Статья:

Языковой образ семьи на страницах региональной газетной прессы начала XXI века (на материале газет "Республика Башкортостан" и "Вечерняя Уфа")

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Камалетдинова Г.Х. Языковой образ семьи на страницах региональной газетной прессы начала XXI века (на материале газет "Республика Башкортостан" и "Вечерняя Уфа") // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 48-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Языковой образ семьи на страницах региональной газетной прессы начала XXI века (на материале газет "Республика Башкортостан" и "Вечерняя Уфа")

Камалетдинова Гульнара Хайдаровна
аспирант Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

Language family image in local printed media of the beginning of the XXI century (based on the materials of «Respublika Bashkortostan» and «Vechernyaya Ufa» newspapers)

 

Gul'nara Kamaletdinova

postgraduate student of Bashkir State University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию языкового образа семьи в начале XXI века в региональных печатных СМИ, а именно газетах “Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа». В результате анализа сочетаемости лексемы семья с другими языковыми единицами определены базовые компоненты, формирующие данный образ. Главным в его структуре является региональный компонент, отображающий специфику становления института семьи в Республике Башкортостан, а также влияние национального фактора на восприятие данного социального института.

Abstract. The present article is dedicated to the study of the language family image at the beginning of the XXI century in local printed media, namely in “Respublika Bashkortostan” and “Vechernyaya Ufa” newspapers. As a result of combinability analysis of the lexeme family with other language units, main components building this image were determined. The main part in its structure is the regional component, which depicts the peculiarities of formation of the institution of family in the Republic of Bashkortostan, and also the influence of national factor on the perception of this social institution.

 

Ключевые слова: семья; кризис семьи; языковой образ; региональные печатные СМИ.

Keywords: family; crisis of the family; linguistic image; regional printed media.

 

За время своего существования институт семьи подвергался различным   преобразованиям, вносившим коррективы в данную социальную структуру и модель семейных отношений. Однако нельзя не признать, что в последнее десятилетие облик семьи изменился коренным образом. Нагляднее всего это демонстрирует институт брака, имеющий сегодня различные формы воплощения: гостевой, конкубинат, бизнес-брак, открытый, полигиния у православных, групповой, однополый [4, с. 97]. Указанным трансформациям способствовали многие факторы, среди которых специалисты выделяют расширение прав и свобод личности, демократизацию общества и т.д. Отметим, что увеличивается число людей, вовсе отказывающихся от брака. Так, проведённые социологические исследования показали, что в России избегают брака примерно 30% лиц, достигших брачного возраста [Там же, с. 99]. В то же время ярким свидетельством кризисного состояния семьи является численность разводов: «По этому отрицательному показателю современная Россия занимает третье место в мире. Статистика такова: на 1,1 млн. браков, заключённых в течение года, в России приходится 649,8 тыс. разводов, что составляет 58%» [2, с. 807-808]. Это ведёт к увеличению неполных семей, доля которых для России в целом составляет 23%, а в некоторых регионах превышает 25% [1, с. 182]. Обращает на себя внимание проблема неблагополучия семей: так, «в России ежегодно убегают из дома до 50 тыс. детей и подростков, из них около 10% по тем или иным причинам погибает. Численность беспризорников достигает по различным оценкам от 3 до 5 млн. человек» [3, с. 269]. Вместе с тем прогрессирует число бездетных семей. Безусловно, что сегодняшнее состояние института семьи обусловлено многими факторами (социально-экономическими, политическими и др.), однако главной формирующей силой является современное общественное сознание, демонстрирующее новое восприятие института семьи. В связи с этим исследование данного аспекта представляется наиболее эффективным с позиции языка – в силу его антропоцентричности. Цель данной работы заключается в исследовании особенностей репрезентации языкового образа семьи в печатных СМИ Республики Башкортостан начала XXI века.

Для достижения этой цели из газет «Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа» нами были выбраны и классифицированы контексты, содержащие соответствующую лексему, а также однокоренные с ней или связанные семантически. В результате нами были выявлены следующие компоненты данного образа.

