Статья:

Уголовно-правовая характеристика государственной измены

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Веркошанская В.Ю. Уголовно-правовая характеристика государственной измены // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 35-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовно-правовая характеристика государственной измены

Веркошанская Виктория Юрьевна
студент, Воронежский филиал РАНХиГС при Президенте РФ, РФ г. Воронеж

 

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF HIGH TREASON

 

Victoria Verkoshanskaya

Student, Voronezh branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье проведен комплексный исторический и современный анализ понятия «государственная измена». Исследованы такие законодательные акты как: Псковская судная грамота (XV в.), Уложение о наказаниях 1845г., Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г., Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., действующая редакция ст. 275 УК РФ. В представленной работе раскрыты ключевые особенности состава преступления «государственная измена», проанализированы проблемы, возникающие при квалификации деяния, содержащего в себе признаки данного состава.

Abstract. The article provides a comprehensive historical and modern analysis of the concept of high treason. Investigated such regulations as the Pskov judicial Charter (XV century), the penal Code 1845, The code about punishments of criminal and corrective 1885, the criminal code of the RSFSR 1960, the current version of article 275 of the criminal code. In the presented work, the key features of the composition of the crime "high treason" are revealed, and the problems arising in the qualification of an act containing signs of this composition are analyzed.

 

Ключевые слова: преступления против государственной власти; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; государственная измена; государственная тайна; шпионаж; уголовное право; Уголовный кодекс.

Keywords: crimes against state power; crimes against the foundations of the constitutional system and the security of the state; treason; state secrets; espionage; criminal law; criminal code.

 

Анализ данных Судебного департамента при Верховном Суде РФ показывает, что количество уголовных дел, возбужденных по ст. 275 «Государственная измена» Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) неуклонно растёт. Государственная измена по праву считается самым опасным составом среди преступлений, направленных против основ конституционного строя и безопасности государства, в том числе и потому, что как правило совершается в пользу иностранных государств и организаций. О степени общественной опасности данного состава также свидетельствует расположение данной статьи в главе 29 УК РФ, поскольку все остальные составы выстроены в порядке снижения общественной угрозы.

В российском законодательстве понятие «государственная измена» впервые упоминается в Псковской судной грамоте (XV в.) [1, с. 205]. Наказанием за данное преступление служила смертная казнь, а объективная сторона включала в себя переход на сторону врага или поджег города с целью его дальнейшей сдачи неприятелю. Уложение о наказаниях 1845 года заменило казнь на ссылку в Сибирь и порку. С принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. состав государственной измены стал предусматривать оскорбление, покушение на жизнь императора, членов его семьи, выражающееся в создании незаконных общественных объединений, преследующих целью изменение существующего социального строя, сбор и передачу военных данных.

После революции 1917 года рассматриваемый состав получил название «измена Родине» и включал в себя шпионаж, недонесение, переход на сторону врага, склонение к связям с врагом, бегство за пределы СССР или отказ возращения, подрыв государственной промышленности, передачу информации, содержащую государственную или военную тайну иностранному государству, вооруженное восстание, заговор с целью захвата власти, контрреволюционный саботаж, призывы к свержению Советской власти и т.д. Отдельный состав государственной измены был предусмотрен в отношении совершения подобных действий военнослужащим, а также членами его семьи. Стоит отметить, что определение «измена Родине» с точки зрения юридических категорий не представляется корректным, поскольку вводит в заблуждение относительно субъекта данного преступления, которым является гражданин вне зависимости от места его рождения.

В понимании современного российского законодательства объективная сторона государственной измены включает в себя шпионаж, выдачу сведений, составляющих государственную тайну, иное оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Шпионаж представляет собой сбор, хранение, передачу информации, содержащей государственную тайну, по заданию иностранной разведки, а равно и иных сведений целью их дальнейшего использования против интересов Российской Федерации. Таким образом, предметом шпионажа является как информация ограниченного доступа, так и общедоступная информация, использование которой может причинить ущерб безопасности РФ. Согласно ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», следовательно, ст. 275 УК РФ является законодательным примером ограничения данного конституционного права.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну закреплен в Законе РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1, а также в Указе Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203. Необходимо добавить, что некоторые сведения не могут составлять государственную тайну и доступ к ним не может быть ограничен, к таким сведениям, например, относится состояние преступности, данные об экологии и т.д.

Выдача сведений, составляющих государственную тайну, в отличие от шпионажа осуществляется лицом, которому данные сведения стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законом [2, с. 8]. Следовательно, субъект преступления не занимается сбором данной информации, а располагает ей в связи со своим социальным статусом.

Иное оказание помощи заключается в финансовом, материально-техническом, консультационном или ином содействии иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности против безопасности Российской Федерации. Перечень форм содействия не является исчерпывающим, что порождает сложности при квалификации деяния и не исключает наличие субъективного фактора при установлении объективной стороны. Таким образом, состав государственной измены вне зависимости от формы изменнических действий является формальным, момент окончания определяется непосредственным совершением деяния, входящим в объективную сторону без учета возможности наступления неблагоприятных последствий.

Объектом исследуемого состава являются общественные отношения, которые складываются по поводу обеспечения Российской Федерацией общественной безопасности, включающей суверенитет и основы конституционного строя, а также информационной безопасности.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16-летнего возраста, таким образом, субъект данного состава специальный. При квалификации данного состава следует учитывать, что наличие двойного гражданства (которое возможно по соглашению с такими государствами как Таджикистан и Туркменистан) и второго гражданства не исключает ответственности по рассматриваемой статье. Соучастниками преступления ст. 275 УК РФ могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Для квалификации действий иностранных граждан, уличенных в шпионаже предусмотрена отдельная статья 276 «Шпионаж» УК РФ [3, с. 97].

Субъективная сторона государственной измены выражена в вине в форме прямого умысла, лицо осознает степень опасности и характер своих действий и желает их наступления. Подлежит установлению цель причинения ущерба безопасности интересам Российской Федерации, при этом мотивы (корысть, месть и т.д.) не влияют на квалификацию деяния, но имеют большое значение для раскрытия преступления, определения степени вины, назначения наказания.

Данная статья содержит примечание поощрительного характера, которое позволяет избежать уголовную ответственность при добровольном и своевременном сообщении о преступлении или ином способствовании предотвращения ущерба. Данное примечание применимо, если в деянии отсутствуют признаки состава иного преступления. Проблема ответственности за государственную измену остается актуальной в современных условиях, хотя количество данных преступлений в общей массе противоправных деяний представляется незначительной. Современное положение Российской Федерации на международной арене, а также исторически обусловленные конфронтационные отношения России с некоторыми зарубежными государствами и организациями нередко приводят к нарушению внешней безопасности РФ. При осуществлении своей враждебной деятельности иностранные государства и зарубежные организации, как правило, опираются на помощь граждан Российской Федерации, чьи действия подлежат квалификации по ст. 275 «Государственная измена» УК РФ.

Стоит отметить, что степень научной разработанности данной темы невелика, и сама действующая редакция статьи многим ученым и практикам представляется неудачной поскольку позволяет возможность расширительного толкования.

 

Список литературы:
1. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – 472 с. 
2. Бабина Е. Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере. – 2013. - № 2 (8). – С. 6-13.
3. Терещенко Г. И. Уголовно-правовой анализ субъектов государственной измены и шпионажа // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. - С. 97-98.