РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ
Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ
THE ROLE OF A SOCIAL TEACHER IN PROVIDING SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO BIG FAMILIES
Vladislava Senator
Social Worker, Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School No. 156 with In-Depth Study of Art and Aesthetics Subjects, Master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье рассматривается роль социального педагога в оказании социально-педагогической поддержки многодетным семьям. Анализируются основные задачи социального педагога, включая диагностику социально-психологического состояния семей, просветительскую и консультативную деятельность и т.д. Особое внимание уделяется методам профилактики социального неблагополучия, развитию социальной активности и самостоятельности многодетных семей.
Abstract. The article examines the role of a social teacher in providing socio-pedagogical support to large families. The main tasks of a social teacher are analyzed, including the diagnosis of the socio-psychological state of families, educational and consulting activities, etc. Special attention is paid to methods of preventing social disadvantage and developing the social activity and independence of large families.
Ключевые слова: социальный педагог, многодетные семьи, социально-педагогическая поддержка, адаптация, профилактика неблагополучия, социальная интеграция.
Keywords: social teacher, large families, social and pedagogical support, adaptation, prevention of social problems, and social integration.
В современных социально-экономических условиях многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем, которые мешают им полноценно жить и воспитывать детей. Казибекова Н. А. в своей статье выделяет основные проблемы таких семей: материальные трудности, дефицит времени на воспитание и образование детей, ограниченный доступ к качественным социальным услугам, а также психологическое напряжение, связанное с необходимостью удовлетворять потребности нескольких детей одновременно [3, с.26]. Для решения данных проблем необходима социально-педагогическая поддержка, которая направленна на улучшение качества их жизни, укрепление семейных отношений и создание условий для гармоничного развития всех членов семьи. Центральную роль в этом процессе играет социальный педагог, который выступает связующим звеном между семьей, образовательными учреждениями и социальными службами, обеспечивая комплексный подход к решению проблем многодетных семей [3, с.27].
По мнению Е. А. Антошко, социальный педагог в своей деятельности ориентируется на принципы гуманизма и индивидуального подхода, что позволяет учитывать уникальные потребности каждой семьи. Его задача заключается не только в оказании непосредственной помощи (юридической, психологической), но и в формировании у родителей навыков эффективного воспитания и взаимодействия с детьми. Социально-педагогическая поддержка многодетных семей представляет собой многоуровневый процесс, включающий диагностику, консультирование, просвещение, организацию досуга и взаимодействие с внешними социальными институтами [1, с.20].
Ключевая задача социального педагога – это диагностика социально-психологического состояния многодетной семьи. Изначально проводится анализ материального положения, уровень социальной адаптации детей в школе, наличие ресурсов для преодоления трудностей. Для этого социальный педагог использует различные методы: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов (например, справок о доходах). Полученные данные позволяют выявить наиболее острые проблемы и разработать индивидуальный план поддержки, учитывающий специфику каждой семьи [8, с.60].
Важным направлением работы социального педагога является просветительская и консультативная деятельность. Многие многодетные семьи не знают свои права на социальные льготы, возможности получения материальной помощи, о методах эффективного воспитания и организации семейного бюджета [2, с.120]. Социальный педагог проводит индивидуальные и групповые консультации, семинары и тренинги, на которых родители получают информацию о доступных ресурсах, учатся планировать семейный бюджет, разрешать конфликты и организовывать благоприятный образовательный процесс для детей. Например, в Новосибирской области действует программа «Школа ответственного родительства», где многодетные семьи могут получить консультации по вопросам воспитания, юридическую и психологическую поддержку на безвозмездной основе. Также социальный педагог оказывает психологическую поддержку, так как многодетные родители часто испытывают эмоциональное выгорание и нуждаются в помощи [3, с.28].
А. В. Романова в своей работе выделяет, что главной задачей является организация социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей. Дети в таких семьях часто сталкиваются с трудностями в обучении, социальной адаптации и самореализации из-за недостатка внимания и ресурсов. Социальный педагог организует кружки, секции и мастер-классы, которые помогают детям раскрыть свои таланты [5, с.230]. Например, в Московской области реализуется проект «Талантливые дети», где дети из многодетных семей могут бесплатно заниматься в творческих и спортивных студиях. Кроме того, социальный педагог содействует в получении детьми необходимой психологической и педагогической поддержки, что способствует их успешной социализации [6, с.1115].
Особое внимание социальный педагог уделяет профилактике социального неблагополучия в многодетных семьях. Он проводит работу по предотвращению конфликтов, социальной изоляции семьи, девиантного поведения у детей и т.д. Для этого организуются семейные клубы, группы взаимопомощи и мероприятия, направленные на сплочение семьи и формирование здорового образа жизни. Существует программа «Семейный клуб», реализуемая в рамках проекта «Крепкая семья», в МУ «Комплексный центр», где многодетные семьи участвуют в совместных мероприятиях, тренингах по семейным отношениям, обмениваются опытом. Социальный педагог также занимается профилактикой детской беспризорности и правонарушений, работая с подростками из многодетных семей, которые находятся в группе риска [6, с.1117].
Социальный педагог стимулирует семьи к участию в общественной жизни, вовлекает их в волонтёрскую деятельность, проекты и инициативы, направленные на улучшение качества жизни. Существует спортивный праздник «Мама, папа, я - активная семья», который направлен на организацию работы родителей с обучающимися. Цель праздника состоит в повышение педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, сохранение и развитие культурных семейных ценностей и традиций. Это способствует формированию у членов семьи чувства причастности к обществу, повышению самооценки и развитию навыков самоорганизации [7, с.236].
Примеры успешных практик социально-педагогической поддержки многодетных семей показывают эффективность комплексного подхода. В некоторых регионах России реализуются программы «Школа для родителей», где многодетные семьи могут получить консультацию по воспитанию, юридическую помощь и психологическую поддержку. Социальные педагоги самостоятельно могут организовать «Семейные центры», где дети смогут заниматься творчеством и спортом, а родители обмениваться опытом и получать профессиональную помощь от специалистов. Такие инициативы наглядно показывают, что системная работа социального педагога способна значительно улучшить качество жизни многодетных семей и создать условия для гармоничного развития детей [4, с.147].
Таким образом, роль социального педагога в оказании социально-педагогической поддержки многодетным семьям огромна. Его деятельность направлена на решение широкого спектра задач: от диагностики и консультирования до организации досуга и взаимодействия с внешними структурами. Комплексный и индивидуальный подход социального педагога, используемый в работе с многодетными семьями, позволяет не только улучшить их материальное и психологическое состояние, но и создать условия для полноценного развития, что в конечном итоге способствует формированию здорового и стабильного развития у детей в таких семьях.


