Танковый Ленд-Лиз 1941-1942 гг. Танки из США и Великобритании
Секция: Отечественная история
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Танковый Ленд-Лиз 1941-1942 гг. Танки из США и Великобритании
Ленд-лиз – это американская государственная программа, основной целью которой являлось достижение победы стран-союзниц над блоком стран Оси. Согласно договору о ленд-лизе Соединенные Штаты Америки и Великобритания поставляли СССР разного рода военную технику. Отдельное внимание следует уделить танковому ленд-лизу, по которому СССР получал для своих вооруженных сил танки западных союзников разных типов. Несмотря на незначительное поставленное количество этого вида техники в сравнении с советским танковым производством и на отличия по качеству и мощности, она также имела свое значение на разных фронтах боевых действий.
К 1939 г. армия США имела на вооружении два типа лёгких танков: двухбашенные М2 и однобашенные М1, вооружённые 7,62-мм и 12,7‑мм пулемётами. Однако гражданская война в Испании 1936-1939 гг, боевые действия в Европе 1939-1940 гг. показали уязвимость этих машин с 16-мм бронёй даже от стрелкового оружия, а их пулемётное вооружение оказалось совершенно недостаточным. В июле 1940 г. под обозначением М3 в США был стандартизован новый лёгкий танк.
В апреле 1942 г. началось производство модифицированного варианта МЗА1, которое продолжалось до февраля 1943 г. За этот период выпустили 4621 машину, из них 211 единиц с дизельным двигателем. Производились танки фирмами American Car & Foundry Cadillac Car Division.
21 августа 1941 г. из Скала-Флоу (Шотландия) в Архангельск отправился первый союзный конвой РО-1 под кодовым названием «Дервиш». На Северную Двину, в Бакарицу он прибыл 31 августа [1].
С ним была доставлена первая партия английских пехотных танков МК.II, «Матильда» и «Valentine», о котором пойдем речь в следующем параграфе. К концу 1941 г., по английским источникам, в Архангельск пришли 53 судна, доставившие, кроме других грузов, 750 танков этих типов. В январе 1942-го поступили лёгкие разведывательные МК VII Tetrarch, а летом того же года – пехотные МК ІV Churchhill. Прибывшие первые английские машины успели принять участие в зимнем наступлении наших войск под Москвой. В частности, неплохо зарекомендовали себя тогда танки «Матильда» Малоуязвимые от огня немецких противотанковых орудий, вооружённые 40-мм пушкой, они наносили существенный урон противнику, успешно поражая его боевую технику, в том числе и танки.
Зимой 1941/42 г. начались поставки бронетехники из США. Это были лёгкие General Stuart МЗА1 и средние General Lee МЗ, известные в Красной Армии как М3л и М3с. В 1942 г союзники отправили в СССР 340 танков МЗ и 1336 – МЗА1 [1].
МЗА1 «Стюарт» получил сварной корпус из броневых плитгомогенной стали, новую башню подковообразной формы с утолщённой бронёй. Командирскую башенку сняли, вместо неё появились два треугольных люка в крыше башни. Экипаж машины состоял из четырёх человек. Командир и заряжающий занимали свои места через башенные люки, механик-водитель и стрелок – через люки корпуса.
В башне танка размещалась 37-мм пушка М6 – модифицированный вариант противотанковой пушки МЗ с длиной ствола 53,5 калибра. Она имела стабилизатор в вертикальной плоскости, телескопический прицел М40А2. Кроме пушки, танк вооружили тремя пулемётами Browning М1919А4, один из которых был спаренным и монтировался в маск-установке лобового листа корпуса. МЗА1 оснастили двигателем Continental W670-9А мощностью 250 л.с. В конце 1941 г. часть бензиновых двигателей заменили 9-цилиндровыми дизельными GulbersonТ-1020-4 мощностью 265 л.с.
Танки «Стюарт ІІІ» участвовали в основном в боевых действиях в Северной Африке в составе 1-й и 2-й танковых дивизий США в 1942 гг, на Тихоокеанском театре военных действий.
Поступать в РККА уже в начале 1942 г. с первыми рейсами Северных конвоев. Они состояли на вооружении лёгких танковых батальонов танковых бригад и отдельных танковых батальонов. Так, на Закавказском фронте в 1942 1: в составе 75-го отб и 249-го отб находилось по 30 таких машин, в 15-й тбр и 140-й тбр – по 15М3л. На Западном фронте в августе 1942-го в 92-й тбр и 101-й тбр имелось по 20 танков «Стюарт», в 192-й тбр – 31 М3л.
В ходе Вяземско-ржевской операции в 153-й тбр состояло 27 единиц. С конца 1942 г. начали поступать средние танки М4 General Shereman, модификации М4А2 – дизельные. Они также успешно проявили себя в боях, и некоторые из них дожили до конца войны, участвуя в штурме Берлина.
