Статья:

Душевное страдание и сопровождающие его эмоции как выражение психологического состояния героя (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Губушкина А.А. Душевное страдание и сопровождающие его эмоции как выражение психологического состояния героя (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 59-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Душевное страдание и сопровождающие его эмоции как выражение психологического состояния героя (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Губушкина Анна Александровна
магистрант, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Mental suffering and associated emotions as an expression of a character’s mental state (based on the novel «Crime and Punishment» by F. M. Dostoevsky)

 

Anna Gubushkina

Graduate student, Cherepovets State University, Russia, Cherepovets

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность исследования эмоциональной сферы героя художественного произведения путем литературоведческого анализа. Представлен опыт изучения психологи­ческого состояния героя на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: выявлено доминантное негативное эмоциональное состояние Раскольникова, рассмотрены сопровождающие это состояние эмоции и способы их выражения в романе.

Abstract. The relevance of research of emotional sphere of a literature’s character by literary analysis is demonstrated in the article. It is the experiment of studying a character’s mental state based on the novel «Crime and Punishment» by F.M. Dostoevsky: it reveals the dominant negative mental state, associated with the emotions and the ways of expression of this state and emotions in the novel.

 

Ключевые слова: психологизм; психологический анализ; эмоциональная сфера; негативные эмоции; эмоциональное состояние; душевное страдание.

Keywords: psychology; psychological analysis; emotional sphere; negative emotions; emotional condition; mental suffering.

 

Романы Достоевского называют романами психологическими, отмечая склонность писателя к детальному анализу малейших движений души героя. Д. Благой в статье «Психологический роман» пишет следующее: «В своих романах Достоевский касается решительно всех сторон душевной жизни современного человека, подымая самые глубин­ные ее пласты, дерзая на запрещенные пределы того «шевелящегося хаоса», который подстилает и объемлет собой малую область дневного человеческого сознания» [3, с. 678].

Внимание Достоевского к душевным процессам, наличие психо­логического анализа в творчестве писателя обусловливает попытки исследователей объяснить поведение его персонажей не только с точки зрения методологии историко-литературного анализа [9], но и с точки зрения разных психологических школ, в частности, – социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа [8].

Важнейшая составляющая психологического анализа личности в психологии, которую следует учитывать и при литературоведческом анализе внутреннего мира персонажа, – исследование эмоциональной сферы, являющейся одним из регуляторов поведения человека, источником познания и выражения отношений между людьми. Эмоциональную сферу личности составляют эмоции и эмоциональные состояния, аффекты, чувства, переживания.

В настоящее время наблюдается активизация интереса к изучению эмоций в пространстве художественного текста. По мнению В.И. Шаховского, «вся художественная литература является депозита­рием эмоций: она описывает эмоциональные категориальные ситуации, вербальное и авербальное эмоциональное поведение человека, способы, средства и пути коммуникации эмоций, в ней запечатлен эмоцио­нальный видовой и индивидуальный опыт человека, способы его эмоционального рефлексирования» [11, с. 188].

Об актуальности изучения эмоциональной сферы героев художественных произведений свидетельствуют лингвистические и литературоведческие работы, опубликованные за последние несколько лет: Мозолева Д.А. «Способы репрезентации эмоциональной сферы персонажей романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» (Ростов-на-Дону, 2009); Баженова И.С. «Обозначения эмоций в художественном тексте» (М., 2004); Шахназарян Н.О. «Сценарий стра­дания Родиона Раскольникова (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), (Майкоп, 2014); Шахназарян Н.О. «Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций персо­нажей романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот» (Казань, 2014) и другие работы. Большая часть данных работ посвящена лингвистическому анализу эмоций у Ф.М. Достоевского. Вместе с тем эмоции и эмоциональные состояния представляют собой материал, интересный и для литературоведческого анализа.

Так, одним из способов характеристики персонажа является исследование его душевных движений; кроме того, особенности эмоциональной сферы героев могут служить выражением авторской концепции.

Художественное произведение передает комплекс эмоций различ­ного качества и интенсивности. Совокупность переживаемых персонажем эмоций – это динамическое множество, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах и взаимоотношениях с другими персонажами. При этом в эмоциональной сфере каждого персонажа можно проследить доминантное эмоциональное состояние. Психологи отмечают, что одной из основополагающих черт личности является ее эмоциональная направленность, то есть «тяготение каждого человека к той или иной системе переживаний» [2, с. 47-48].

