Статья:

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии одаренности у дошкольников

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Зимина Е.Ф. Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии одаренности у дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 54-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии одаренности у дошкольников

Зимина Елена Федоровна
педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад «Белый медвежонок», РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район, с. Газ-Сале

 

Application of the event-driven approach to the organization of learning activity in the development of genius features in preschool children

 

Elena Zimina

education psychologist, Municipal Budgetary Pre-School Educational Institution “Kindergarten “Belyi medvezhonok”, Russia, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Tazovsky District, Gaz-Sale

 

Аннотация. Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его сверстников.

Abstract. A distinctive feature of the application of the event-driven approach in the development of genius in preschool children is the possibility not to remove a child with genius features from his natural microenvironment but to educate and bring up without withdrawing him from the circle of ordinary peers by creating conditions for the development and maximum realization of his outstanding opportunities and similar opportunities of his peers.

 

Ключевые слова: событийный подход; признаки одаренности; системность; способность; микросреда.

Keywords: event-driven approach; genius features; systematicity; capability; microenvironment.

 

На современном этапе развития нашего общества в свете ФГОС внимание к опережающим сверстников детям с признаками одаренности, с проявлениями высокого уровня интеллекта – актуальнейшая задача дошкольных учреждений.

Развитие у детей признаков одаренности выступает одним из вариантов реализации права личности на индивидуальность. Проблема одарённости при этом в системе дошкольного образования на организационном уровне в ДОУ обычно решается путём создания специальных групп для одарённых и талантливых дошкольников. Это, безусловно, позитивное явление, но есть и другие способы развития признаков одаренности у дошкольников. Мы предлагаем применение событийного подхода в развитии признаков одаренности дошкольников. Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его сверстников. Не терять потенциально одарённых, талантливых, способных детей, давать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они обнаруживаются на более поздних возрастных этапах, поможет создание условий, позволяющих детям самостоятельно, с небольшой помощью взрослых, получать новый практический опыт, приобретать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать, исходя из своих собственных возможностей.

Важность и актуальность решения проблемы выявления развития и сопровождения детей с признаками одаренности нельзя недооценивать в дошкольном возрасте. На сегодняшний день в системе дошкольного образования открываются новые возможности для развития личности способного и одаренного воспитанника через применение событийного подхода.

Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям, одним из которых является яркое событие, их легко увлечь, создавая условия самостоятельного выбора. И если мы не замечаем при этом результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети как губка впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого: для многих необходимо время, а взрослым — терпение.

Планируя и организуя практическую деятельность, мы должны помнить о том, что основной показатель развития признаков одаренности с применением событийного подхода – это созданные условия для самостоятельного выбора ребенка, поддержки его инициативы и активности, осознания ответственности за опыт своей деятельности. Мы не должны транслировать готовые знания! Мы организуем деятельность детей таким образом, чтобы они самостоятельно приобретали их, а также опыт планирования и организации своей самостоятельной деятельности для достижения необходимого результата.

Применение событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников направлено на развитие интеллектуальных, творческих умений воспитанников с учетом их интересов, умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Он дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, опять же основываясь на его интересах. Мы стараемся помочь воспитанникам ДОУ стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой деятельности, учитывая их возрастные и физиологические особенности.

Развитие одаренности у дошкольников в нашем случае начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, то есть с трех лет.

Давайте рассмотрим краткую возрастную характеристику дошкольника с признаками одаренности.

В младшем возрасте у воспитанников наблюдается погружение в деятельность. Проявляются начальные признаки природного потенциала. Дети очень активны, они с интересом берутся за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям на выбор широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном возрастном этапе наблюдать за ребенком.

В среднем возрасте проявляется интерес, желание, творческий поиск. Главное здесь – поддержать ребенка, помочь ему определиться. Именно в этом возрасте возможна работа по объединению в группы для дополнительных занятий детей, не только имеющих однотипные способности, но и детей, способности у которых ярко еще не выражены.

В старшем возрасте наблюдаются яркие проявления природного потенциала. Если в предыдущих возрастах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в этой деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. Детям предлагаются различные виды интеллектуальных, творческих, подвижных игр и заданий.

В подготовительной к школе группе проявление одаренности приобретает системный характер. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. Данный возраст характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Работу по развитию одаренности дошкольников мы строим из нескольких этапов:

I – Подготовительный (организационный):

·     анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

·     подбор диагностических методик;

·     разработка алгоритма взаимодействия работы специалистов ДОУ.

II – Основной (реализация развивающей работы):

·     проведение мониторинга развития воспитанников;

·     разработка индивидуального развивающего маршрута по сопровождению ребенка с признаками одаренности;

·     проведение групповой, индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ.

III – Завершающий (аналитический):

·     проведение итогового мониторинга развития воспитанников с признаками одаренности;

·     анализ проведенной работы;

·     внесение изменений в план работы.

IV — Консультативный (преемственность ДОУ — начальная школа).

Во время развивающей деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения тематических задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Основными формами образовательного процесса являются:

·       практико-ориентированные учебные НОД;

·       творческие мастерские;

·       тематические праздники, конкурсы, выставки;

·       семейные гостиные.

Во время проведения НОД мы используем следующие формы организации образовательной деятельности с применением событийного подхода: индивидуальная (воспитанник выбирает самостоятельное задание с учетом его возможностей во время проведения групповой работы); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы, которую дети находят в «колодце», «новой игре» и т. д.); групповая (разделение на мини-группы для выполнения отдельной части целого задания).

Одной из форм работы с детьми с признаками одаренности является ведение групповой проектной деятельности, когда ребенок не только углубляет свои знания в интересующей его области, но также работает в команде. В ходе такого взаимодействия при грамотной поддержке у детей с признаками одаренности и их сверстников формируются такие качества, как надежность, ответственность, терпимость, взаимовыручка, организаторские и коммуникативные способности, что очень важно, так как одаренные дети часто имеют сложности в общении с окружающими. Таким образом, мы помогаем сблизить одаренного ребенка со сверстниками, так как часто одаренный ребенок – это «трудный» ребенок. Для того чтобы одаренному ребенку было комфортно в коллективе, мы осуществляем деятельность, направленную на развитие толерантности между субъектами образовательной деятельности. Учим относиться с уважением к представителям различных национальностей, что является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Через событие мы доводим до сознания детей то, что люди равны в своих возможностях и правах независимо от способностей человека, так как все различны по своей природе.

Применение событийного подхода в развитии одаренности детей в ДОУ позволяет нам применять поисковые методы (моделирование, опыты, эксперименты) с учетом желания ребенка, не навязывая ему традиционные формы работы. Игра превращается в соревнования, конкурсы, развлечения, досуг. Информационно-компьютерные технологии используются только для достижения поставленной цели, а не для проведения свободного времени. Практические упражнения не вызывают отторжения, а проектная деятельность становится занимательной и интересной. Каждое новое событие приносит радость через познание окружающего мира.

Таким образом, мы решаем основные задачи развития одаренности: формируем у одаренных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей, не теряя свою идентичность; помогаем профессиональному и личностному совершенствованию педагогов, работающих с одаренными детьми; осуществляем психологическое просвещение родителей на тему одаренности в форме индивидуальных и групповых консультаций, круглого стола, семейного клуба, так как родители занимают не последнюю роль в развитии одаренности у дошкольника.

 

Список литературы:
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Издательство, 1998.
2. Доровский А. И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М.: Издательство, 1997.
3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж: Издательство, 1997.
4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издательство, 2000.
5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. – М.: Издательство,1996.