Роль стратегического управленческого учета и учета затрат на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Роль стратегического управленческого учета и учета затрат на современном этапе
В настоящее время стратегический управленческий учет является одним из важных ответвлений бухгалтерского учета. Данное направление выполняет одну из важных функций в управленческой деятельности, а именно информационную, которая обеспечивает функционирование таких управленческих процессов как планирование, координацию, контроль деятельности организации в целом, так и ее подразделений. Кроме того, стратегический учет позволяет спрогнозировать как определенная стратегия развития организации сможет повлиять на ее развитие в будущем и ее финансовое положение, а также как выполнение отдельно стоящих задач организации может повлиять на реализацию данной стратегии.
Но проведение стратегического управленческого учета невозможно без анализа и учета затрат фирмы. Стратегический учет затрат представляет из себя систему взаимодействия потока бухгалтерской информации со стратегией фирмы и направлен на осуществление оптимального использования ресурсов организации, формирование определенных резервов и предотвращения чрезмерной траты средств. Таким образом анализ затрат фирмы определяет, как одна или несколько управленческих задач смогут повлиять на финансовую устойчивость организации и ее конкурентоспособность на рынке [1, с.283].
Актуальность данной темы статьи обусловлена тем, что на современном этапе организациям приходится осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений, а именно в среде с повышенной конкуренцией и постоянно меняющейся внешней средой, колеблющейся под действием меняющегося спроса. Таким образом фирмам приходится подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку на рынке, формировать новую управленческую политику, искать новые подходы в сфере планирования, организации и контроля деятельности организации, а также учета ее затрат, используя современные методы стратегического управления.
Целью данной статьи является изучить основные стадии управленческого стратегического учета, а также выявить его наиболее важную задачу.
С объективной точки зрения стратегическое управление можно представить, как непрерывный циклический процесс, состоящий из 3 стадий: стратегический анализ, стратегическое планирование и стратегический контроль [2, с. 312].
На стадии стратегического анализа бухгалтерская отчетность имеет одну из ключевых ролей, а именно является фундаментальной информацией для проведения финансового анализа организации и выявления дальнейшей динамики ее показателей. При этом стратегией развития фирмы не сможет стать та программа, которая не удовлетворит ее ожидаемую финансовую потребность. Кроме того, бухгалтерская информация предоставляет возможность оценки хозяйственной текущей деятельности фирмы, а для стратегического управленческого анализа дает почву для формирования и оценки миссии организации в будущие периоды.
При современных рыночных отношениях стратегия организации напрямую связана с внешними субъектами экономической деятельности. Поэтому одной из важных задач стратегического анализа является изучение влияния внешних факторов на долгосрочную стабильность организации и ее развитие.
После проведения анализа внутренней и внешней среды организации осуществляется стратегическое планирование, при котором определяются ее цели и миссия. Миссия фирмы ‒ это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения [3, стр.40]. Основные характеристики миссии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные функции миссии фирмы [составлено автором]
Кроме планов текущей деятельности, в организации осуществляется планирование на дальнейшую перспективу, то есть осуществляется долгосрочное или корпоративное планирование, которое обеспечивает выполнение стратегических целей организации [4, с.75].
Долгосрочные стратегии в свою очередь составляют программу развития предприятия на 5 и более лет и сформировываются в бизнес-план, который может подразделяться как на отдельные направления (конкурентные стратегии), так и на подстратегии (финансовую, производственную и др.).
Завершающей стадией стратегического управления деятельности является контроль достижения поставленных целей организации и выполненных ею задач. При этом возникает ситуация цикличности процессов, так как при любых отклонениях от плана контрольная стадия перетекает в стадию анализа финансового положения организации для выявления ошибочных действий и корректировки существующих задач для достижения необходимой стратегии в будущем. Цикличность процессов необходима и для того, чтобы в случае изменения обстановки во внешней среде организация могла пересмотреть поставленные ею цели и скорректировать свои дальнейшие действия.
Одним из важных направлений стратегического управленческого учета является анализ, планирование и контроль ценовой политики. При условиях рыночных отношений и колебания спроса и предложения организации приходится постоянно отслеживать динамику своих цен и цен конкурентов, для поддержания положительной динамики продаж своей продукции, а также предусматривать совершенствование и обновление своей товарной линии. Кроме того, необходимо отслеживать и величину издержек, приходящуюся на тот или иной продукт, искать пути оптимизации затрат, при этом не влияющих на качество товара. Также необходимо следить за минимальным порогом цены на продукцию для избежания ситуации демпинга. Все это в комплексе и составляет один из разделов системы стратегического управления организации.
Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что одной из главных задач стратегического управленческого учета является выявление любого колебания и отклонения стратегии фирмы от существующего плана, а также нахождение групп показателей, которые могут повлиять на данные колебания в будущие периоды. Кроме того, одной из важных сфер стратегического анализа является анализ организации по отношению к конкурентам и внешней среде. Одним из таких показателей для анализа может выступать показатель относительной доли рынка. Таким образом только стратегический анализ, планирование и контроль как внутренней, так и внешней среды организации в совокупности могут определить текущие изменения в деятельности организации и ее доходности, а также предсказать последствия, которые могут оказать важное воздействие на принятия решений в будущих периодах.