Статья:

Объекты прокурорского надзора (должностные лица и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Субботина Е.М. Объекты прокурорского надзора (должностные лица и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 80-84.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Объекты прокурорского надзора (должностные лица и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)

Субботина Елизавета Михайловна
магистрант, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Objects of prosecutor's supervision (officials and agencies engaged in operational investigative activities)

 

Elizaveta Subbotina

Master student, State budget higher education institution Moscow region "University" Dubna ", Russia, Dubna

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос определения объектов прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности. Проведен анализ Федеральных законов. Приводятся рекомендации по совершенствованию законодательства.

Abstract. The article deals with the issue of determining the objects of prosecutorial supervision in the field of operational search activities. The analysis of federal laws has been done. There are some recommendations for improving legislation.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор; оперативно-розыскная деятельность; объекты надзора; органы; полномочия прокурора; уголовное судопроизводство.

Keywords: prosecutor's supervision; operational search activity; objects of supervision; organs; powers of the prosecutor; criminal proceedings.

 

Прокурорский надзор, как вид деятельности, осуществляется субъектами в отношении объектов. Это значит, что субъектами проку­рорского надзора будут являться лица, осуществляющее прокурорский надзор, а объектами – должностные лица или организации, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор.

Маршунов М.Н. и Даев В.Г. писали, что «объектом прокурорского надзора не может быть деятельность поднадзорных органов во всех ее аспектах, так как в противном случае произошла бы подмена надзора контролем, который, как известно, не свойственен прокуратуре и противоречит сущности прокурорского надзора… Таким образом, единственно правильным, отвечающим предназначению прокуратуры является взгляд на объект прокурорского надзора как на законность деятельности поднадзорных органов, организаций, лиц» [2, с. 63].

С позиции М.С. Шалумова, «в современном российском законода­тельстве, регламентирующем деятельность прокуратуры, в качестве объекта надзора указывается не только исполнение закона, но и соот­ветствие закону издаваемых поднадзорными органами правовых актов, а также соблюдение ими прав и свобод человека и гражданина» [5, с. 127]. С вышеуказанными мнениями теоретиков согласиться сложно, потому что они совмещают понятия предмета и объекта прокурорского надзора.

Мнение современных авторов отлично от приведенных выше, но именно оно, на мой взгляд, более полно соответствует Федеральному закону «О прокуратуре РФ»: «Прокуратура фокусирует свою юрисдик­ционную деятельность на строго очерченной совокупности органов, организаций и должностных лиц, которые относятся к категории объектов» [4, с. 175-176].

Казарина А.Х. поддерживает точку зрения, что «объектами надзора выступают федеральные министерства, федеральные службы, феде­раль­ные агентства, относящиеся к органам исполнительной власти; органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации» [3, с. 209]. «В законе указано также, что объектами прокурорского надзора являются должностные лица, ответственные за исполнение законов, в том числе должностные лица органов государ­ственной власти и местного самоуправления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций» [3, с. 209]. Считаю, что с позицией современных авторов следует согласиться.

Статья 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» закрепляет в общем виде объекты прокурорского надзора, которые представляют собой органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Для того, чтобы конкретизировать вышеуказанные объекты, обра­тимся к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», который содержит в себе раскрытый перечень органов, осуществляющих ОРД, их деятельность и организацию:

«На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1. органов внутренних дел Российской Федерации; 2. органов федеральной службы безопасности; 4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; 6. Таможен­ных органов Российской Федерации; 7. Службы внешней разведки Российской Федерации; 8. Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 8 части первой настоящей статьи.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» [1].

Таким образом, к объектам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, относятся должностные лица указанных органов и учреждений.

Это значит, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является относительно самостоятель­ным видом надзорной деятельности, которой характерны собственные объекты, осуществляющие определенный вид государственной или же негосударственной деятельности, и необходимы специфические полномочия прокурора, направленные на решение задач в данной отрасли.

Следует признать, что перечень объектов надзора, приведенный выше, требует уточнения, так как является несовершенным (не смотря на старания законодателя, формировавшего данный перечень). В связи с этим, требуется также сделать более конкретными полномочия проку­рора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, и закрепить эти полномочия в соответствующей норме ФЗ «О прокуратуре РФ».

Однако, для законодательного закрепления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, стоит учитывать, на мой взгляд, важное обстоятельство. Оперативно-розыскная деятельность условно делится на 2 (две) части:

  1. связанная непосредственно с уголовным судопроизводством (направленная на раскрытие преступлений, собирание сведений, которые могут быть использованы в уголовном процессе для подготовки и проведения следственных действий в качестве доказательств, решения вопроса о возбуждении уголовного дела);
  2. несвязанная с уголовным судопроизводством (добывание информации о событиях или действиях/бездействиях, создающих угрозу военной, государственной, информационной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации и так далее).

Замечу, что в первом варианте прокурор может применять средства, предусмотренные в УПК РФ, и значит, что в ФЗ «О прокуратуре РФ» имеет место быть бланкетная норма, которая отсылает нас к вышеука­занному Кодексу, а вот что касается второго варианта, здесь такой подход малоэффективен, но оперативно-розыскная деятельность, несвязанная с уголовным судопроизводством тоже нуждается в прокурорском надзоре, и это необходимо учитывать при формировании самостоя­тельной отрасли прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.

В 2014 году законодатель включил в статью 21 ФЗ «О проку­ратуре РФ» новый объект надзора - Следственный комитет Российской Федерации – далее СК РФ. Понятно, что он имел ввиду надзор за исполнением иных законов, регулирующих непроцессуальную деятель­ность СК РФ и надзор за соответствием действующим законам изданных данным органом правовых актов, не являющихся процессуальными решениями. Точно также может быть решен вопрос и о прокурорском надзоре за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в части, несвязанной с уголовным судопроизводством.

С моей точки зрения, есть иной подход к данной проблеме. Необходимо в III (третьем) разделе ФЗ «О прокуратуре РФ» выделить отдельную главу по надзору за исполнением законов «Общие положения» и закрепить в ней нормы, которые определяли бы общие правила надзорной деятельности, независимо от специфики деятельности поднадзорных объектов, а также без периодического уточнения перечня этих объектов.

Считаю необходимым внести изменения в статью 22 ФЗ «О проку­ратуре РФ» и добавить в нее пункт 5 «Полномочия прокурора, указанные в п. 1-3 могут быть реализованы прокурором при осуществлении им надзорной деятельности в любой сфере исполнения законов, если иное не предусмотрено законом».

В главах 2 – 4 раздела III предусматривать специфические полно­мочия прокуроров, неуказанные в статье 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета, 18.08.1995. – N 160.
2. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора // В.Г. Даев, М.Н. Маршунов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – С. 63.
3. Казарина А.Х. Избранные труды / сост. Р.В. Жубрин, Ю.В. Важина, В.А. Немировский; вступит. ст. Ф.М. Кобзарева; Акад. ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2014. – С. 209.
4. Кехлеров С.Г. Настольная книга прокурора. – В 2 ч. – Часть 1: практ. пособие / С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус, А.Ю. Винокуров; под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — С. 175-176.
5. Шалумов М.С. Участие в правотворческой деятельности как функция современной российской прокуратуры / М.С. Шалумов, Н.Э. Шалумова // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – N 5. – С. 126-129.