Сущность и оптимизация налоговой нагрузки
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(9)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(9)
Сущность и оптимизация налоговой нагрузки
Между государством и налогоплательщиком существуют неразрешимые проблемы, одна из них – налоговая нагрузка, оказывающая влияние на общее финансовое состояние. Государству требуется пополнение бюджета за счет поступления налогов, налогоплательщики, в свою очередь, стремятся минимизировать расходы и уменьшить налоговое бремя [1, с.525].
Налоговое бремя и налоговая нагрузка, довольно близкие понятия, которые иногда путают. Несмотря на схожесть понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя – это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов [3, с. 174].
В настоящее время в литературе нет точного и установленного определения термина налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка является одним из способов самостоятельной оценки риска налогоплательщика, указанным в приказе ФНС. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности.
Важно помнить, что налоговая нагрузка не должна ослаблять развитие предпринимательства и бизнеса в стране, она никоим образом не должна своей тяжестью давить на развитие отраслей и сдерживать или вовсе прекращать их рост. Анализ воздействия налогов во многих странах, позволил сделать ученым следующий вывод. Увеличение налоговой нагрузки приводит к резкому росту поступлений денежных средств в бюджеты, но по истечении определенного периода времени происходит резкий обвал получаемых средств, предприниматели, не выдержав такой тяжести налогов либо сворачивают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор уклоняясь от уплаты налогов в казну.
Проводимые исследования показали, что среди развивающихся стран, а именно стран БРИКС, Россия находится на втором месте по тяжести налогового бремени после Бразилии. Аналитики KPMG взяли за основу, т.е. за 100 % налоговый уровень США. Исходя, из этого они вывели индекс общей налоговой нагрузки. В Китае такой уровень достиг отметки 60%, в нашей стране 72%. Исходя, из данных можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в России велика. Учитывая то, что наша страна является развивающейся и многие экономические процессы протекают довольно трудно для населения, можно и даже нужно снизить такую не маленькую нагрузку [4, с. 405].
Налоговый кодекс РФ прописывает принцип «все сомнения в пользу налогоплательщика». Это связано с тем, что даже применение самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут исправно платить налоги. Ведь в итоге все зависит от определения правовых границ дозволенного и недозволенного в этой сфере. Так, если Закон не признает действия налогоплательщика по защите своей собственности противозаконными, то плательщик действует легально, хотя бы до тех пор, пока этот Закон не отменен или не изменен [1, с. 526].
Все попытки снижения налоговых ставок и расширения льгот для того, чтоб привлечь инвесторов и тем самым увеличить налоговые поступления от наращения бизнеса провалились. Эксперты школы экономики пришли к выводу, что высокая налоговая нагрузка формируется в нашей стране из-за высокой доли нефтяного и газового секторов, ведь для данных отраслей с их доходами и оборотом налоговые ставки на бизнес не высоки. По итогам 2016 года налоговая нагрузка России перевалила отметку 36% ВВП [4, с.405].
В настоящее время разрабатываются схемы налогообложения, для снижения налоговой нагрузи организаций, с минимизацией рисков со стороны налоговых органов. Цель оптимизации налоговой нагрузки заключается не в уменьшении какого-либо налога в определённый период финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а рост финансовых ресурсов предприятия, как в краткосрочном периоде, так и в будущем для избегания возникновения кризисных явлений в финансовой сфере предприятия, которые могут привести его к банкротству. Для каждого предприятия должна быть разработана индивидуальная система оптимизации налогов и сборов, однако структура системы оптимизации налогов, включающая в себя теоретическое наполнение для проведения процедуры оптимизации, может быть единой. Следовательно, вопрос формирования достаточной и информативной, эффективной, системы оптимизации налоговой нагрузки предприятия является актуальным и необходимым для разработки.
Основными направлениями оптимизации налогового бремени предприятия являются [2, с. 186]:
· оценка сложившейся системы налогообложения хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя);
· расчёт налоговой нагрузки предприятия по различным методикам и выбор обоснованной методики расчёта налогового бремени;
· изучение возможности оптимизации учётной политики предприятия, его договорной базы, совершенствования внутренних стандартов предприятия
· бухгалтерского и налогового учёта с применением существующего на данный момент бухгалтерского и налогового законодательства;
· устранение возможного двойного налогообложения;
· выбор и обоснование системы налогообложения для данного предприятия;
· расчёт существующих и возможных рисков (налоговых, имущественных), выявленных и потенциальных, их оценка при принятии решения применения оптимизационных схем налогообложения предприятия.
Для оценки эффективности существующей налоговой политики любого государства на макроуровне в экономике часто используют различные методики, целью которых является формирования показателя налоговой нагрузки предприятия. Данный показатель отражает долю уплачиваемых налогов организации в стоимости валового внутреннего продукта. Однако, стоит заметить, что идеально отлаженной налоговой политикой и действенными инструментариями и механизмами её реализации отличаются не все государства, так как процесс создания, реализации и поддержки системы налоговой политики зависит не только от внутренних факторов в государстве, но и внешних факторов, таких, как политических, экономических, экологических и других [5, с.88].
У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше. Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет. Увеличения налоговых ставок в 2016 году не было [3, с. 177].
Одной из ключевых задач государственного налогового менеджмента является установление оптимального уровня налоговой нагрузки для экономики.
Налоговая нагрузка нужна государству для разработки и внедрения нового механизма налогового регулирования экономики. Государство должно определить и не перейти допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть отрицательные экономические процессы. Уровень налоговой нагрузки используется страной для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие. Помимо этого, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от уровня этого показателя в значительной мере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных денежных средств в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль экономики; от этого показателя в решающей степени зависит финансовое положение каждого конкретного субъекта хозяйствования. Выбор действительно оптимального соотношения налоговой нагрузки, позволит выйти государству в столь нелегкие времена на высший уровень развития экономики.