Статья:

Технология создания социально-педагогического проекта в условиях ВУЗа

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Гудак В.Д., Безносюк Е.В. Технология создания социально-педагогического проекта в условиях ВУЗа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 47-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Технология создания социально-педагогического проекта в условиях ВУЗа

Гудак Валерия Дмитриевна
студент Евпаторийского института социальных наук (филиал)ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ, г. Евпатория
Безносюк Екатерина Владимировна
ассистент, Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ, г. Евпатория

 

TECHNOLOGY OF CREATING A SOCIO-PEDAGOGICAL PROJECT IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

 

Valeriya Gudak

student Evpatoria Institute of social Sciences (branch) «V.I.Vernadsky Crimean Federal University», Russia, Simferopol

Ekaterina Beznosyuk

assistant Evpatoria Institute of Social Sciences (branch) FSAEI of HE "Crimean Federal University named after VI. Vernadsky ", Russia, Simferopol

 

Аннотация. В настоящее время интерес к социально-педагогическому проектированию в системе высшего образования достаточно велик. Актуальность данной проблемы значительно возросла с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура). Проектирование в ВУЗЕ выступает спо­собом формирования ключевых компетенций у будущих специалистов психолого-педагогической направленности. Благодаря проектированию студенты могут ознакомиться с методами научной и творческой работы, развить познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки. Социально-педагогическое проектирование обеспечивает воз­можность участия в научных экспериментах и исследованиях, конкурсах и грантовой деятельности.

Abstract. Currently, interest in social and pedagogical design in higher education is quite large. The urgency of this problem has increased significantly with the transition to a two-tier system of training (bachelor, master). Designing at an institution of higher education is a way to formulate key competencies among future psychological and pedagogical specialists. Thanks to the design, students can become familiar with the methods of scientific and creative work, develop cognitive interest, curiosity, communication skills. Socio-pedagogical design provides an opportunity to participate in scientific experiments and research, competitions and grant activities.

 

Ключевые слова: технологии, среда, социально-педагогическое проектирование, социально-педагогический проект.

Keywords: technology, socio-pedagogical design, socio-pedagogical project.

 

Соций преобразовально-педагогическое проектирование выступает технологиеания социальной среды в интересах формирующейся личности. Продуктивность данной технологии обусловлена тем, что желаемые позитивные изменения социальной среды обеспечиваются привнесением в нее новых стабильных элементов в ходе реализации проекта. Социально-педагогические инициативы позволяют улучшить социальную среду развития личности ребенка, снизить социальные риски, повысить уровень социализированности личности.

Овладение будущими социальными педагогами технологией социально-педагогического проектирования способствует формиро­ванию у них ключевых профессиональных компетенций в области научной, творческой деятельности, развитию их социальной активности. Изучением технологий, особенностей социально-педагогического проектирования занимались многие выдающиеся педагоги, такие как А.Г. Воржецов, В.А. Луков, В.Г. Марача, В.М. Розин, В.М. Сафронова, Е.А. Крюкова, Л.И. Берестова, Л.И. Гатина, Н.В. Мумладзе, Н.М. Косова, Т. Е. Зерчанинова, и другие.

Целью статьи является раскрытие понятия «социально-педагоги­ческий проект», «технология создания социально-педагогического проекта», выделение алгоритма и особенностей создания социально-педагогического проекта.

Изложение основного материала исследования. Для того что бы изучить технологии создания социально-педагогического проекта нам необходимо ознакомиться с понятиями «технология», «социально-педагогическое проектирование» и «социально-педагогический проект».

Я.В. Гибсон в своем учебном пособии указывает, что технология – это совокупность действий по достижению поставленной цели [1, с. 19].

Различные технологии применяются в социально-педагогическом проектировании.

И.Г. Доценко под социально-педагогическим проектированием понимает возможность преобразовать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств [2, с. 23]

И.А. Колесникова указывает что «Социально-педагогическое проектирование - это способ выражения идеи, улучшения состояния окружающей среды посредством конкретных целей и задач, предложение мер и действий по их достижению, определение необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения идеи» [3, с. 40]

В.А. Луков рассматривает социально-педагогическое проекти­рование как технологию социального воспитания учащихся образова­тельных учреждениях. Он указывает, что «главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности».

Целью, результатом социально-педагогического проектирования выступает социально-педагогический проект. Л.И. Берестова утверждает, что социально-педагогический проект - это сконструированное инициатором проекта социально-педагогическое нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменив­шейся среде материальной или духовной ценности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что технология создания социально-педагогического проекта – это совокупность действий, направленных на создание социально-педагогического нововведения, целью которого является преобразование социальных процессов, явлений и условий. Существуют различные технологии создания социально-педагогических проектов, однако, по мнению С.В. Королевой их применение должно основываться на таких принципах как: 1) принцип человеческих приоритетов (ориентация на человека); 2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций [4, с. 42]. Кроме того, В.Г. Марача считает что результат (проект) должен отвечать таким требованиям: 1) временность - иметь четкие временные рамки; 2) уникальные продукты, услуги, результаты - должен порождать что-то новое, уникальное; 3) последовательность и связность - должен развиваться во времени, проходя через подготов­ленные заранее этапы и шаги; 4) объективность и обоснованность -доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее; 5) компетентность автора и персонала - адекватное выражение осведом­ленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса; 6) жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Создание социально-педагогических проектов подчиняется опреде­ленному алгоритму действий, плану - технологии.

В.А. Луков предлагает такую технологию создания социально-педагогического проекта:

  1. Подготовительная работа: а) анализ объекта проектирования; б) выбор формы проектирования; в) теоретическое обеспечение проектирования; г) методическое обеспечение проектирования; д) пространственно-временное обеспечение проектирования; е) материально-техническое обеспечение проектирования; ж) правовое обеспечение проектирования.
  2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.
  3. Написание проекта.
  4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.» (самопроверка). Экспертная оценка проекта.
  5. Корректировка проекта.
  6. Принятие решения об использовании проекта.
  7. Оценка результатов. Подведение итогов [5, с. 37]

Л.И. Берестова считает, что проект должен «пройти весь жизненный цикл», т. е. временной период, - от момента зарождения идеи проекта и до подведения итогов его реализации. Таким образом, этот цикл включает: замысел, анализ проблемы, выработку концепции, разработку проекта (включая экспертизу и доработку), утверждение и презентацию, реализацию проекта, оценку его результатов, подведение итогов [6, с. 79].

А.Г. Воржецов выделил такие основные этапы создания социально-педагогического проекта: 1) обнаружение трудностей и актуальных социальных проблем; 2) выбор темы; 3) формулировка социальной проблемы; 4) выбор цели и задач социально-педагогического проекта; 5) разработка плана действий и т. д.

Выводы. Социально-педагогическое проектирование помогает студентам получить необходимые знания и навыки, развить свои способности и получить ценный опыт. Таким образом, технология создания социально педагогического проекта представляет собой алгоритм, план действий направленных на создание нововведения, которое преобразует социальные явления, условия и т. д., основывается на принципах человеческих приоритетов и саморазвития подсистем.

 

Список литературы:
1. Гибсон Я., Розен Д., Стакер Б. Мир станкостроения: технологии аддитивного производства. – Москва, 2016. – 37 с.
2. Доценко И.Г. Проектирование социально-педагогической деятельности классным руководителем//Воспитание школьников, 2010 № 1. - С. 27-33.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
4. Королева, С.В. К68 Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Королева; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Луков В.А.Социальное проектирование: учеб. пособие. — 7-е изд., — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. - 240 с.
6. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.