Статья:

Развитие операций мышления старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Утякаева Г.Г., Якупова А.И., Мельниченко Я.И. Развитие операций мышления старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие операций мышления старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Утякаева Гузель Гайденуровна
студент, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Якупова Айгуль Искандяровна
студент, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Мельниченко Янина Ивановна
канд. пед. наук, доцент, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие мышления старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. В современное время дети учатся по  развивающим технологиям, где логическое мышление  является основной. Мышление выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают произвольный характер. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления обретает особую актуальность.

 

Ключевые слова: операции мышления; дошкольник; конструирование; старший дошкольный возраст; игра.

 

Развитие мышления происходит при условии овладения тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное  мышление - это мышление в действии. Она развивается у младших дошкольников в процессе действия с различными предметами, игрушками. Основной формой мышления дошкольника является наглядно-образное мышление, то есть такая организация образов, которая позволяет выделить наиболее важные вещи в предметах, а также увидеть соотношение их друг к другу и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают развиваться элементы логического мышления, т. е. формируется способность рассуждать, делать выводы в соответствии с законами логики.  В мире нет ничего однозначного. Если следовать точному знанию, то можно многого не заметить. Мир живет не совсем по тем инструкциям, которые написаны человеком. Многое еще не исследовано. Когда человек чего-то не знает, он включает абстрактное мышление, которое помогает ему строить догадки, выносить суждения, рассуждать. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности . Мышление - это сложная и многогранная психическая деятельность, поэтому отбор типов мышления осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, насколько мыслительный процесс основан на восприятии, представлении или понятии, существует три основных типа мышления:

- предметно-действенный (или визуально-действенный)для маленьких детей думать об объектах-значит действовать, манипулировать ими;

- наглядно-образный-характерен для дошкольников и частично для младших школьников;

- вербально-логический (абстрактный) - характеризует старших дошкольников и взрослых.

Это не только этапы развития мышления, но и различные его формы, присущие человеку и играющие важную роль в умственной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение определенных этапов развития мышления, но нельзя пройти ни один из них без ущерба для психической структуры индивида в целом.

Во-вторых, по характеру процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном мышлении, где конечный результат достигается без знания или мышления через промежуточные стадии.

В-третьих, если брать за основу характер результатов мышления, то речь идет о репродуктивном мышлении (когда ход мысли другого человека четко прослеживается, например, доказательство математической теоремы в учебнике и т. д.) и творческое мышление (если создаются новые идеи, объекты, оригинальные решения и доказательства).

В-четвертых, мышление делится по эффективности контроля на критическое и некритическое .

По мнению Б. М. Теплова, мышление - это особый вид деятельности, имеющий свою структуру и виды. Она делит мышление на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении различают понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении -наглядно-образное наглядно-действенное , различие между теоретическим и практическим типами мышления, по его мнению, состоит лишь в том, что "они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления направлена главным образом на решение конкретных задач, в то время как работа теоретического мышления направлена главным образом на поиск общих закономерностей.

Дидактическая игра, выступая как средство обучения, может служить неотъемлемой частью учебной деятельности. Она способствует усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети изучают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к учебной деятельности, развивает концентрацию внимания, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Организация дидактических игр преподавателем должна осуществляться по трем основным направлениям: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Следует подбирать в соответствии с дидактическими целями игры игровое оборудование для подготовки, ознакомления детей с игровым содержанием, правилами игры, направлять ход игры, помогать нуждающимся детям проводить игру.

Конструирование-это своеобразная творческая игра, в которой дети выражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно строят дома в обобщенном и схематизированном виде. Они развивают моторику, мыслительный аппарат, самостоятельность, трудолюбие, любознательность, то есть творческую сторону личности .в этих играх происходит актуализация сознательной деятельности, развитие навыков анализа, сравнения, обобщения, закрепления представлений о существующих отношениях между людьми в обществе.

З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и И. И. Корзакова считают, что педагог дает прямую зависимость от развития конструктивных способностей детей. Учит их строительству различных зданий, знакомит со строительными материалами (дерево, камень, кирпич). Систематическое обучение строительству и конструированию и руководство педагогом детской игровой деятельностью приводят к значительному изменению характера строительной деятельности детей, а следовательно, и психической деятельности.

Необходимость развития абстрактного мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания. После проведенного формирующего этапа экспериментальной работы, нами был проведен контрольный этап эксперимента, где была проведена  повторная диагностика для определения развития мышления.  Сравнительный анализ результатов с использованием методики «Перцептивное моделирование» показал, что дети экспериментальной группы показали положительную динамику: высокий уровень развития мышления увеличился на 16%, т. е. у 4 детей улучшилась работоспособность, средний уровень - на 12% (4) и низкий уровень-на 28% (7); в контрольной группе высокий уровень составляет всего 4% (10), средний уровень-4% (1), а низкий уровень-8% (2).Результаты проведенного анализа показали, что в контрольной группе произошли незначительные изменения в связи с тем, что группа занималась по общепринятой программе, а в экспериментальной группе повысился уровень абстрактного мышления. Результаты анализа по методике «Эталон» Л. А. Венгера показали, что в контрольной группе наблюдались незначительные изменения: высокий уровень мышления увеличился всего на 4% (1) средний - на 4% (1) низкий - на 8% (2) в связи с тем, что группа занималась параллельно с экспериментальной группой, но занятия с ними проводились по стандартной программе. В экспериментальной группе уровень логического мышления повысился: высокий-на 8% (2), средний-на 12% (3), низкий-на 20%, то есть 5 дошкольников улучшили свои результаты.В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что позитивная динамика изменений уровня логического мышления у детей дошкольного возраста возможна в условиях специально организованной работы. Таким образом, мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

 

Список литературы:
1. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Педагогика, 1981.
2. Никольская, И.Л. Азбука рассуждения / И.Л. Никольская. – М.: Академия. 2013.
3. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 2012.