Морфологическое изменения в печени крыс при хроническом ингаляционном воздействии седиментированной пыли г. Аральск Кызылординской области
Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Патологическая анатомия
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Морфологическое изменения в печени крыс при хроническом ингаляционном воздействии седиментированной пыли г. Аральск Кызылординской области
Аннотация. При хроническом ингаляционном воздействии седиментированной пыли с территории г. Аральск Кызылординской области Республики Казахстан в нормативных значениях, содержащей соли тяжелых металлов, в печени крыс возникают нарушения кровообращения, воспаление портального тракта и перипортальной области вплоть до фиброза.
Ключевые слова: печень; седиментированная пыль; г. Аральск; ингаляционное воздействие.
Актуальность. Загрязнение почвы, воздуха соединениями различных металлов является в настоящее время актуальной проблемой, особенно в регионе Приаралья Республики Казахстан, где концентрация металлов в седиментированной пыли высока [1-2]. Металлы относятся к наиболее распространенным загрязнителям почвы и воздуха, которые поражают людей. Степень тяжести воздействия негативного фактора при ингаляции, как известно, обычно зависит от концентрации вредного вещества и длительности контакта с ним. В результате чего токсические вещества накапливаются в печени [3].
Состав седиментированной пыли собранной на территории г. Аральск включает натрий – 92% на 100 грамм вещества, также обнаружены: Mg2+ – 5%; Ca2+ – 3% на 100 грамм вещества в водной вытяжке. Результат анализа седиментированной пыли территории г. Аральска атомно-абсорбционным методом показал превышение нормативных значений следующих элементов: Pb (в 46 раза превышает ПДК), Cu (в 6,5 раза превышает ПДК), Cd (в 1,7 раз превышает ПДК) [4].
Свинец среди многочисленного класса тяжелых металлов считается одними из наиболее токсичных [5]. Соединение свинца могут попадать в продовольственное сырье и пищевые продукты из почвы, воздуха. Довольно большое количество свинца получают курильщики, в том числе и пассивные. Определенное значение имеет и возможность прямого загрязнения в промышленных условиях. Известно, что на производствах, где используется свинец, характерно его воздействие на человека в виде аэрозолей, образующихся вследствие конденсации и окисления паров на воздухе. Около 35-60% свинца поступает через легкие, 5-10% – через желудочно-кишечный тракт. Таким образом, основным путем проникновения свинца в организм является ингаляционный.
Избыток меди в организме маловероятен при употреблении продуктов, богатых данным элементом. Наиболее вероятен он при вдыхании паров и соединений меди и медной пыли.
Повышение содержания в крови меди у взрослого населения Приаралья, связано с избыточным ее поступлением из окружающей среды (превышение меди 1,7 раза ПДК) [6]. Поступление через дыхательные пути малыми порциями приводить к накоплению меди в тканях печени и в крови. Избыток меди в органах и тканях приводит к их токсическому повреждению.
В мире известны такие заболевания, сопровождающиеся накоплением меди, как болезнь Вильсона Коновала.
Основными симптомами заболевания являются скованность движений, что обусловлено нарушением моторной функции организма при накоплении меди в головном мозге, печеночная недостаточность и цирроз печени, появление ободка медного цвета на радужке глаз [7]. УЗИ печени и селезенки: позволяют выявить увеличение печени и реже селезенки, признаки портальной гипертензии и цирроза печени. Морфологические изменения печени при болезни Вильсона не являются патогномоничными и включают в себя на ранних стадиях заболевания признаки жировой инфильтрации гепатоцитов (крупнокапельной и мелкокапельной), гликогеновой дегенерации ядер и фокальный гепатоцеллюлярный некроз, а также преобладание минимальной и низкой степени активности воспалительного процесса, нередко в сочетании с выраженными фибротическими изменениями [8].
Отмечен неуклонный рост концентрации кадмия в сельскохозяйственных почвах (на 0,2 % в год) и соответственно, в зерновых.
