such negative consequences as the concealment of concealment of committed crimes traces and the criminalization of economy. The first leads to a decrease in the rule of law in the state and a drop in investment activity, the second can lead to the actual destruction of the state mechanism.
Ключевые слова: отмывание доходов; экономическая безопасность; национальные интересы; теневая экономика.
Keywords: money laundering; economic security; national interests; shadow economy.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлениями признаются «виновно совершенные общественно опасные деяния» [2].
Общественная опасность легализации преступных доходов состоит как в том, что оно позволяет скрывать следы уже совершенных преступлений, тем самым способствуя новым, так и в том, что позволяет использовать незаконно полученные доходы в легальном экономическом обороте, что приводит к криминализации экономики. Оба вышеуказанных аспекта негативно сказываются на экономической безопасности государства.
Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, закреплено в Федеральном законе от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и определяется, как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [1].
Термин «экономическая безопасность» тоже имеет нормативное закрепление в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, согласно которой экономическая безопасность – это «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [4].
Также стоит отметить, что в научной среде отсутствует единое понимание экономической безопасности государства. Выделяются три основных подхода к определению экономической безопасности:
- Экономическая безопасность, как «состояние экономики государства, которое позволяет защищать его жизненно важные интересы» [8, С. 34];
- Экономическая безопасность, как «совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз» [8, C. 35];
- Экономическая безопасность, как «способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровне» [8, C. 35].
Правда, стоит отметить, что в связи с имеющими место в настоящее время тенденциями дезинтеграции и деглобализации мировых экономических связей, вызванными противостоянием мировых «центров силы», активно себя проявившими на фоне пандемии коронавируса, а также в результате введения антироссийских санкций, актуальность третьего подхода снижается [5,7].
Принимая за основу нормативно закрепленное определение экономической безопасности, обратим внимание на то, каким образом отмывание преступных доходов сказывается на состоянии экономики, позволяющем защищать жизненно важные интересы государства.
Для этого следует определиться с термином «жизненно важные интересы государства».
Жизненно важные интересы семантически близки к национальным интересам государства, список которых содержится в ст. 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2017 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3].
В адаптированном для экономики виде национальные интересы, по сути, представлены в ст. 14 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года в виде целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Среди целей указаны: укрепление экономического суверенитета и обеспечение экономического роста, поддержание научного-технического и оборонно-промышленного потенциала, повышение уровня жизни населения.
Теперь рассмотрим воздействие отмывания криминальных доходов на процесс достижения вышеперечисленных целей.
Как отмечалось ранее, общественная опасность отмывания преступных доходов заключается, как в способствовании совершению будущих преступлений за счет сокрытия факта преступления и/или доходов от него, так и криминализации экономики. Первый аспект несомненно негативно сказывается на уровне жизни населения. Уверенные в своей безнаказанности (или в возможности доступа к криминально заработанным доходам) преступники будут увеличивать масштаб и общественную опасность своей криминальной деятельности. Уход преступников от ответственности порождает рост социальной напряженности в обществе, падает доверие к институтам власти, увеличивается отток квалифицированных кадров что, в свою очередь, оказывает негативное влияние уже на экономический суверенитет государства. Наконец, падение уровня правопорядка приводит к сокращению внешних источников финансирования из-за снижения доверия иностранных инвесторов. Также сжимаются внутренние источники финансирования производственной деятельности из-за нежелания инвесторов рисковать собственными средствами, что приводит к выводу капитала в иностранные юрисдикции.
Влияние второго аспекта – криминализации экономики – на экономическую безопасность государства несколько сложнее. Согласно одному из определений, криминализация экономики – это «такое состояние экономики, при котором происходит увеличение и присвоение доходов, добытых нелегальным путем» [9, C. 112].
Отмывание доходов, полученных преступным путем, способствует криминализации экономики в части как сокрытия фактов получения нелегальных доходов (что позволяет продолжать и расширять незаконную экономическую деятельность), так проникновения в легальную экономику незаконно полученных денежных средств и иного имущества, что позволяет криминальным элементам участвовать в законном экономическом обороте (причем, участие в экономическом обороте осуществляется на более выгодных по сравнению с законопослушными конкурентами условиях за счет как сокращения издержек в результате неисполнения обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, так и ввода в экономический оборот денежных средств, полученных от незаконных видов деятельности (например, торговли наркотиками, оружием), маржинальность которых, как правило, превышает прибыльность законных).
Последствиями проникновения криминалитета в законный экономический оборот является рост противоправных методов борьбы с конкурентами (начиная от подкупа должностных лиц, и заканчивая силовыми методами воздействия), увеличение коррупции, снижение рычагов воздействия государства на экономику.
Сложность влияния криминализации экономики на экономическую безопасность государства заключается в том, что при общей деградации экономической безопасности страны может наблюдаться определенный экономический рост [6]. Рост экономических показателей в данном случае обусловлен снижением издержек, связанных с уплатой налогов и иных обязательных платежей, получением лицензий, несоблюдением утвержденных законодательством требований к охране труда и качеству продукции. За счет снижения расходов субъекты теневой экономики могут увеличить объем производимой продукции, а также снизить ее стоимость, что на макроуровне (при условии значительного объема теневой экономической деятельности в общей структуре национальной экономики) может выразиться в росте торгового баланса и ВВП. Дополнительным источником стимулирования экономики в таком случае могут являться теневые денежные потоки от криминальных видов деятельности, перенаправленные в легальную экономику. Кроме того, может вырасти и благосостояние некоторых граждан, участвующих в теневой экономической деятельности, или причастных к ней.
Однако, теневая экономика не способна обеспечить устойчивый экономический рост государства. Уход от уплаты налогов и иных обязательных платежей сказывается на возможности исполнения государством своих социальных функций, обеспечении безопасности и обороны страны, увеличивает налоговую нагрузку на законопослушных граждан, приводит к обнищанию наиболее материально зависимых от социальной поддержки групп населения.
Криминализация экономики, в конечном итоге, может привести только к экономической стагнации, так как в силу ориентации криминалитета на получение собственной выгоды способствует разрушению промышленного и интеллектуального потенциала страны, приводит к усилению преступности в обществе, росту экономического неравенства, деградации регулирующих и управленческих функций государственного механизма и, в конечном счет, фактическому распаду государства.
Таким образом, отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на достижение всех перечисленных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, подрывает усилия по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.
В условиях экономического и квазивоенного противостояния между Российской Федерации и странами коллективного Запада во главе США одним из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности должно являться противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, как один из критических элементов обеспечения эффективного экономического развития страны.