Статья:

Особенности налогообложения в учреждениях здравоохранения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Никиитн А.С. Особенности налогообложения в учреждениях здравоохранения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 26(47). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/47/43229 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности налогообложения в учреждениях здравоохранения

Никиитн Антон Сергеевич
магистрант, Костромской государственный университет, Россия, г. Кострома

 

Одним из главных государственных регуляторов экономики являются налоги. Совокупность мер и методов по регулированию государственных расходов и налогообложения определяет бюджетно-налоговую политику того или иного государства.

Налоги - это обязательные платежи в бюджеты и фонды внебюджетных организаций, соответствующих уровней, осуществляемые физическими и юридическими лицами в рамках, установленными законодательными актами. Согласно ст. 143 НК РФ все организации являются плательщиками НДС, следовательно, государственные (муниципальные) учреждения при наличии облагаемых данным налогом операций обязаны начислить и перечислить сумму налога в бюджет, в частности, это касается и учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения – это организации, которые подчиняются органам государственной власти, органам местного самоуправления, в области здравоохранения: аптечные, лечебно-профилактические, санитарно-профилактические, научно-исследовательские, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также территориальные органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологического надзор.

Основные расходы - 67% на здравоохранение осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля выделяемого федерального бюджета – 9%, взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения составляют 24%. Все государственные (муниципальные) организации, а также учреждения здравоохранения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. За счет наличия сметы обеспечивается высокоэффективное планирование и строго целевое расходование выделенных из бюджета средств.

Так как учреждения здравоохранения являются плательщиками по налогу на доходы физических лиц, то все медицинские учреждения, в соответствующие службы, подают две формы налоговой отчетности: 2 – НДФЛ и 6 – НДФЛ. Форма 2-НДФЛ составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы в данной организации. Сведения подаются так же на лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, если они получили доход от источников в Российской Федерации. Данные подготавливаются в отдельности на каждого работника, которому выплачивался доход (зарплата) в течение календарного года. Справка для ИФНС предоставляется ежегодно в строго поставленные сроки - до 30 марта, года, следующего за отчетным. С 1 апреля 2016 года для ИФНС предоставляется отчет формы 6 НДФЛ - это новая форма расчета налога, которая сдается в соответствующие службы ежеквартально. Расчет заполняется в целом по всем работникам компании или ИП, где указывается информация о доходах работников, начисленных и удержанных суммах НДФЛ за отчетный период.

С 1 января 2002 года плательщиками налога на прибыль организаций признаются все бюджетные медицинские учреждения, которые осуществляют и не осуществляют коммерческую деятельность. Под доходами налогообложения понимается прибыль, полученная от реализации товаров, работ и услуг, и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В соответствии со статьей 373 НК РФ медицинские учреждения являются плательщиками налога на имущество, которое представлено в пользование.

Для учреждений здравоохранения установлен ряд льгот, ориентированных на поддержание и развитие деятельности в сфере медицины,  которые освобождают от налогообложения некоторые услуги, предоставляемые данными учреждениями (НК РФ ст. 149. «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)»):

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» освобождается от налога прибыль психоневрологических и противотуберкулезных, психиатрических, учреждений, полученной вследствие их лечебно-производственной (трудовой) деятельности и направленной на улучшение быта больных, их дополнительное питание, на приобретение дополнительного оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических организаций и прибыль, полученная от производства средств для профилактики и реабилитации инвалидов.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ, такие операции освобождаются от налогообложения при наличии соответствующих лицензий. Перечень работ и услуг, входящих в деятельность, осуществляемую в рамках лицензии, приведен в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Согласно ст. 149 НК в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких операций. Обязательным условием для применения льгот в пользу учреждения здравоохранения является раздельный учет вышеперечисленных операций, что следует положению Налогового кодекса.

Установленная п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I льгота, освобождает от налога прибыль любых предприятий, где происходит реализация произведенной ими медицинской продукции. Существует перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., в рамках которого действует данная льгота.

В соответствии с главой 31 НК РФ государственные медицинские учреждения не признаются плательщиками земельного налога на праве безвозмездного пользования, но если земельный участок передается в аренду, то медицинское учреждение автоматически становится плательщиком земельного налога с той площади, которую они передали в аренду.

Статья 358 НК РФ не предусматривает освобождения медицинских учреждений от транспортного налога, однако, этот налог является региональным и власти того или иного субъекта могут установить свои льготы на транспортные средства, принадлежащие медицинскому учреждению на данной территории.

Перечень бесплатных услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями по медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации  №690 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».):

1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, вызванных внезапными или хроническими заболеваниями, травмами и отравлениями, несчастными случаями, осложнениями беременности и при родах;

2) амбулаторная помощь, проведение мероприятий по профилактике диагностике и лечению заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение.

3) стационарная помощь, в случае:

- острых и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих круглосуточного наблюдения, изоляции и интенсивного лечения;

- плановой госпитализации и круглосуточном наблюдении.

- патологии беременности, родах и абортах;

Еще одним пунктом налогообложения с 2017 года признаны страховые взносы, которые в НК РФ выведены в отдельный платеж, их понятие, также закреплено в статье 8 НК РФ. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи за пенсионное страхование, социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за медицинское страхование, платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения застрахованных лиц и на получение ими страхового обеспечения.

По нормам ст. 427 НК РФ для организаций на УСН, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения предусмотрен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% до 2018 года включительно. Для определения медицинской организацией, желающей применять пониженные тарифы страховых взносов, в доходы от основного вида экономической деятельности включаются доходы от платных услуг, и от оказания услуг по договорам медицинского страхования. Главным администратором доходов бюджета ФФОМС от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года стала Федеральная налоговая служба.