К группе риска относятся курильщики, у которых регистрируемые уровни кадмия в крови в 4–5 раз выше (около 1,5 мкг/л), чем у некурящих.
Кроме того, у лиц с железодефицитными анемиями увеличивается поглощение данного элемента в желудочно-кишечном тракте [9]. Кадмий накапливается в печени, вызывая ее дисфункцию. Отмечается токсический эффект при поступлении кадмия в дозе выше 2 нг/мл. При концентрации кадмия в крови 0,001 мг/л изменяется уровень холестерина и триглицеридов в крови. Под влиянием 0,002 мг/л кадмия снижается белковый обмен. Среди показателей ферментной функции наиболее чувствительны АЛАТ, особенно на кадмий.
В последние годы актуальной становится задача снижения возможного токсического влияния малых доз кадмия, поступающего с пищей, на здоровье населения и идентификации групп высокого риска кумуляции данного химического элемента в организме. Установлено, что кадмий способствует развитию онкологических заболеваний населения, так как обладает канцерогенными свойствами, доказанными в многочисленных экспериментах [10].
Цель исследования: изучение морфологического состояния печени в норме и при хроническом ингаляционном воздействии седиментированной пыли с территории г. Аральска, содержащей свинец, медь и кадмий и натрия сульфат.
Материалы и методы исследования: Работа по изучению токсичности седиментированной пыли содержащей свинец, медь и кадмий носила экспериментальный характер и выполнена на 60 беспородных половозрелых самцах белых крыс массой 180-220 г.
Ингаляционная затравка проводилась в течение 4-х месяцев с целью создания хронического воздействия седиментированной пыли с территории г. Аральск. Запыление проводилось в специальной затравочной камере по методике Елевской Л.Т. в модификации Борисовой Л.Б. с соавторами [11-12]. Затравка проводилась в течение 4-х часов в день в камерах цилиндрической формы с внекамерным размещением животных в индивидуальных пеналах. Условия затравки животных и продолжительность ингаляционного воздействия соле-пылевого аэрозоля соответствовали ГОСТ-12.1.007-76.
Доза затравки рассчиталась согласно приказу Министра национальной экономики РК от 28.02. 2015г №168 «Об утверждении Гигиенических нормативов к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах» и составила 0,15 мг/м3 [13].
Концентрация пыли в камере на протяжении эксперимента контролировалась с помощью аналитического измерителя по концентрации пыли «Прима-01». Морфологические исследования осуществлялись в лаборатории на кафедре патологической анатомии Карагандинского государственного медицинского университета (зав. кафедрой д.м.н., профессор Тусупбекова М.М.).
По истечении срока эксперимента крысы опытной и контрольной групп умертвлялись методом мгновенной декапитации. После завершения эксперимента забирался материал печени для гистологического исследования с целью проведения сравнительной морфологической характеристики между контрольными и опытными животными.
Контрольная группа животных (первая группа) представлена интактными крысами, содержащимися в условиях вивария с обычным рационом питания, вторая группа включала животных после хронической затравки крыс солевой пылью со дна Аральского моря в течение 4 месяцев; третью группа составили крысы после завершения хронической затравки через 60 дней для оценки последствий после получения дозы запыления [14].
Экспериментальный материал ткани печени для морфологического исследования фиксировался в 10% растворе нейтрального формалина, далее осуществлялась проводка по общеизвестной гистологической прописи и заливка в воск-парафин. В последующем, изготовленные парафиновые срезы толщиной 4–5 микрон окрашивали гематоксилином и эозином для обзорного исследования, с целью оценки характера фибропластических процессов срезы окрашивали пикрофуксином по методу Ван-Гизон.
Изготовленные микропрепараты просматривали на специализированном компьютеризованном комплексе фирмы «Leica microsystems» (Швеция) с микроскопом «Leica DM1000», специально предназначенного для изучения гистологических препаратов при 100, 200 и 400- кратных увеличениях с цветным микрофотографированием.
