Статья:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ И АКРОБАТИКИ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Драч Т.Л. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ И АКРОБАТИКИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(65). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ И АКРОБАТИКИ

Драч Тамара Леонидовна
аспирант Львовского государственного университета физической культуры имени Ивана Боберского, Тренер-хореограф Школы воздушной акробатики "Шоколад", Украина, г. Львов

 

DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN USING MODERN CHOREOGRAPHY AND ACROBATICS

 

Tamara Drach

Post - graduate student of Lviv State University of physical culture named after Ivan Bobersky,

Trainer-choreographer of School of aerial acrobatics "Shokolad", Ukraine, Lviv

 

Аннотация. Для развития детей в дошкольных учебных заведениях Украины используют разные направления искусств. Среди них значимое место занимает изобразительное искусство, хореографическое, боевое искусство, музыкальное и т.д. Такой подход к развитию ребенка помогает определить дальнейший выбор профессионального направления его развития и определить, в каком направлении следует развивать способности. Современная хореография и акробатика также играет важную роль в формировании физических качеств ребенка, помогает развить координацию, пластичность, артистичность, а также его творческие способности. Для определения влияния современной хореографии и акробатики на развитие ребенка, мы решили провести педагогический эксперимент на базе частного дошкольного учебного заведения «МаМаля» (г. Львов). Где с детьми дважды в неделю по 40 минут мы занимались современной хореографией и акробатикой. Целью нашего исследования было проверить возможность использования экспериментальной программы для детей дошкольного возраста с использованием современной хореографии и акробатики. В ходе нашего исследования мы определили высокую эффективность применения современной хореографии и акробатики в процессе преподавания хореографии в дошкольном учебном заведении «Мамаля». Однако, отметили, что эффективность программы зависит от многих факторов, кроме правильного педагогического подхода к детям, хореографу следует сотрудничать с воспитателем, родителями и удерживать дисциплину у детей для большей эффективности занятий. Кроме того, программу следует постоянно видоизменять для детей, чтобы их внимание было сконцентрировано на преподавателе, а не на посторонних предметах. Это дает большую эффективность и результативность занятий.

Abstract. Different areas of art are used for the development of children in preschool educational institutions of Ukraine. Fine arts, choreography, martial arts, music, etc., occupy an important place among them. This approach to the child's development helps to determine the further choice of the professional direction of the child's development and to determine in which direction he should develop his abilities. Modern choreography and acrobatics also play an important role in the formation of the child's physical qualities, help to develop coordination, plasticity, artistry, as well as his creative abilities. In order to determine the influence of modern choreography and acrobatics on the child's development, we decided to conduct a pedagogical experiment on the basis of the private preschool educational institution "MaMalya" (c. Lviv), where the children practiced modern choreography and acrobatics twice a week for 40 minutes. Among the newest methods that we used in the research process were the use of improvisation during classes and the performance of creative tasks for the child, as well as the study of simple acrobatic elements: «wheel», «bridge», «headstand», etc. This technique is more effective for preschool children due to the greater development of children's potential and their creative abilities. The purpose of our study was to check the possibility of applying an experimental program for preschool children using modern choreography and acrobatics. In the course of our research, we determined the high efficiency of the application of modern choreography and acrobatics in the process of teaching choreography in the "MaMalya" preschool educational institution. However, it was noted that the effectiveness of the program depends on many factors, in addition to the correct pedagogical approach to children, the choreographer must cooperate with the teacher, parents and maintain discipline in children for greater effectiveness of classes. In addition, the program should be constantly varied for children so that their attention is focused on the teacher, and not on extraneous subjects. This gives greater efficiency and effectiveness of classes.

 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; современная хореография; акробатика; методы преподавания; экспериментальная программа.

Keywords: preschool children; modern choreography; acrobatics; teaching methods; experimental program.