Одним из поставляемых танков на период с октября 1941 были английские средние танки тяжелого бронирования МК.II или «Матильда». За обозначенный период времени из Великобритании в СССР было отправлено 1084 таких танков, однако благополучно прибыть смогло только 918 [2].
Как и многая другая военная техника МК.II имела ряд достоинств и недостатков, которые советское военное руководство и непосредственно сами члены экипажа танка смогли оценить в ходе военных действий. В первую очередь к основным достоинствам танка относится толщина его бортовой брони (около 70–78 мм.), усиленная дополнительно наличием фальшбортов толщиной 20–25 мм. Это делало танк довольно стойким в условиях боя. Практика использования показывала, что танк мог проходить 550–600 моточасов вместо, как считалось изначально, 220 часов [1]. Однако наличие у танка фальшбортов приводило к тому, что между ними и гусеницами довольно часто скапливалась грязь, а в зимнее время года снег. В результате этого экипажу танка довольно часто приходилось в скором порядке очищать ходовую часть. Система охлаждения танка была устроена таким образом, что трубопровода от двигателя к радиаторам шли по днищу танка, в результате чего вода в них замерзала. Малая скорость танка не позволяла ему совершать быстрые маневры. По этой причине он стал предпочтителен больше для позиционных боев и для участия на южных участках фронта. 40-мм пушка танка была создана для использования бронебойных снарядов, направленных против вражеских танков, но она была не предназначена для осколочно-фугасных снарядов против пехоты противника. Данный недостаток был устранен с модификацией танка МК.II «Матильда CS», на который была поставлена 76-мм гаубица.
В феврале 1942 г. танки «Матильда» участвовали в боях за город Холм в Ленинградской области на Северо-Запад-14 ном фронте. В 68-й армии Западного фронта в составе 5-го механизированного корпуса было 79 танков МК.II. Также они присутствовали в 9–11 танковых корпусах. 201-я танковая бригада, входившая в состав 7-й гвардейской армии Воронежского фронта, участвовавшая в боях с врагом на Курской дуге, занимавшая оборонную позицию в районах хуторов Гремучий и Крутой Лог, имела в своем составе 52 танка, из которых 18 были МК.II.
За период Второй мировой войны он стал самым массовым по производству легким танком. В США было выпущено 22 716 единиц этого танка, из которых 1232 было отправлено в СССР [2]. По своим характеристикам танк заслужил разного рода оценки. Основным достижением считалась его быстроходность и возможность совершать быстрые маневры. В отличие от советского легкого танка Т-70 пушку М3л могли заряжать и наводить два члена экипажа, в то время как в советском танке все это должен был делать один человек. Тем не менее «Стюарты» подвергались критике со стороны советского военного руководства и советских танкистов. Размеры танка затрудняли его маскировку. Двигатель танка работал на высокооктановом топливе, которое было в дефиците в СССР. При попадании в танк снарядов данный вид топлива был одной из причин, по которой довольно быстро воспламенялась военная техника. Соперничать М3л могли по большей части только с вражескими легкими танками, т. к. 37-мм пушка была недостаточно мощной против средних и тяжелых танков, а слабая броня не обеспечивала должной защиты.
С 1942 г. М3л участвовал в боях на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. Например, 75-й танковый батальон имел в своем распоряжении 30 «Стюартов», 249-й отдельный танковый батальон – 30, 15-я танковая бригада – 16, 140-я танковая бригада – 16.
В 1942 г. танки участвовали в боях во время Ржевско-Вяземской операции [1]. В 1942 г. из Великобритании в рамках ленд-лиза началась поставка тяжелых танков МК.IV или «Черчилль». В СССР поставляли две модификации этого танка: «Черчилль III» и «Черчилль IV», усовершенствованные увеличенной 6-ти фунтовой пушкой (57-мм) и способом изготовления башни. За весь период войны по ленд-лизу было отправлено 344 единицы танка, однако до места назначения было доставлено только 253 единиц техники. Достоинством этого танка была толщина его брони – 175–77 мм [2], установленный 50,8-мм миномет, а также большое количество боекомплектов к его пулеметному вооружению. По средним скоростям он был фактически наравне с советскими танками КВ-1 и КВ-1с. Механизм поворота обеспечивал, за некоторыми исключениями, довольно высокую маневренность, легкость в управлении при движении и поворота, если танк стоял на месте.
Из недостатков МК.IV отмечали то, что некоторые части и детали танка были недоработанными, вследствие чего довольно часто мог быть необходим их ремонт или замена. Из-за низкого расположения носовой части между гусеницами, которые охватывали-15 корпус, обзорность для водителя и стрелка была ограниченной. Лобовые ветви гусеницы были одним из самых поражаемых мест танка, да и в целом ходовая часть танка была недостаточно прочной. Огневая мощь была не самой большой, т. к. пушка была 57-мм. И все же «Черчилли», несмотря на их небольшое количество, участвовали во многих важных сражениях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Находясь в составе 47-го и 48-го отдельных гвардейских танковых полков прорыва, эти танки приняли участие в Сталинградской битве. «Черчилли» были в 15-ом и 36-ом гвардейских полках, которые входили в состав 5-й гвардейской танковой армии, участвовавшей в боях под Прохоровкой. 82-й танковый полк, в котором также имелись МК.IV, находился в составе 8-й армии Ленинградского фронта и участвовал в освобождении Советской Эстонии [3]. Броня танка не раз спасала жизни своим экипажам.
