Идеи утопического социализма: история и современность
Секция: Теория и философия политики, история и методология политической науки
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Идеи утопического социализма: история и современность
Ideas of utopian socialism: history and modernity
Ekaterina Kuzmina
candidate of political sciences, associate professor Saratov State Law Academy - SSLA ,
Russia, Saratov
Anna Obidina
student, Saratov State Law Academy - SSLA, Russia, Saratov
Аннотация. Данная статья посвящена исследованиям, лежащим в области политологии и касающихся изучения феномена зарождения социалистически-утопических идеалов и постоянно перетекающих утопических идей в различных эпохах жизни человечества, в том числе в современности.
Актуальность темы заключается в том, что утопические идеалы всегда сопутствовали человеку. Идеи равенства, отсутствие денежного обмена и общего блага занимали умы мыслителей на самых ранних этапах развития политической мысли. Современный нам мир не обошел стороной данную тенденцию. Несмотря на демократизацию большей части государств, идеи утопического равенства развиваются и популяризируются в обществе.
Abstract. This article is devoted to research lying in the field of political science and relating to the study of the phenomenon of the emergence of socialist-utopian ideals and constantly flowing utopian ideas to different ages of human life, including in modern times. The relevance of the topic lies in the fact that utopian ideals always accompanied man. The ideas of equality, the lack of money exchange and the common good occupied the minds of thinkers at the earliest stages of the development of political thought. The modern world does not ignore this trend and also, despite the democratization of most of the states, the ideas of utopian equality are developed and popularized in society.
Ключевые слова: социалисты; утопия; идеал; Франция.
Keywords: socialists; utopia; ideal; France.
Идеи социального переустройства как лучшего, справедливого, равного общества существовали в любых цивилизациях на различных стадиях развития. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легендах, фольклоре и мифологии. В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда люди не знали неравенства, частной собственности. Самая ранняя из утопий содержится в диалоге Платона «Государство». В нем мыслитель рассуждал о построении идеального государства путем определения истинной «справедливости» в обществе. Данная тема справедливого мироустройства была затронута большим количеством древнегреческих философов, ученых. Они искали наилучшие пути преодоления негативных издержек перехода от естественного состояния общества (доклассового) в наиболее сложное и развитое, которое неизбежно содержало в себе неравенство и эксплуатацию ради прогрессивного развития.
Утопия дословно означает «место, которого нет», но поиск этого места заняло сердца и разум многих ученых, философов, писателей последующих столетий. Утопия – это идеал, стремление изменить мир. Главная задача таких трудов – нарисовать картину безупречного мира, государства, общества и заставить обратить на себя несовершенный мир с целью исправить все недостатки. Так утопия изменяет действительность, приближая ее к своим идеалам о совершенном мире. Подтверждением этой идеи являются учения социалистов-утопистов, заложивших основу для преобразования ранней европейской системы в современную, обеспечивающую социальные гарантии каждому гражданину.
До XVIII века социалистическая мысль Франции не имела заметных представителей. Опубликованная в 70-х годах XVIII века «История севарамбов» [1] Вераса стоит ниже «Утопии» [6] Мора, «Города солнца» [4] Кампанеллы, «Закона свободы» [8] Уинстенли. Однако во Франции социальные утопии XVII–XVIII веков выливались, как правило, в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу.
В XVIII веке дело меняется коренным образом. Кризис феодального строя во Франции обусловил бурное развитие политической мысли. Прогрессивные мыслители ищут выход из тупика, в котором оказалась страна с 25-миллионным население. Ведущее место среди этих мыслителей занимают Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и многие другие, подвергавшие критике деспотизм с позиции разума.
Век Просвещения был временем высшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в политико-правовой идеологии. Утопические мысли существовали лишь в начальной стадии политического развития, не опираясь на теории прошлого. Разрабатывались первые идеалистические концепции, которые соответствовали той социально-политической реальности, в которой они существовали. Утопические мысли были прерогативой не только третьего сословия, но и людей из высшего класса. Так, например, Габриель Бонно де Мабли происходил из высшего сословия – дворянской семьи. Идеи Мабли относились к утопическим и были, по сравнению с другими утопистами, более приземленными в общественно-политическом плане. Признавая строй общности имуществ теоретически наилучшим, Мабли считал его практически неосуществимым. Статус сословия влиял лишь на степень радикализма взглядов, но в целом концепции мыслителей схожи. Утопическим идеям не мешали различные сословные деления.
Ни в коей мере не стирая различий между учениями Мелье [2], Мабли [5] и Морелли [7], необходимо подчеркнуть закономерную историческую ограниченность их утопий. Как правило, они ограничиваются абстрактным, притом весьма наивным, противопоставлением эксплуататорским порядкам картин коммунистического общества, находящихся за пределами реалистического понимания общественных отношений. Более того, рассматриваемые утопии во многом обращены назад. Они либо воспевают досословный век, либо идеализируют патримониальные отношения, общины или родовые порядки, сохранившиеся на периферии цивилизации. Мабли считает, что счастливый строй общества мог бы быть основан только в лесах Америки или Африки. У дикарей этих мест еще нет собственности и порожденных ею страстей и предрассудков. В основном данные теории посвящены «сказочным землям» на другом конце Земли, где большая часть положения вещей общества додумывается в воображении мыслителя. Кроме того, данные утопии отличаются духом уравнительности. Всеобщей стандартизацией, полной регламентацией жизни, принудительному вступлению в брак – против всего этого особенно резко выступает Морелли. Равенство, проповедуемое в этих утопиях, – равенство потребностей. В целом утопии обычно относят к истории социалистических исканий в расширительном смысле этого слова. Они, подобно идеям, получившим выражение в идеологии народных антиэксплуататорских движений, отражают главным образом идеи и устремления классов и социальных слоев, сходящих с исторической арены в процессе социально-экономического развития общества к капитализму. Более точное их название – уравнительный коммунизм.