1. Этапы существования семьи:

создание семьи, начало супружеской жизни: И тот в двадцать три года усердно работает, обзавёлся семьёй (Курамшина Г. Кто первый побежит в милицию // Вечерняя Уфа, 22.01.2009); А когда молодая семья узнала, что в ближайшей деревне недорого продаётся дом, купила его, не раздумывая (Шильников А. Шаранские «зимогоры» // Республика Башкортостан, 11.08.2016);

продолжение супружеской жизни: В одном из высотных домов Инорса, в трёхкомнатной квартире на седьмом этаже живёт семья Саловых (Коваль Ю. На седьмом небе // Республика Башкортостан, 06.08.2002); Сегодня замечательный день у супругов Валентины Андреевны и Владимира Харитоновича Гальченко – бриллиантовая свадьба! (С любовью, дочери Вера, Надежда, Любовь, зятья, внуки и правнуки // Вечерняя Уфа, 17.11.2010);

– прекращение существования семьи: Пусть знает, как бросать семью (Докучаева А. Грешно делать из ребёнка разменную монету // Республика Башкортостан, 19.09.2002); В каждом пятом распавшемся браке были несовершеннолетние дети, сообщает Башкортостанстат (Тряскина Г. Каждый второй у разбитого корыта, половину браков ждёт крах? // Республика Башкортостан, 02.06.2013);

2. Степень официальности брака:

– законный брак: Отныне в загсе Советского района, по желанию молодожёнов, торжественную регистрацию брака проводят на башкирском языке, исходя из народных традиций и обычаев (Леонидова Г. По дороге, протоптанной дедами // Вечерняя Уфа, 02.09.2000); И сыграли свадебку такую, что годами будут помнить (Карамышева В. Про студентов, детей и космических гостей // Вечерняя Уфа, 01.04.2008);  

– повторный брак: У обоих это четвёртый брак (Агишева Г. Кого-то вдруг озарило, а вся страна насвистывает // Республика Башкортостан, 16.01.2001); У соседки, конечно, опыта побольше: замужем она в четвёртый раз (Миронова Ж. Мне на юг, тебе на север // Республика Башкортостан, 11.08.2016);

– гражданский брак, сожительство: Сдаётся мне, что большинство гражданских браков возникает не по финансовым соображениям (Докучаева А. Свадьбы или разводы: чего больше? // Республика Башкортостан, 06.08.2002); На эти самые средства он и обретался в Уфе целых шесть лет вместе со своей сожительницей (Афанасьев Н. Я, конечно, мошенник. Но не до такой же степени // Республика Башкортостан, 08.02.2003);

3. Состав, количество членов семьи:

– полная, целая, вся: В 33-м или 34 году в квартиру коммунального толка вместо одинокого «дяди Миргаязова» въехала целая семья Щевелевых (Попов Б. Щевелёв, качели и прокламация // Вечерняя Уфа, 17.11.2010); Увлекается психологией, разводит домашние растения, этим занятием Карина «заразила» всю семью (Зиганшин И. У начинающих звёзд «Другие правила» // Вечерняя Уфа, 15.02.2003);

– неполная: Я вдовец, она интересная женщина (Коварство иль любовь // Вечерняя Уфа, 04.03.2003); Одинокая мать Елена Ломовцева на судьбу не сетует (Тряскина Г. Готовься в школу летом // Республика Башкортостан, 04.08.2016);

– большая, многодетная: Большая семья Ташкиных жила, трудилась, училась в малых Учалах Учалинского района (Харлова И. Смертельная схватка // Республика Башкортостан, 12.04.2005); Главное – это помощь многодетным семьям (Карпенко И. Основное внимание – семье // Вечерняя Уфа, 03.01.2009);

– пополнение семьи, рождение детей: Родилась дочка Катенька (Минеев М. В первый месяц войны // 04.09.2002); В тот же день и родила первенца (Фундукова Е. Ну, вы – оригиналы // Вечерняя Уфа, 07.03.2003).

