ПОНЯТИЯ ВЛАДЕЛЬЦА БУКСИРУЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ВЛАДЕЛЬЦА БУКСИРУЕМОГО ОБЪЕКТА, НЕСУЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕННЫЙ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ УЩЕРБ ПРИ БУКСИРОВКЕ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОНЯТИЯ ВЛАДЕЛЬЦА БУКСИРУЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ВЛАДЕЛЬЦА БУКСИРУЕМОГО ОБЪЕКТА, НЕСУЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕННЫЙ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ УЩЕРБ ПРИ БУКСИРОВКЕ
THE CONCEPTS OF THE OWNER OF THE TOWING VEHICLE AND THE OWNER OF THE TOWED OBJECT, WHO ARE LIABLE FOR DAMAGE CAUSED TO THIRD PARTIES DURING TOWING
Evgeny Danilin
Postgraduate student of Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk,
Аннотация. Автор проводит анализ правоотношений, складывающихся в процессе буксировки при причинении вреда лицам, не являющимся стороной договора буксировки, в целях определения ответственных за такой вред лиц. При анализе используется примеры и судебной практики, формулируются понятия владельца буксирующего транспортного средства и владельца буксируемого объекта.
Abstract. The author analyzes the legal relations that develop in the process of towing when causing harm to persons who are not a party to the towing agreement in order to determine the persons responsible for such harm. The analysis uses examples and judicial practice, formulates the concepts of the owner of a towing vehicle and the owner of a towed object.
Ключевые слова: договор буксировки; ответственность; причинение вреда.
Keywords: towing contract; liability; harm.
В силу положений статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). При этом бремя доказывания отсутствия вины возложено на лицо, причинившее вред (пункт 2) [2].
В действующем законодательстве специальные нормы, регулирующие отношения, возникающие при буксировке содержатся только в двух кодифицированных нормативных правовых актах: Кодексе торгового мореплавания РФ [4] и Кодексе внутреннего водного транспорта РФ [3], при том, что к буксировке прибегают и при использовании других видов транспорта, к примеру, автомобильного.
Согласно положениям статьи 229 КТМ РФ морской буксировкой по общему правилу управляет капитана буксирующего судна [4]. Указанные положения являются диспозитивными, и стороны своим заключенным в письменной форме соглашением могут возложить такую обязанность на и капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта.
В зависимости же от того, управляет буксировкой капитан буксирующего судная или буксируемого объекта и распределяется ответственность за причиненный ущерб. Так, владелец буксирующего судна будет нести ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксируемому объекту либо находящимся на них людям или имуществу, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
В силу статьи 230 КТМ РФ в отличии от морской буксировки портовая буксировка (по общему правилу) осуществляется под управлением капитана буксируемого объекта, но стороны также могут это изменить, предусмотрев своим заключенным в письменной форме соглашением, что управление осуществляет капитан буксирующего судна. Распределения ответственности осуществляется аналогично правилам статьи 229 КТМ РФ [4].
Правила ответственности в случае буксировки в ледовых условиях сформулированы императивно, и за причиненный при такой буксировке ущерб владелец буксирующего судна не отвечает, если не доказано, что ущерб причинен по его вине.
Кодекс торгового мореплавания РФ возлагает ответственность на владельца буксирующего судна (буксируемого объекта), не собственника, не капитана, не иного лица, а именно – владельца.
Кодекс внутреннего водного транспорта (в отличие от КТМ РФ) не выделяет норм об ответственности в главе XII «Буксировка судов и плавучих объектов», включая их в главу XV, регулирующую вопросы ответственности в числе прочих субъектов буксировщика, отправителя, а также получателя буксируемого объекта[3].
При этом в КВВТ РФ в отличие от КТМ РФ не указывается об ответственности владельца буксируемого объекта, а используются наименования буксировщика и отправителя буксируемого объекта.
Примером служат положения пункта 1 статьи 117 КВВТ РФ (об ответственности буксировщик за утрату (повреждение) буксируемого объекта), статьи 118 КВВТ РФ (случае освобождения буксировщика от ответственности), части 6 статьи 120 КВВТ РФ (об ответственности отправителя буксируемого объекта за убытки) [3].
Возникают вопросы о том, кто является владельцем буксирующего судна (буксируемого объекта), несущим ответственность за причиненный ущерб, кто рассматривается в качестве буксировщика, отправителя буксируемого объекта, каким образом соотносятся понятия буксировщика и владельца буксирующего судна, а также собственника соответствующего объекта.
Владелец буксирующего судна и владелец буксируемого объекта, являющиеся сторонами договора морской или портовой буксировки, (буксировщик и отправитель буксируемого объекта, являющиеся сторонами договора буксировки на внутреннем водном транспорте) несут ответственность друг перед другом, независимо от того, кто является собственником соответствующих объектов. Указанная ответственность является договорной, и происходит из обязанностей сторон по договору буксировки (ст. 225 Кодекса торгового мореплавания РФ[4] и ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) [3], за неисполнение которых или ненадлежащее исполнение и отвечают стороны.
Вместе с тем, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ регулирует вопросы ответственности сторон договора буксировки друг перед другом, но не вопросы ответственности перед иными лицами в случае причинения ущерба. Также статьи 229, 230 Кодекса торгового мореплавания РФ не охватывают случаи причинения ущерба людям или имуществу в процессе буксировки, но находящимся, к примеру, на берегу.
С учетом изложенного, при решение таких вопросов необходимо руководствоваться общими нормами об ответственности при деликте, содержащимися в Гражданском кодексе РФ, согласно которым ответственность несет лицо, причинившее вред.
Как правило, в качестве причинителя вреда рассматривается непосредственный причинитель вреда, действиями которого вред причинен, к примеру, в случае причинения вреда здоровью в результате избиения одного лица другим [5].
Но, применительно к буксировке причинения вреда связано с использование транспортных средств или транспортного средства и, к примеру, плота, соответственно необходимо определить, кто является причинителем вреда, в данном случае, поскольку очевидно, что, к примеру капитан буксирующего судна, или водитель буксирующего автомобиля, могут не являться собственниками или владельцами соответствующего транспортного средства.
Законодательство различает водителя, владельца и собственника транспортного средства.
Так, в соответствии с понятиями, приведенными в Федеральном законе от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не рассматривается в качестве владельца транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства[8].
В судебной практике, связанной с применением положений указанного Федерального закона, также различаются владелец транспортного средства и лицо, управляющее транспортным средством. К примеру, неоднократно отмечалось, что факт передачи права управления транспортным средством иному лицу собственником такого транспортного средства подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование и не свидетельствует о передаче права владения имуществом в установленном законом порядке[6].
С учетом изложенного, исходя из положений статьи 1079 Гражданского кодекса РФ[2], гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на его собственника (если он не докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий иных лиц), даже, если и отсутствует его вина в непосредственном причинении вреда.
Соответствующее положение было закреплено и в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» [7].
При таких обстоятельства, по общему правилу собственник соответствующего транспортного средства, при использовании которого в процессе буксировки был причинен вред другим лицам, не освобождается от ответственности, даже если и не управлял таким средством и процессом буксировки, если не будет установлено, что непосредственный причинитель вреда являлся не только пользователем указанного имущества, но и его владельцем, т.е. лицом, владеющим имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, к примеру аренде.
C учетом изложенного, предлагаются следующие понятия владельца буксирующего транспортного средства и владельца буксируемого объекта.
Владелец буксирующего транспортного средства - собственник буксирующего транспортного средства, а также лицо, владеющее таким транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Владелец буксируемого объекта – собственник, а также лицо, владеющее таким объектом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.