Статья:

Формальный, фактический и правовой аспекты принципа равенства

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Аладова А.О. Формальный, фактический и правовой аспекты принципа равенства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 61-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формальный, фактический и правовой аспекты принципа равенства

Аладова Анастасия Олеговна
магистрант, Ивановский государственный университет, РФ, г. Иваново

 

The formal, factual and legal aspects of the principle of equality

 

Anastasia Aladova

Student of the Magistracy, Ivanovo State University, Russia, Ivanovo

 

Аннотация. Данная статья посвящена анализу принципа равенства и выделению трех его аспектов: формальный, фактический, правовой. Проанализированы различные подходы ученых к толкованию аспектов принципа равенства и их отграничения. На основе прове­денного исследования автором предлагается выделить данные аспекты как взаимозависимые части принципа равенства, дается их определение, формулируются основные характеристики принципа равенства.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the principle of equality and the separation of its three aspects: formal, factual, legal. Various approaches of scientists to interpretation of aspects of the principle of equality and their delimitation are analyzed. On the basis of the conducted research the author proposes to allocate these aspects as interdependent parts of the principle of equality, their definition is given, basic characteristics of the principle of equality are formulated.

 

Ключевые слова: принципа равенства; равенство и равноправие; формальный; фактический; правовой аспект.

Keywords: principles of equality; equality and equality; formal; factual; legal aspect.

 

Любой принцип (независимо от сферы его происхождения) представляет собой основополагающее положение, которое в силу своей абстрактности может быть применима к явлению только в целом, а никак не частично.

Когда мы говорим о принципе равенства в современном обществе, мы применяем его (по крайней мере должны применять) к обществу в целом, а ни в отдельности к социальным общностям.

Говоря о принципе равенства в современном российском обществе можно обратиться к положениям Конституции РФ.

Конституция РФ в ст. 19 сводит понятие принципа равенства к следующим основным положениям:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запреща­ются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные прав и свободы и равные возможности для их реализации.

Представленные формулировки говорят о том, что любая дискри­минация человека и гражданина, любое его ограничение недопустимо. Но в данных положениях уже есть противоречие – в силу многообразия общественных отношений и самой сущности природы человека, все, мы изначально находимся в неравном положении. При чем такое неравенство может быть как позитивным, так и негативным.

Например, в Российской Федерации обязанность по прохождению военной службы возложена только на граждан мужского пола, таким образом, женщины освобождены от данной обязанности (или лишены данной возможности).

То есть такое неравенство субъектов, хотя вызванной различиями между индивидами, имеющими естественный характер, уже не вписы­вается в данный принцип. Вопрос о том, вызвано такое неравенство объективными причинами или нет, не является целью данного рассуждения.

Таким образом, мы подошли к вопросу о разграничении понятий формального, правового и фактического равенства.

Научные дискуссии по данному спору носят многоплановый характер и отличаются неоднородностью в крайней степени.

Например, B.C. Нерсесянц считает, что такого разграничения быть не может. Он полагает, что принципа равенства универсален и что, «везде, где действует принцип формального равенства, там есть правовое начало и правовой способ регуляции: где действует право, там есть данный принцип равенства» [4, с. 19].

Если придерживаться такой точки зрения, то сферы общественных отношения, которые не подпадают под регуляцию права, или вообще независимы от воли индивида, не могут быть приведены в состоянии равенства.

В свою очередь М.В. Баглай при рассуждении на эту тему, пишет о том, что существует два понятия – равенство и равноправие. В первом случае мы говорим о правовой сущности – то есть равенство юриди­ческое равенство граждан. А равноправие, по его мнению, представляет собой равенство граждан перед законом. Равенство и равноправие он определяет как «отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям» [1, с. 171].

Данное рассуждение влечет множество вопросов: равенство можно отнести только к гражданам? А как же равенство таких категорий как формы собственности, юридических лиц, субъектов Российской Федерации?

Так же формулировка «неузаконенные привилегии» вызывает сомнения. Например, законодательство Российской Федерации содержит множество привилегий для социального незащищенных слоев насе­ления – инвалидов, сирот, пожилых людей. Такое их преимущественное положение обусловлено естественным их отличием от других граждан (о котором мы говорили ранее) и носит, на наш взгляд, вполне позитивный характер. Ведь в основе такого привилегированного положения данных слоев населения лежит их изначально ущемленное по тем или иным основанием положение по сравнении с другими индивидами.

Такие привилегии можно сказать носят компенсаторный характер и призваны восполнить те пробелы в правах и возможностях, как раз и возникшие в силу социальной незащищенности данных слоев населения. То есть такая дискриминация носит позитивный характер. Разумеется, данные привилегии закреплены законодательно, но их никак нельзя назвать неравенством.

Г.Н. Комкова пишет, что «важнейшей чертой конституционного статуса личности демократического государства является принцип равноправия» [3, с. 15]. Интересны рассуждения автора по поводу соотношения формального и социального равенства. Она считает, что гражданское равноправие означает правовое равенство всех граждан, обладание ими как гражданами одним и тем же объемом прав, свобод и обязанностей. Правовое равенство выступает в качестве одного из аспектов равенства, наряду с экономическим, социальным, полити­ческим и культурным аспектами равенства. Отличительной чертой правового равенства является, по ее мнению, его формальный характер, тогда как экономическое, социальное и культурное равенство является реальным, фактическим.

Наиболее детальным рассуждение на данную тему можно считать подход И.Е. Фарбера, который, во-первых, выделяет три аспекта равенства прав и обязанностей: социально-экономический, юридический, и отдельные виды права на равенство. Во-вторых, он делает вывод о том, что равенство не может быть абсолютизировано, а равные права и обязанности возникают только при одинаковых обстоятельствах и равных юридических условиях.

По мнению Д.В. Вохмянина, «равноправие выступает с одной стороны, как субъективно-правовой элемент конституционного статуса, своеобразное право гражданина на равноправие; с другой стороны, в качестве наиболее общего, фундаментального принципа равноправие пронизывает все другие элементы и институты конституционного статуса» [2, с. 192-193].

Анализирую данные точки зрения, так же хочется добавить немаловажные положения об обязанностях субъектов.

Вышеуказанные ученые рассуждали о равенстве и равноправии исходя только из категории «прав, предоставленных индивидам», категория «обязанностей» оказалась не охвачена.

На наш взгляд, говоря о равенстве, мы также должны упомянуть равенство обязанностей, ведь даже при равном объеме прав, разный объем обязанностей, возложенный на индивида, делает невозможным ситуацию равноправия.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам:

Фактическое равенство можно определить как естественное равенство индивидов в определенной группе взятое.

Формальное равенство понимается, как абстрактную возможность всех граждан обладать равными и правами и обязанности при соблюдении условия их фактического равенства.

Под правовым равенством мы понимаем, равенство индивидов перед законом при наличии одинаковых юридических фактов, и с равной правосубъектностью, то есть, по сути, при соблюдении формального равенства.

Таким образом, все три аспекта принципа равенства: формальное, фактическое и правовое, вытекают друг из другу и являются взаимо-связанными. Как мы видим из вышеизложенного, каждый аспект нельзя выделять и исследовать в отдельности, а только путем объединения их между собой.

 

Список литературы:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М., 2016. - С. 171.
2. Вохмянин Д.В. Общеправовой принцип равенства и его влияние на конституционное право // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 192-193.
3. Комкова Г.Н. Понятие равенства и неравенства в российском конституционном праве // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 3. С. 15.
4. Нерсесянц B.C. Философия права: учеб. для вузов. - М., 2000. - С. 19.