Объектом внимания в данной статье служит эмоциональная сфера главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Одним из доминантных эмоциональных состояний, которое испытывает Раскольников, является страдание. Толковый словарь С.И. Ожегова определяет страдание как «физическую или нравственную боль, мучение» [7, с. 709]. Душевные муки Раскольникова связанны с идеей вседозволенности и ее воплощением. К пониманию истинной причины своего страдания Раскольников приходит только в четвертой части романа в исповеди Соне: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» [4, с. 413]. Здесь эмоции героя переданы непосредственно через его речь. Вместе с тем Раскольников испыты­вает нравственные муки ещё до совершения преступления: «До квартиры оставалось только несколько шагов.

Он вошел к себе, как приговоренный к смерти» [4, с. 51]. Не случайно литературный критик Н.Д. Ахшарумов, современник Достоевского, в статье «Преступление и наказание», роман Ф.М. Достоевского» отмечает следующее: «Наказание начинается раньше, чем дело совершено. Оно родилось вместе с ним, срослось с ним в зародыше, неразлучно идёт с ним рядом, с первой идеи о нём, с первого представления. Муки, переносимые Раскольниковым, под конец, когда дело уже сделано, до того превосходят слабую силу его, что мы удивляемся, как он их вынес. В сравнении с этими муками всякая казнь бледнеет. Это сто раз хуже казни, это пытка, и злейшая из всех, – пытка нравственная» [1]. В романе возникает повторяющийся мотив казни, который служит раскрытию душевного состояния героя.

Перед тем, как прийти к старухе процентщице, Раскольников думает: «Так, верно, те, которых ведут на казнь»; «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?» [4, с. 53]. В данном случае эмоции героя передаются через внутренний монолог.

Источником страдания Раскольникова становятся также «наболевшие вопросы» [4, с. 47], а позже и письмо матери к сыну, которое пришло неожиданно и из которого Раскольников узнает, что его любимая сестра готова на страшную жертву ради устроения судьбы брата: «Письмо матери его измучило» [4, с. 43]; «Давно зародилась в нем эта теперешняя тоска, а в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения.

Теперь письмо матери громом в него ударило» [4, с. 47]. Находясь в состоянии, близком к горячке, в полубреду Раскольников пытается приглушить нравственную боль, пресечь страдание: «Он знал одно: что всё это надо кончить сегодня же; что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить, эта мысль терзала его» [4, с. 155]. Не в силах бороться с собой, герой пытается ограничить страдание определенным временным промежутком: «Зосимов заметил в Раскольникове скрытую решимость перенести час-другой пытки, которой нельзя уж избегнуть» [4, с. 219]. Здесь страдание героя выражено через слова повествователя, который использует такие обозначения эмоций, как «измучило», «замучил», «громом ударило», «тоска», «мысль терзала», «пытка».

Одним из состояний, сопутствующих страданию, является страх. Согласно определению Е.П. Ильина, страх – это «эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия» [5, с. 147]. Е.П. Ильин относит страх к разряду эмоций ожидания и прогноза. Переживание страха ощущается как угроза личной безопасности, побуждает принимать усилия для того, чтобы избежать угрозы, устранить опасность.

Сразу после убийства Раскольников «хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась. Страх как лед обложил его душу, замучил его, окоченил его» [4, с. 116]. Страх в данном случае сравни­вается со льдом, который как бы парализует душу героя. Физиолог Г. Ланге в работе «Душевные движения» пишет: «страх «поражает», от ужаса становятся неподвижны, «каменеют», он «оковывает», приковывает к земле» [6, с. 116]. Переживание страха сопровождается ощущениями душевного мучения, терзания: «Раскольников терзался, мучился, стонал, впадал в бешенство или в невыносимый страх» [4, с. 118].

Страх характеризуется прилагательным «панический», «смертный»: «Раскольников стал спокоен; не было ни полоумного бреду, ни пани­ческого страху» [4, с. 154], «человек вытерпит полчаса смертного страху с разбойником» [4, с. 440]. «Панический страх» обозначает высокую степень интенсивности эмоции страха, внезапный, безотчетный страх. Высокая степень страха характеризует эмоциональное состояние ужаса: «Раскольников проснулся весь в поту, задыхаясь, приподнялся в ужасе» [4, с. 62].

Ужас передается через физиологические реакции героя: «Даже чуть не смешно ему стало, и в то же время сдавило грудь до боли. Весь дрожа, как загнанная лошадь, Раскольников лег на диван, забылся. Он очнулся от ужасного крику. В ужасе сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь.

