Становление системы Советов, как нового способа организации власти на местах в период революций 1917 года
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Становление системы Советов, как нового способа организации власти на местах в период революций 1917 года
В конце февраля-начале марта 1917 года происходят изменения в системе органов государственной власти. Вызвано это было не только крахом самодержавия и ростом революционного движения в стране, но и с тем, что прогрессивная часть населения империи, видела в сложившейся ситуации прекрасную возможность построения демократического государства на пепелище монархии. Именно тогда, весьма интенсивно и практически сразу на всех уровнях, начала формироваться система Советов, органов, ставших, своего рода, двигателями революции и сосредоточивших в своих руках функции местных органов власти на разных уровнях.
В условиях революции, на плечи существовавших на тот период времени местных органов власти ложились задачи по оперативному решению тех или иных острых жизненных ситуаций. Однако земства, городские думы и их управы не смогли адаптироваться к коренным переменам, происходившим в обществе и государстве. Комиссары Временного правительства, направляемые им в помощь, не пользовались должным авторитетом у народонаселения. Советы же, которые формировались при непосредственном участии народа, быстрее и эффективнее реагировали на решение вопросов местного характера и пользовались большим авторитетом став, таким образом, по-настоящему легитимными органами власти.
Как отмечает И.А. Тропов: «Советы того периода создавались не для того чтобы создавать помехи для деятельности Временного правительства и образуемых им местных властных организаций, а для того, чтобы в первую очередь придать организованность революционному движению, а также обеспечить условия, при которых будущее Учредительное собрание установит новый социально-экономический и государственный строй в интересах трудящегося населения» [4, c. 84]. Объяснением этому может послужить тот факт, что руководство Петросовета, ставшего на непродолжительный период главным органом власти в государстве, состояло из лояльных Правительству меньшевиков, которые также оказывали влияние и на большую часть местных советских органов власти. Большевики – крупнейшая политическая сила того времени, увлеченные революционной борьбой, попросту пропустили выборы в большую часть Советов. Под руководством большевиков находилось лишь около 11 % советских организаций [3, c. 679].
Особую роль в становлении системы советов, как отмечает И.А. Тропов, сыграла попытка генерала Л.Г. Корнилова в конце августа 1917 года совершить военный переворот. Успех мятежа поставил бы точку на деятельности революционных органов власти того периода, поэтому, в условиях острого кризиса, Советы принялись приводить в боевую готовность воинские части. Большую роль в активизации советских органов власти и подавлении реакционных очагов сопротивления сыграли большевики. Провалившийся поход генерала Корнилова на столицу привел к окончательной большевизации Советов [4, c. 87].
После свержения Временного правительства в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, Советы были официально объявлены полномочными органами власти в центре и на местах. С приходом к власти большевиков в значительной мере выросло их количество и степень организованности.
25 октября (7 ноября) 1917 года прошел II Всероссийский съезд Советов, запустил процесс по ликвидации прежних органов государственной власти как в центре, так и на местах. Взгляды В.И. Ленина, касающиеся построения Советского государства и выработки нового политического курса стали основополагающими. Особая роль отводилась органам местного самоуправления. По мнению В.И. Ленина, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов должны были стать, своего рода, фундаментом Советского государства. Именно через Советы, которые формировались в горниле революции непосредственно угнетенными классами, трудящиеся должны были начать осуществлять свою власть на местном уровне.
Первые законы, принимаемые большевистским правительством, такие как Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, отразили принципиально новую классовую идею самоуправления, которое осуществлялось бы исключительно трудящимися.
19 декабря 1917 года декретом «Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению» был образован Комиссариат по местному самоуправлению целью которого было объединить деятельность всех существующих городских и земских учреждений под советским началом. После успешной ликвидации прежних органов местного самоуправления, Комиссариат был расформирован, а его функции были переданы созданному в аппарате Наркомата внутренних дел РСФСР отделу местного хозяйства [1].
24 декабря 1917 года вышло открытое обращение Народного комиссариата по внутренним делам РСФСР ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов под названием «Об организации местного самоуправления». Данный документ впервые закрепил полномочия местных Советов.
27 декабря 1917 года декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 года окончательно завершилась ликвидация всех земских и городских органов власти на местах.
10 июля 1918 года была принята первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [2], которая закрепила в статье 10 базовое положение о том, что вся власть, как в центре, так и на местах, принадлежит рабочему населению страны, объединенному в городские и сельские Советы.
Подводя итог, важно отметить, что Советы не претендовали на роль местных органов власти, так как изначально формировались в качестве органов, руководивших революционным движением в России. По мере развития и распространения революции, их количество стремительно росло. То, что в состав Советов зачастую входили наиболее прогрессивные умы того времени, а также выходцы из народа (солдаты, рабочее, реже крестьяне), позволило данным органам оперативно и успешно решать те или иные насущные вопросы на местах, в обход существовавших на тот период земских и городских учреждений.
В дальнейшем, с приходом власти большевиков, роль и значение Советов в революции и жизни страны были пересмотрены, а их развитие пошло несколько в ином ключе. Большевистское руководство видело в системе Советов, консолидировавшей протестное движение в России, надежный фундамент для построения государства нового типа, основанного на диктатуре пролетариата. Именно с приходом к власти большевиков Советы стали восприниматься и позиционироваться не столько как органы революционной борьбы, сколько как органы, осуществляющие государственно-властные полномочия на местах. Выросли авторитет и значимость Советов, а также их роль и значение в молодом советском государстве. Происходит усиление административного контроля за местными Советами со стороны центральной власти, а также укрепление роли исполкомов – исполнительно-распорядительных органов внутри Советов, деятельность которых была полностью поставлена под контроль вышестоящих органов власти, было важным, но не окончательным шагом на пути к подчинению местных учреждений центру.