В современном мире уравнительные идеи не утратили своей актуальности. Они продолжают существовать и интерпретироваться в устах различных мыслителей. Жак Фреско (13.03.1916), промышленный дизайнер и футуролог, живущий во Флориде, активно популяризирует уравнительные идеи коммунизма (однако теории называются по-другому). Жак является директором и основателем организации «Проект Венера» [9]. Проект предлагает подход, который уничтожит нищету, преступность, войны и прочие ужасные вещи, которые существуют в нашей жизни, путем внедрения среды, в которой все эти проблемы просто не будут возникать. Жак Фреско предлагает переход к ресурсно-ориентированной экономике (РОЭ). Это социально-экономическая система, в которой товары и услуги доступны без использования денег, кредитов, обмена, долговых систем и принудительного труда в любой его форме. Все блага цивилизации становятся общим достоянием всех жителей планеты, а не только элиты общества. Отмена денежной системы может осуществиться, по мнению Жака Фреско, с помощью кибернетизации производства, общество сможет производить достаточно, чтобы обеспечить всех без исключения. Люди также будут трудиться, но только на благо своих интересов и используя научные достижения современности, что существенно уменьшает физические затраты человека. Однако, чтобы сделать РОЭ реальностью, обществу необходимо пройти переходный период. Проект «Венера» предлагает преодолеть этот период в кратчайшие сроки за счет строительства самообеспечивающихся городов-университетов, в которых специалисты разных областей будут работать, чтобы сблизить страны и народы, обратить вспять деградацию природных экосистем. Общество в этих городах-университетах не будет регулироваться определенными законами или правилами. Вместо этого будут созданы такие условия, при которых гуманное и рациональное поведение будет естественной частью социального устройства.
Как мы видим, эта система почти полностью повторяет уже известные теории, дополняя их информационными и техническими особенностями современного общества. Идеи Фреско, по сути, утопический социализм, марксизм, анархо-синдикализм, эко-анархизм и др. Все вместе эти идеи не новы и не надежны. Они не прошли проверку ни на прочность, ни временем. Возможно, в теоретическом плане для человека уравнительные системы являются хорошим стимулом для дальнейшего развития своей социально-политической действительности, но в практическом они, к сожалению, не совместимы с сущностью человека. Как и любой другой утопический проект, существовавший ранее или который появится после «Проекта Венера», он описывает общество, состоящее из личностно-стерильных людей, свободных от негативных сторон человеческой натуры, что и позволяет (в теории) создать справедливое общество. Но люди, которые стремятся к идеальной жизни, не могут вести себя так, как теоретически рассчитал Фреско. Психология человека сложна и не может подчиняться, в теоретическом плане, идеальной теории. Мы можем предположить, что данные концепции не теряют своей актуальности из-за веры в лучшую жизнь для человека, с отсутствием неравенства и пагубных сторон капиталистического мироустройства. Однако, как уже было сказано, то, что в теории имеет идеальную форму, попадая в реальную обстановку, не справляется со своими задачами и не может подстроиться под изменяющуюся человеческую сущность.
Многие ученые социологи и политологи, особенно марксисты, называют «Проект Венера» «утопическим социализмом 21 века» [3]. И не удивительно, ведь теории схожи в идеалах, но различны в реализации. Карл Маркс в своей работе «Капитал» четко описывал пути превращения капиталистического общества с денежной системой в социалистическое и дальнейшее развитие данного общества. Продуманность учения и охват актуальных для человека идеалов и ценностей подтверждаются популярностью в современном мире этой концепции и попытками реализации коммунистических идей на практике. «Проект Венера» стремился использовать только привлекательные черты утопического социализма, стараясь казаться практически применимым, но не давая рекомендаций и пути спланированного выхода из капиталистической реальности. Фреско дает мнимое убеждение в систематическом учении «Проекта», не разрабатывая альтернативных путей развития общества, тем самым оставляя огромную брешь в своем учении.
Таким образом, утопический социализм – это этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Оценивать утопии не следует с точки зрения правильности или ложности содержащихся в них идей. Их познавательная и историческая значимость в другом. Они являются зеркальным отражением общественной мысли с точки зрения достигнутого ею уровня критического осознания существующего положения вещей и способности противопоставить ему социальный идеал, призванный «разбудить» массы, дать им «точку социальной опоры», которой они уже не находят в окружающей их реальности. Утопии существовали и будут существовать в обществе, как мечтательная часть и идеал, к которому нужно стремиться. На различных этапах общества утопизм выражается по-своему и интерпретирует так же разнообразно, отзеркаливая существующие проблемы. Если говорить про реализацию данных идей, то они по большей части оставались теоретическими, и даже сами мыслители представляли идеальное общество вдали от цивилизации на каком-нибудь острове. Если же теории пытались реализовать на практике (СССР), то идея-идеал в дальнейшем утрачивала все свои положительные стороны и превращалась в еще один механизм контроля населения. Как уже говорилось, утопия – это место, которого нет в реальности, но идея двигает общество к улучшению, приближению к этой идее и совершенствованию действительности.