4. Члены семьи: И тут слышу самые тёплые благодарности в адрес лучших помощников и воспитателей – бабушки и дедушки со стороны Егоркиного папы (Докучаева А. Дядя Егорка // Вечерняя Уфа, 10.01.2009); Оказывается, Сарим-агай Иркабаев состоит в местной пожарной дружине (Янбаева А. Отчаянный заплыв // Республика Башкортостан, 11.08.2016); Все с удовольствием бегут к нэнэйке на огонёк (Григоренко Г. Хохотушка Суфия // Вечерняя Уфа, 20.02.2003).

5. Родственные отношения: Приближается Новый год, и Елена сделала своим родным и близким сувениры в виде обезьяны – символа наступающего года (Халфина С. Куклы с характером // Вечерняя Уфа, 03.11.2010); На сей раз режиссёрская группа вынесла на суд многочисленных зрителей – родных и близких юных артистов, а также гостей – постоянных партнёров фонда небольшой спектакль, созданный ею на основе известных сказочных спектаклей (Кондрашова Л. Стоп-кадр // Вечерняя Уфа, 28.07.2017).

6. Распределение ролей в семье: Глава семьи демобилизовался в 1966 году, а после работал в гражданских организациях, некоторое время – учителем ОБЖ, Ирина Иванова до сих пор преподает английский язык в средней школе №126, не может расстаться с любимой профессией, с учениками (Шематонова И. Годы, как птицы, летели над вами // Вечерняя Уфа, 04.10. 2016).

7. Институт родительства:

– дети-сироты: Не только для себя, но и для сирот из детских домов (Нуриманшина И. Новогодняя сказка продолжается // Вечерняя Уфа, 15.01.2009);

воспитание в детском доме: Не жалеть нужно детдомовских, а любить! (Ситдикова Г. Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода // Республика Башкортостан, 10.08.2013);

– приёмные семьи: И на любую тему – будь то вручение слуховых аппаратов, отчётный концерт одарённых детей – стипендиатов фонда или чаепитие в приёмной семье Семёновых – рождаются из-под пера пронизанные личной тревогой за чью-то судьбу строки (Андреева Н. Токи любви // Вечерняя Уфа, 11.04.2008).

8. Социальное положение семьи:

– благополучная: Неоценима ваша роль хранительницы домашнего очага, несущей основную тяжесть в ответственном деле воспитания детей, поддержании нравственного климата и благополучия в семье (Рахимов М. С бесконечной признательностью! // Вечерняя Уфа, 07.03.2003);

– неблагополучная: Основной фактор семейного неблагополучия – алкоголизм (Закирова В. Тяжёлый мужской кулак // Республика Башкортостан, 19.09.2002);

одинокие пенсионеры: Особенно страдают от их образа жизни одинокие старики, которые не могут припугнуть хулигана, а вынуждены искать защиту в домоуправлении или у участкового милиционера (Курамшина Г. «Не купи двора – купи соседа» // Вечерняя Уфа, 11.02.2003).

9. Социальное происхождение членов семьи: Матвей Савельевич родился 21 сентября 1916 года на станции Зилово Читинской области в семье рабочего (Узиков Ю. Подвиг на польской земле // Вечерняя Уфа, 09.09.2000); Он родился в дворянской семье (Стасюконис А. За них просил губернатор Аксаков // Республика Башкортостан, 28.08.2002).

10. Экономическое положение семьи: Особая защита о детях из многодетных малообеспеченных семей (Бажайкина А. Больше детей – богаче страна // Республика Башкортостан, 18.01.2001); Учащиеся, в основном из малоимущих семей, смогли подзаработать себе не только на карманные расходы (Янбаева А. Вложили деньги – получили судьбу // Республика Башкортостан, 09.04.2005).

11. Трудовая деятельность семьи: Также в этот день чествовали представителей педагогических династий (Нуриманшина И. Восемьсот лет… у школьной доски // Вечерняя Уфа, 07.10.2016).

12. Семейные традиции и ценности: А целью её является популяризация семейных ценностей, таких как любовь, верность, доверие, поддержка, прощение, совместные интересы, традиции (Искандерова Н. Акция «ЯРОССИЯ» в Уфе побила рекорд по количеству участников // Вечерняя Уфа, 03.05.2017).