Результаты и их обсуждение: C целью оценки характера патоморфологических изменений печени в эксперименте после затравки животных мы использовали гистологические критерии степени активности процесса, рекомендованные R.G. Knodel et al. (1981), включающие следующие морфологические признаки (таблица 1) [15].
1) наличие дистрофических изменений печени (гидропическая, жировая, баллонная дистрофии, ацидофильные тельца), степень и характер распространенности;
2) некрозы гепатоцитов с учетом распространенности процесса (перипортальные сегментарные некрозы гепатоцитов части портальных трактов; перипортальные сегментарные некрозы всех портальных трактов; перипортальные и перисинусоидальные, вплоть до мостовидных; внутридольковые фокальные некрозы в части долек; внутридольковые фокальные некрозы в большинстве долек);
3) характер воспалительной инфильтрации в зависимости от локализации (в портальных трактах, в перипортальной зоне, внутри долек, с формированием лимфоидных фолликулов);
Таблица 1.
Гистологические критерии оценки степени поражения печени
Гистологические критерии |
Характеристика морфологических признаков патологического процесса |
Баллы |
||
Передел оценки |
Затравка седиментированной пылью (60 дней) |
Затравка седиментированной пылью (120 дней) |
||
Дистрофия гепатоцитов |
А. Гиалиново-капельная белковая дистрофия. Жировая дистрофия (слабая, умеренная, выраженная); Б. Баллонная дистрофия и (или) ацидофильные тельца (слабая, умеренная, выраженная); |
1-6
1-6 |
0 |
0 |
Некрозы гепатоцитов |
А. Перипортальные сегментарные некрозы гепатоцитов части портальных трактов; Б. Перипортальные сегментарные некрозы всех портальных трактов; В. Перипортальные и перисинусоидальные вплоть до мостовидных некрозов; Г. Внутридольковые фокальные некрозы в части долек; Д. Внутридольковые фокальные некрозы в большинстве долек; |
1-4
5-8
9-12
1-4
5-8
|
0 |
|
Воспалительная инфильтрация |
А. Портальных трактов (в зависимости от числа пораженных портальных трактов); Б. Перипортальной зоны (слабый, умеренный, выраженный); В. Внутри печеночных долек; Г. Лимфоидные фолликулы в портальных трактах и (или) внутри долек (в зависимости от числа пораженных трактов и (или) долек. |
1-3
2-6
1-3 1-6 |
0 |
3
5
4 |
Изменение синусоидов |
А.Гиперплазии звездчатых ретикулоэндотелиоцитов и эндотелия; Б. Наличие цепочек из лимфоцитов в синусоидах печени; (слабая, умеренная, выраженная) |
1-3
1-3 |
0 |
0 |
Поражение желчных протоков |
А. Деструкция желчных протоков; Б. Пролиферация желчных протоков (слабая, умеренная, выраженная) |
1-3
1-3 |
0 |
0 |
Фиброз перипортальных зон |
Умеренная Выраженная |
- - |
|
2 |
Полнокровие сосудов |
Полнокровие центральной вены, сосудов перипортальных зон |
1-2 |
5 |
5 |
Итого баллов |
|
|
5 |
19 |
4) изменение синусоидов в виде гиперплазии звездчатых ретикулоэндотелиоцитов и эндотелия и (или) наличие цепочек из лимфоцитов в синусоидах печени;
5) поражение желчных протоков (холестаз, деструкция желчных протоков, их пролиферация в зависимости от степени выраженности).
Согласно бальной системе оценка гистологических критериев степени поражения структур печени проводилась следующим образом: слабая степень – в пределах 1-18 баллов; умеренная степень поражения – от 19 до 40 баллов и выраженная степень структурных изменений в ткани печени – более 41 балла. Изменение в пределах одной печеночной дольки каждый морфологический признак оценивали по 1 баллу.