 

Постановка проблемы. Дошкольные учебные заведения Украины предлагают детям и родителям разные методы развития творческих способностей ребенка. Для подготовки детей к школе и внешкольной деятельности, в детских садах, часто используют хореографию, музыку, изобразительное искусство, боевое искусство и т.д. В каждом из этих направлений существуют разнообразные подходы к преподаванию у детей дошкольного возраста. В нашем исследовании мы применили экспериментальную программу для дошкольников с использованием современной хореографии и акробатики.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросом развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Бутенко Т.В. и Мамчур С. Л. (2017)[2], Кощевец И. М. (2014)[4]; исследовала возможность применения акробатического искусства для старших дошкольников Дурманенко М. (2009)[3]. Однако вопросы развития детей дошкольного возраста средствами современной хореографии и акробатики еще мало исследованы в современных научных работах. Именно поэтому мы решили проверить возможность такого подхода в преподавании хореографии дошкольников.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Применение новейших методов в процессе преподавания хореографии в дошкольных учебных заведениях важно, поскольку воспитывает в ребенке не только исполнительские навыки, но и способствует развитию творческих способностей ребенка, проявлению его личносных возможностей и фантазий. Ребёнок в дошкольном возрасте активно стремится также развивать свои акробатические навыки, поскольку это возможность почувствовать себя более «свободным» и гибким, проявить свои силовые качества. Именно поэтому применение таких методов актуально.

Формулировка целей статьи. Целью нашего исследования стало проверить возможность применения экспериментальной программы для детей дошкольного возраста с использованием современной хореографии и акробатики. Для этого нам нужно выполнить следующие задачи:

– изучить литературные, фото- и видео- источники возможностей применения современной хореографии для детей дошкольного возраста;

– разработать экспериментальную программу с возможностью применения современной хореографии и акробатики для детей дошкольного возраста;

– провести педагогический эксперимент на базе частного дошкольного учебного заведения «Мамаля» (г. Львов) для того, чтобы проверить эффективность такой программы.

Изложение основного материала исследования. Дошкольный период развития ребенка важен для подготовки к последующим профессиональным шагам в физическом воспитании, искусстве и спорте. Дошкольники нуждаются в особом внимании со стороны преподавателей хореографов, музыкантов, изобразительного искусства или боевых искусств. Именно в этот период формируется мировоззрение ребенка и его стремление развиваться в одном или ином направлении. Ввиду этого, следует детям в дошкольных учебных заведениях дать возможность попробовать себя в различных творческих и спортивных занятиях, а также постепенно их готовить к обучению в школе.

Конечно, в детском саду методика преподавания, а также методы, которые можно применять, существенно отличаются от методов для школьного возраста и взрослых учеников. Ведь в этот период в человеческом сознании легче воспринимаются игры и забавы, чем теоретический и практический материал. Поэтому и программа преподавания хореографии в этих заведениях направлена ​​на развитие творческого воображения ребенка и его базовых технических способностей. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, поддерживающие различные системы воспитания, например, систему Марии Монтессори [4], Антона Макаренко, Константина Ушинского и т.д. Все эти системы рассматривают возможность воспитания сильной и свободной личности, готовой к предстоящим испытаниям, которые преподносит современная жизнь. Интересно, что, несмотря на то, что данные системы достаточно популярны, тем не менее, любые новинки в системе воспитания дошкольников воспринимаются скептически и подлежат тщательной проверке и постоянно иследуются и совершенствуются. Не обошел этот процес и систему хореографического образования в дошкольных учебных заведениях.

Сейчас в Украине хореография является составной частью дошкольного воспитания, поскольку помогает ребенку развивать свою физическую подготовку и совершенствовать координацию, музыкальность, пластичность, хорошую осанку, адаптироваться к социальной среде, искать друзей и развивать коммуникативные качества с помощью жеста, мимики и движения. Дети склонны импровизировать во время занятий, им нравится проявлять собственное творчество и интересы, они любят двигаться под ритмическую музыку и использовать уже изученные движения во время импровизации. Мы решили провести педагогический эксперимент на базе дошкольного учебного заведения «МаМаля» (г. Львов, Украина) с целью применения импровизации и акробатики как средства усовершенствования хореографической подготовки детей. В педагогическом эксперименте приняли участие дети от 2 до 6 лет, которые занимались хореографией два раза в неделю по 40 минут. В эксперименте приняли участие 40 подопечных, которых мы готовили к выступлению на выпускном в детском саду, а также проводили занятия с целью улучшения их хореографических и акробатических навыков.

В процессе занятий мы использовали партерную гимнастику для развития гибкости, выворотности, укрепления мышц, растяжки и шага; разные виды продвижений: полька, галоп, подскоки, бег, имитирование разных животных, птичек и насекомых. Изучение классических «па» в пространстве и по диагонали: pas chasse, tour chaines, работа в паре и дуэте, держась за руки, передвижение. Изучение простых дуэтных поддержек  для мальчиков и девочек (Фото 1).