Раскольников затрепетал, как лист» [4, с. 116]. Состояние ужаса сопровождается холодом, бледностью: «Сказав это, Раскольников вдруг смутился и побледнел: недавнее ужасное ощущение мертвым холодом прошло по душе его; ему вдруг стало совершенно ясно и понятно, что он сказал сейчас ужасную ложь. Впечатление мучи­тельной мысли было настолько сильно, что он совсем забылся, встал с места и пошел вон из комнаты» [4, с. 225]. Раскольников в мрачной тоске смотрит на Соню «пристально-пристально» с «искривленною и бессильною улыбкой; ощущение «какой-то едкой ненависти» к ней прошло по его сердцу.

Эмоция передается через портрет героя: «Сердце его стучало и замирало. Стало невыносимо: он обернул к ней мертво-бедное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить» [4, с. 403]. Примечательно, как Г. Ланге описывает физическое состояние, сопутствующее страху: «конвульсивное сокращение сосудосжимающих мускулов и вызванная ими анемия кожи производят – как и в печали, но внезапнее и в сильнейшей степени – бледность... и ощущение холода: «мороз по коже пробегает, кровь «леденеет», «стынет в жилах» [6, с. 117].

Близким к состоянию страха переживанием является тревога. В современном психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко тревога определяется как «переживание эмоцио­нального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [10, с. 420]. В этом состоянии явственны физиологические реакции: у Раскольникова «стукало сердце», ему «становилось больно», он «отмахивался руками».

Герой усугубляет это состояние: «станет задумываться, запуты­ваться, затревожит себя насмерть!» [4, с. 335]. При этом состояние постоянной тревоги как предчувствие опасности поддерживает физические силы Раскольникова: «внутренняя беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании» [4, с. 420].

Еще одной эмоцией, сопутствующей страданию Раскольникова, является злоба. Ф.М. Достоевский почти натуралистично воспроизводит физиологические реакции злобы в портретной характеристике героя: пересохли его губы, пена запеклась на губах, улыбка Раскольникова характеризуется глаголом «выдавиться». Так, например, в момент признания Соне «его передернуло, прежняя, ненавистная и почти надменная улыбка выдавилась на губах» [4, с. 413].

Итак, мы выделили ключевое негативное эмоциональное состояние Раскольникова, которое служит раскрытию душевного состояния героя – состояние страдания.

Мы рассмотрели эмоции, сопутствующие этому эмоциональному состоянию – страх, ужас, злоба, тревога. Каждая из этих эмоций обладает разной степенью интенсивности, характеризуется особен­ностями физиологических реакций.

Тем не менее, все эти эмоции находятся на одном полюсе негативных эмоциональных состояний, связанных с состоянием страдания главного героя.

 

Список литературы:
1. Ахшарумов Н.Д. «Преступление и наказание», роман Ф.М. Достоевского / Н.Д. Ахшарумов // Всемирный труд. – 1867. – № 3. – URL: http://lit.1september.ru/ 2002/44/ 11.htm. (Дата обращения: 15. 12 .2017).
2. Безруков В.А. Средства номинации измененных состояний сознания в драматургических ремарках: Дис. … канд. филол. наук. / В.А. Безруков. –Н. Новгород, 2007. –183 с.
3. Благой Д. Психологический роман / Д. Благой // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Т. 2 – М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. – С. 678. – URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6701.htm?cmd=p&istext=1 (Дата обращения: 15.12.2017).
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 12-ти т.Т. 5. – М.: Правда, 1982. – 542 с.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 703 с.
6. Ланге Г. Душевные движения / Г. Ланге // Психология эмоций: хрестоматия / авт.-сост. В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – с. 112 – 121.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – Изд.10-е, стереотип. – М.: Сов. Энциклопедия, 1973. – 846 с.
8. См.: Ефремов В.С. Достоевский: психиатрия и литература / В.С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2006. –464 с.; Крот, П. (Ачкасов, А.Д.) Наблюдения Русских писателей над человеческой душой. (Психография) / П. Крот (А.Д. Ачкасов). – Москва: Издание книгопродавца С. Кашинцева, Б. Никитская, д. княгини Шаховской, 1901. – 260 c.
9. См.: Мириманян A.M. О некоторых особенностях психологического романа (на материале романов Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского) / А.М. Мираманян // Сборник научных трудов Ереванского педагогического института. – Ереван, 1970. – С. 217-236; Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман XIX в.: автореферат дис. ... доктора филологических наук / О.Н. Осмоловский. – Воронеж, 1999. – 45 с.; Ясенский С.Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева / С.Ю. Ясенский // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. – СПб.: Наука, 1994. – С. 156-187.
10. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2007. – 490 с.
11. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. – М.: Либроком, 2009. – 208 с.