13. Психологическая атмосфера в семье:

– счастливая: Счастливая семья бесконечно благодарна работникам больницы за высокий профессионализм (Шематонова И. Будь счастлив, Димка! // Вечерняя Уфа, 21.01.2004);

– дружная: Но у нас дружная семья, и все пять моих мальчишек, старшему из которых одиннадцать, а младшему всего два – верные и умелые помощники (Шушпанов С. Мы все в неоплатном долгу перед мамой // Вечерняя Уфа, 27.11.2010);

– мир, согласие: Судите сами: в семье мир и согласие, в трудовом коллективе – уважение и взаимопонимание, от близких – помощь и поддержка (Истомина С. София Степановна и её принципы // Вечерняя Уфа, 30.09.2000);

конфликты, скандалы: В семье начались нелады (Арсланов А. Приют // Вечерняя Уфа, 08.09.2000); В обычном случае дело бы кончилось семейной перебранкой, но Мария, покрутив в руках обломки пульта, поняла, что наладить его не получиться, и отправилась на кухню («Леди Макбет» Стерлитамакского уезда // Республика Башкортостан, 10.08.2013).

14. Отношение семьи к религии: Мы попали в дружную мусульманскую семью, сегодня праздник – все друг друга поздравляют, угощают (Салихова Г. Вели семейству твоему творить молитву и сам прилежно совершай её // Вечерняя Уфа, 03.02.2004); Впечатлили платья для свадьбы и никаха от ателье «Самат-люкс» (Нуриманшина И. Хит фестиваля – мусульманская одежда // Вечерняя Уфа, 09.11.2010);  

Как следует из приведённых примеров, институт семьи в региональных печатных СМИ представлен как многогранное явление, что подтверждается вариативностью сочетания лексемы семья с другими языковыми единицами. Анализ публикаций выявил наибольшую частотность употребления таких словосочетаний, как вся, многодетная, большая (семья), и даёт основание утверждать, что на страницах региональной газетной публицистики репрезентирован языковой образ семьи как целостного образования. Соответствующее представление подкрепляется активным использованием фразеологизма глава семьи (7% от общего количества лексико-фразеологических репрезентантов языкового образа семьи). Важное место в структуре языкового образа семьи занимает компонент «родственные отношения», представленный такими номинативными единицами, как родственники, близкие и т.д. Большое внимание в региональных печатных СМИ уделяется описанию социального происхождения членов семьи (ср.: в семье педагога/врача и т. д.).

Одним из главных составляющих языкового образа семьи является компонент «члены семьи», выражаемый следующими лексическими единицами: мама, папа, бабушка, дедушка, дети, сын, дочь, сестра, брат, внуки и др. Среди этих единиц значительную часть составляют тюркизмы: агай (дядя), апай (сестра), картатай (дедушка), нэнэй (бабушка), отражающие башкирский национальный колорит, прежде всего особенности семейных взаимоотношений, в том числе почтительное уважение к старшим. В наибольшей степени специфику формирования социального института семьи в условиях полиязычного и поликультурного региона раскрывает башкирская паремиология, единицы которой широко представлены в анализируемых газетных текстах: Есть башкирская поговорка: «Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода» (Ситдикова Г. Когда плачет сирота, плачут с ним земля и вода // Республика Башкортостан, 10.08.2013); Как утверждает башкирская пословица, для настоящего джигита даже семидесяти профессий мало (Янбаева А. Вложили деньги – получили судьбу // Республика Башкортостан, 09.04.2005). В связи с этим необходимо сказать о важной роли компонента «отношение семьи к религии», свидетельствующего о нравственном и духовном состоянии семьи как ячейки общества. Этот компонент выражается посредством религиозных (преимущественно исламских) терминов, широко представленных в рассматриваемых текстах: никах (бракосочетание, проводимое в мечети), абыстай (супруга духовного лица), мулла (мусульманский священник), муфтий (высшее духовное лицо у мусульман), хазрат (исламский религиозный статус), хаджи (почётный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку) (6%).