В первой группе опыта, интактных животных результаты гистологического исследования ткани печени показали, что хорошо прослеживается общая архитектоника структуры печеночной ткани: печеночные дольки имеют балочно расположение гепатоцитов, ядра в них локализуются центрально, цитоплазма однородно розового цвета, гепатоциты равнозначны по размерам, трапецивидных форм, балочное строение четко очерчено во всех печеночных дольках. В синусоидах единичные ретикулоциты. В центре печеночной дольки располагается центральна вена. Перипортальные зоны разделены триадами печени и нежными соединительноткаными волокнами. Выявляются единичные лимфоциты в перипортальных трактах (рис. 1 а. б).
Рисунок 1 а. Интактная группа. Печень: структура печеночной дольки прослеживается хорошо, перипортальные зоны разделены триадами печени и нежными соединительноткаными волокнами. Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. Х 100
Рисунок 1 б. Интактная группа. Печень: отмечается балочное строение гепатоцитов печеночной дольки. В синусоидах единичные ретикулоциты. Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. Х 400
При бальной оценке налияие морфологических признаков составило 1-3 балла, что соответствует физиологическим параметрам и нормальной гистологической структуре компонентов ткани печени.
Во второй группе эксперимента, после хронической затравки крыс седиментированной пылью с территории г. Аральска в течение 60 дней, отмечено нарушени гистоструктуры ткани печени. При микроскопическом исследовании отмечается умеренная дискомплексация печеночных балок, полнокровие и расширение центральных и перипортальных вен, наиболее выраженные нарушения кровообращения отмечены в сосудах микроциркуляторного русла в виде множественных капилляростазов и сладжей. Кроме умеренной дискомплексации печеночных долек, происходило расширение и полнокровие синусоидов печени (рис. 2 а, б).
Рисунок 2. Эксперимент - ингалицяционная седиментированная затравка пыли с территории г. Аральск. Срок 120 дней. Печень – А, Б – фиброзирование перипотрального тракта, единичные лимфоциты, сближение печеночных долек, венозное полнокровие центральной вены. Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. А - Х100; Б - Х 200
В материале печени животных в эксперименте путем ингалицяционной седиментированной затравкой пыли с территории г. Аральск при сроке 120 дней изменения гистоструктуры характеризовалась появлением фиброзирования в перипотральных трактах и инфилтрацией единичными лимфоцитами, отмечается сближение печеночных долек с их деформацией, выраженное полнокровие в центральной вене и сосудов перипортальных зон, местами сосуды варикозно расширены (рис. 3, 4, 5)
Рисунок 3. Эксперимент - ингалицяционная седиментированная затравка пыли с территории г. Аральск. Срок 120 дней. Печень – А, Б – сближение печеночных долек, фиброзирование перипотральной зоны, Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. А - Х100; Б - Х 200
Рисунок 4. Эксперимент - ингалицяционная седиментированная затравка пыли с территории г. Аральск. Срок 120 дней. Печень – А, Б – фиброз перипотральной зоны и полнокровие вены. Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. А – Х 200; Б - Х 400
Рисунок 5. Эксперимент - ингалицяционная седиментированная затравка пыли с территории г. Аральск. Срок 120 дней. Печень – А, Б – выраженное полнокровие и расширенные просветы сосудов центральной вены и перипортальных зон. Окраска: гематоксилином и эозином. Ув. А – Х 200; Б - Х 400.
Выводы: Проведенные нами морфологические исследования ингаляционного действия седиментированной пыли с территории г. Аральск Кызылординской области в хроническом эксперименте показали, что морфологические изменения в печени прогрессировали соответственно увеличению концентрации свинца, меди и кадмия, ведя к нарушению кровообращения, воспаление перипортальной области и портальных трактов с лимфоидными фолликулами до развития фиброза печени.