 

Фото 1. Изучение несложных поддержек

 

Также мы занимались активно акробатикой, изучали стойку на голове, при поддержке хореографа, мостик, стойку на руках, шпагаты, колесо и т.д. (Фото 2). Такие акробатические движения привлекают большее внимание ученика к занятиям и мобилизируют их концентрацию на упражнениях (Фото 3). В дальнейшем мы предлагали детям короткий экзерсис по танцу-модерн, изучение нескольких комбинаций в этом направлении.

 

Фото 2. Arabesque на возвышении

 

Фото 3. Изучение акробатического элемента "Мостик"

 

К примеру, в один день с ними изучаем plie, battement tendu, por de bra; в другой – battement tendu jete, rond de jambe parter, adajio и grand battements. Это позволит им постепенно приобретать необходимые технические навыки в хореографических элементах и связках [6, c. 45].

Дальше мы с ними выполняли несложные танцевальные номера. Это может быть танец «Колокольчик», где под музыку украинской исполнительницы «Skylerr&Sanaria», мы изучаем простые «па», в ходе которых дети должны научиться ориентироваться в сценическом пространстве, придерживаться рисунка, а также изучаем что такое «двигаться по кругу», учимся взаимодействовать с партнером. Эти навыки могут стать полезными ребенку как во время выступлений в садике, так и в профессиональных внешкольных заведениях. Для маленьких детей, особенно 3-4 года, можно предложить знакомые всем танцы, такие как «Танец маленьких утят», «Макарена», «Рок-н-ролл», «We will rock you», где можно смело повторять за хореографом и танцевать вместе с ним. Для более взрослых детей можно предложить изучение шагов «Вальса», «Полонеза», «Ча-ча-ча», что станет актуальным дополнением для празднования выпускного в детском саду. Также для детей могут стать интересными задачи с использованием импровизации, например, исполнить свой собственный танец под музыку, придумывая движения на ходу. Такие творческие задачи для детей интересны, однако, по нашему мнению, это средство их творческого развития следует применять в конце занятия, когда они хорошо разогреты и готовы выполнять разнообразные танцевальные задания [6, c. 56].

Можно также добавлять к импровизации отдельные задания: например, импровизация в определенном образе, или с использованием атрибутов, осенних листьев, шишек, каштанов, либо шелковую ткань и т.д. Это создает для детей элемент разнообразия, которого им всегда не хватает. Следует отметить, что успех хореографической подготовки у дошкольников зависит от сотрудничества с воспитателем, родителями, а также поддержки дисциплины среди детей.

Только при соблюдении этого условия дети, не только могут изучить танец и подготовиться к выпускному или другому празднику в садике, но и развить свои технические, танцевальные, акробатические и творческие способности, которые им пригодятся при занятиях хореографией в школе, а также в профессиональных профильных учебных заведений по хореографии.

Выводы из проведенного исследования Таким образом, в ходе нашего исследования мы определили высокую эффективность применения современной хореографии и акробатики в процессе преподавания хореографии в дошкольном учебном заведении «Мамаля» (г. Львов, Украина). Однако, отметили, что эффективность программы зависит от многих факторов, кроме педагогического подхода к детям, хореограф должен сотрудничать с воспитателем, родителями и содержать дисциплину у детей для большей эффективности занятий. Кроме того, программу следует постоянно разнообразить для детей, чтобы их внимание было сконцентрировано на преподавателях, а не на посторонних предметах. Это дает большую эффективность и результативность занятий.

 

Список литературы:
1. Кощавець І.М. Розвиток хореографічних здібностей дітей дошкільного віку. Науковий вісник Херсонського державного університету. Серія: Психологічні науки. - Херсон. 2014. Вип. 2(1). С.199-203
2. Бутенко Т.В., Мамчур С.Л. Хореографічні здібності та їх розвиток у дітей дошкільного віку. Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова.2017. Вип. 5. – Київ (86). С.51-55
3. Дурманенко М. Використання засобів акробатики в режимі фізкультурних занять старших дошкільників. Молода спортивна наука України. -  Львів. 2009. Т.2.с.42-46
4. Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития. -  Москва: АСТ, 2016. 320 с.
5. Сухомлинський В.О. Серце віддаю дітям. -  Київ, 1972. 245 с.
6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших». 2004. 414 с.