С 1942 г. в СССР стали поступать новые американские средние танки – М4А2 «Генерал Шерман» или просто «Шерманы», которые за свои характеристики из числа поставляемых по ленд-лизу танков получили довольно широкое распространение в советских войсках. Число М4А2, поставленных в СССР, согласно американским данным, составляет 4063 танка (1990 с 75-мм пушкой и 2073 с 76-мм). Однако данная цифра не совпадает с советскими данными, согласно которым поставленное количество данных танков составляет 3664.
Преимущества «Шермана» превышали его недостатки в бою. Для советского командования было важно то, что двигатели М4А2 могли работать на отечественном дизельном топливе и дизельном масле, а не на импортном высокооктановом бензине. Для дозаправки трансмиссии могло использоваться авиамасло отечественного производства. Танк обладал хорошей надежностью в эксплуатации и легкостью в управлении. При необходимости запасные части «Шермана» можно было заменить деталями других версий данного танка [4].
Благодаря установленной 75-мм пушке и двум пулеметам «Браунинг» танк с положительной стороны зарекомендовал себя в бою с противником. Особенно ценились установленные в танке английские радиостанции WirelessSets № 19 MKII., позволявшие держать надежную радиосвязь [2]. Из недостатков танка следует выделить его не слишком надежную броню, а также невозможность разворота на месте. Было также замечено, что резиновые бандажи, одевавшиеся на опорные катки, из-за металлической гусеницы подвергались повышенному износу. Большая высота делала танк удобной мишенью для врага.
За период Великой Отечественной войны М4А2 часто использовался для ведения боевых действий на многих фронтах. 1-й Красногвардейский механизированный корпус 1-го Белорусского фронта в составе 2-й танковой армии, участвовавший в Слуцкой и Барановичской операциях, имел в составе 136 «Шерманов». 5-я гвардейская танковая армия, находившаяся в составе 3-го Белорусского фронта, принимавшая участие в операции «Багратион», обладала как советской, так и зарубежной техникой, среди которой было 64 «Шермана» [3]. 43-й, 44-й и 45-й гвардейские танковые полки 3-го гвардейского механизированного корпуса также были оснащены «Шерманами» и участвовали в разгроме Курляндской группировки врага. «Шерманы» 9-го гвардейского механизированного корпуса, улучшенные 76-мм орудием, участвовали во взятии Будапешта, освобождении Вены и в боевых действиях на Дальнем Востоке [2].
После окончания войны многие танки М4А2, оставшиеся в СССР, были переделаны в другую полезную технику, например, в тягачи. Таким образом, танковый ленд-лиз имел огромное значение для СССР в годы Великой Отечественной войны. Несомненно, были очевидные различия по многим параметрам между зарубежными танками и советскими, и зачастую некоторые из них были далеко не положительного характера. Однако и советские танки имели свои недостатки, которых не было у поставляемых. Все это было важно и для обмена профессиональными мнениями между представителями союзных держав, которые учитывались в последующих модификациях танков или при появлении новых.
Всего в СССР за годы войны доставили около 20 тыс. единиц бронетехники. При проводке конвоев вместе с уничтоженными противником транспортами было потеряно 1600 танков. По основным типам танков Советский Союз получил 14,5 % от всех построенных союзниками за это время. Количество полученной бронетехники составляло от производства в СССР по танкам – 16 %.
В 1942 г. бронетехника, полученная по ленд-лизу, использовалась в основном в составе танковых бригад или отдельных танковых батальонов. Так, отб с американскими машинами имел 23 танка М3с Lee и 12 М3л Ѕtuart, в отб с британскими – насчитывалось 24 танка Мк ІІ «Матильда».
В 1942 г. были созданы отдельные гвардейские полки тяжёлых танков прорыва. Несколько из них укомплектовали тяжёлыми танками Мк ІV Churchill. Позднее стали формировать более крупные соединения – танковые корпуса, куда входило до 100 танков. В них имелись как танки ленд-лиза, так и советские машины. Полностью укомплектован иностранными машинами был лишь 5-й механизированный корпус, действовавший на Юго-3а-падном фронте в 1943-1944 гг.
На наш взгляд советская промышленность и в целом экономика на рассматриваемый период находились в упадке. Начавшиеся поставки в конце 1941 - начале 1942 гг. были весьма важны для СССР. Это был период эвакуации промышленных предприятий, налаживания выпуска военной продукции в нелёгких условиях восточных районов страны, Урала и Сибири в 1941.По программе ленд-лиза в Советский Союз было доставлено в 1942 г. 977 танков.