Статья:

Взаимодействие детского сада и семьи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бузина Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67606 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимодействие детского сада и семьи

Бузина Наталья Александровна
студент, Балтийский Федеральный Университет Имени Иммануила Канта, РФ, г. Калининград

 

Семья и дошкольная образовательная организация  – два важнейших института воспитания и социализации детей. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в процессе своего становления как личности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Однако сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

В этих условиях ближе к ребенку стоят педагоги и воспитатели ДОО. Нормативными документами утверждены требования к организации образовательного процесса в ДОО. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования перечислены девять основных принципов дошкольного образования, среди которых есть принцип сотрудничества организации с семьей.

Основной из задач ДОО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей или законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому вопрос взаимодействия детского сада и семьи был раньше и остается актуальным сегодня. При этом педагоги не оставляют попыток найти наиболее эффективные формы и способы взаимодействия двух институтов воспитания.

Досуговая деятельность детей и родителей вместе с воспитателями и педагогами детского сада является доступным и реализуемым в любых условиях видом деятельности, способным, помимо задач рекреационного и развлекательного характера, решить более серьезную задачу – наладить взаимодействие ДОО и родителей в вопросе воспитания детей. Одной из основных задач ФГОС ДО является вовлечение родителей в образовательный процесс путем обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим одним из важнейших психолого-педагогических условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и успешной реализации любой образовательной программы в рамках ДОО признается взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Организация должна создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Таким образом, одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. На ДОО возлагаются большие социальные задачи: повышение грамотности родителей в вопросах образования и развития, обеспечение педагогической поддержки семьи, охраны и укрепления здоровья детей. И их реализация зависит от того, насколько обеспечено взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а также реализован принцип партнерства с семьей.

В семье происходит первичная социализация, формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя.

Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей. Современный детский сад должен выступать инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья также оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества.

Именно поэтому, по мнению О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Достижение цели невозможно без решения следующих задач:

  • установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
  • создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
  • оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
  • непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, ведущей целью взаимодействия детского сада и семьи стало создание в ДОО необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

Взаимодействие педагогов с родителями – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются вопросы воспитания детей. Взаимодействие детского сада и семьи рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного решения педагогических проблем в области развития, воспитания и обучения детей.

Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педагогов объясняет свое недостаточное внимание педагогическому просвещению родителей тем, что в последние годы появилось много популярной литературы соответствующей тематики. Известную конкурентность ДОО в педагогическом просвещении составляет интернет, телевидение и другие средства массовой информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, право на участие в жизни детского сада. Чтобы воспитывать детей, не нарушая, а утверждая гармоничное, целостное развитие личности ребенка, родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга; научиться видеть в другом не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

 

Список литературы:
1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Просс», 2011. – 96 с.
2. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 213 с.
3. Бгуашева З.К., Шхахутова З.З. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2015. - Т.3. - №2. - С. 71-73.
4. Виноградова Н.А. и др. Мониторинг в современном детском саду: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2011. – 64 с.
5. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.12.2019)
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) (ред. от 21.01.2019)