Не меньшее внимание уделяется описанию психологической атмосферы в семье. Так, нами было выявлено активное употребление словосочетаний дружная, счастливая (семья) (5%), которое позволяет сделать вывод о благополучии данной социальной структуры. В то же время об обратном свидетельствуют словосочетания конфликты/скандалы/насилие в семье, которые также занимают устойчивые позиции в текстах республиканских газет. Представления о кризисном положении института семьи передают следующие языковые единицы, наглядно отражающие его проблемные аспекты: неблагополучная семья, гражданский брак, сожительство, развод и т.д.

Анализируя языковой образ семьи, нельзя не сказать о роли лексических единиц, обеспечивающих наиболее полное его восприятие. К ним прежде всего относятся слова с суффиксами субъективной оценки: мамочка, бабуля, ребятишки, внучок и т.д., выражающие положительные коннотации; разговорная, устаревшая, ироническая лексика, передающая различные оттенки чувств и одобрительное отношение к объекту номинации: малыш, кроха, чета, чадо, отпрыск, благоверный и др. Широкое применение находит эмоционально-экспрессивная лексика, также выражающая положительную оценку: замечательная мама, очаровательные дети, прекрасная семья, чудесные ребята и т.д.  Особую значимость имеют фразеологические единицы, указывающие на длительный исторический путь формирования семьи и ценностное отношение к ней: отчий дом, на роду написано, из поколения в поколение, поставить на ноги, крепкая семья, (жить) душа в душу и т.д. Отметим регулярное обращение авторов текстов к пословицам и крылатым выражениям: семеро по лавкам; любви все возрасты покорны и др. Наблюдается активное использование такого малого речевого жанра, как анекдота: Как тут не вспомнить анекдот: если жена хочет пляжный отдых, а муж – на горнолыжный курорт, то семья поедет на море, но возьмёт с собой лыжи (Миронова Ж. Мне на юг, тебе на север // Республика Башкортостан, 11.08.2016). Вместе с тем противоположное представление об институте семьи формирует просторечная, жаргонная, пренебрежительная, бранная лексика, широко представленная в текстах региональных печатных СМИ: мамаша, папаша, бабы, безотцовщина, беспризорщина, детдомовка, мажор, выпендроид, брошенка, дурак и т.д.  Негативный образ семьи создаётся за счёт широкого использования эмотивной лексики (семейная драма / трагедия), а также фразеологических единиц: круглый сирота, мать-одиночка, маменькин сынок и др.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в региональных печатных СМИ представлен языковой образ семьи как динамической и одновременно неустойчивой социальной структуры. В то же время благодаря активному использованию определённых языковых единиц (вся, большая, многодетная и др.) создаётся представление о ней как о целостной системе. Ядром этого образа является региональный компонент, отражающий особенности культуры башкирского народа, а также модель семейных отношений, выстроенную в соответствии с обычаями и традициями предков. Вместе с тем существенные коррективы в языковой образ семьи вносят другие компоненты, выражаемые такими лексемами и сочетаниями, как развод, дети-сироты, гражданский брак и т.д., свидетельствующими о кризисном состоянии семьи. Кроме того, необходимо отметить широкое употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики, транслирующей соответствующее отношение к семье как социальному институту. Таким образом, можно констатировать, что на страницах современных газетных СМИ Республики Башкортостан отражается традиционное восприятие семьи как ячейки общества, однако представлено и новое её видение как непостоянного, во многом неблагополучного явления.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции 23-24 января 2014 г. / Под ред. Ю.В. Фурмана, В.В. Бахарева, Т.Б. Белозеровой, Е.В. Попова, Т.Л. Романовской, В.А. Озеровой. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 415 с. 
2. Моисеев В.В. История России: Учебник. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 901 с.
3. Национальная идентичность России и демографический кризис: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Казань, 13-14 ноября 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2009. – 840 с.
4. Хачатрян Л.А. Современный брак – результат эволюции семейно-брачных отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – Пермь, 2011. – Вып. 1. – С. 89-100.