Статья:

Каталог мастера – ремесленника: опыт постановки проблемы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Луц А.С. Каталог мастера – ремесленника: опыт постановки проблемы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/104/68205 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Каталог мастера – ремесленника: опыт постановки проблемы

Луц Александр Сергеевич
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Актуальность исследования феномена мастера – ремесленника определяется необходимостью всестороннего изучения исторического отечественного опыта формирования культуры, особенностей художественных промыслов мастеров – ремесленников на всей территории России [4]. Важная роль в реализации данной задачи принадлежит каталогизации творчества народных умельцев, рассмотрение способов создания каталогов такого рода, художественно – оформительских решений. Формирование базы источников в виде каталогов мастеров –ремесленников способствует конкретизации и углублении в освоении народного творчества как отправной составляющей культурного наследия России.  В то же время, данная тема нуждается во всестороннем, специальном исследовании.  Предпримем попытку обозначить определенные, сложившиеся  направления в научной, популярной литературе, которые могут быть взяты за основу в разработке проблемы каталогизации творчества мастера-ремесленника. 

Обширный тематический подраздел связан с изучением художественных промыслов и ремесел в России. В трудах искусствоведов, историков, теоретиков народной художественной культуры раскрываются история, современные аспекты  художественных промыслов в регионах России, Южного Урала (работы В.А. Барадулина, Р.А. Бардиной, Г.М. Казаковой, М.А. Некрасовой, Б.В. Павловского, Л.Б. Алимовой, многих других) [7; 3].  Общепризнанно, что  в истории   Урала, как и во многих других регионах России, занятие промыслом  сочетало производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения (например, бурачный, сундучный промыслы, уральская роспись, литье из чугуна).   Роль народного мастера, вместе со значением традиции, коллективного характера народного художественного   творчества, подчеркивал А.В. Бакушинский [1]. В известной книге М.А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» народное творчество рассматривается в системе современной культуры, прослеживаются связи народного искусства с профессионально – художественным,  проводится различение понятия «индивидуального» и «коллективного» в народном творчестве [5; 6].

Ко второму подразделу, в большей мере непосредственно относящейся к теме «мастер-ремесленник»  могут быть отнесены публикации о выставках художественных промыслах и ремесел. Как известно, художественно – промышленные выставки на регулярной основе в Европе проводились   с конца XVIII в. (в России, в 20-е гг. XIXв.). Выставки играют большое значение в представлении  творческих достижений мастера, как правило, каталоги выставок, справочная литература, связанная с содержанием, работой выставки, остается порой единственным источником    для знакомства с деятельностью, творчеством мастера-ремесленника.  В истории художественных промыслов в России справочная литература  такого рода включает и примеры дизайнерского решения (что немаловажно для разработки современного типового каталога мастера-ремесленника) [2]. 

Замечательным примером  сводного каталога мастеров- ремесленников стало издание Челябинского Областного центра народного творчества, «Народные мастера ремесленники Челябинской области. Каталог», вышедшее в 2019 году. Данный проект стал возможным благодаря поддержке Правительства Челябинской области. Каталог выполнен в характерном русском стиле, с элементами национального декора, включает изображение работ мастеров с подробным описанием и биографической справкой, содержащей сведения о роде деятельности, творческих достижениях. Полагаем, необходимо создавать каталоги, раскрывающие творчество и отдельных мастеров. Данный вид издания, несомненно, будет  способствовать  углублению и развитию знания о народной художественной культуре в ее региональном измерении. На основе  каталогов о творчестве мастеров – ремесленников возможно получение   выводов и заключений о современных тенденциях народной художественной культуры России, во всех  многообразных ее проявлений.        

 

Список литературы:
1. Бакушинский, А.В. Искусство палеха. М.; Л.: Academia, 1934. – 271 с.
2. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года в Нижнем-Новгороде : [Описание]. – Санкт-Петербург : Гоппе, 1896. – [2], 202 с.
3. Крутеева О. В. Народные художественные промыслы Урала и их сохранение в современных социокультурных практиках: дисс…. канд. культурологии, Челябинск, 2019.– 144 с.
4. Морозова И.Н. Художественные промыслы Южного Урала об аспектах изученности, актуализации в социально-культурной практике // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве. Чебоксары: Плакат, 2019. – с.119–123.
5. Некрасова М, А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. –344 с.
6. Некрасова, М. А. Народные мастера. Традиции и школы. Вып. 1. – Москва: Изобразительное искусство, 1985. – 296 с.
7. Павловский Б.В. Касли. – Свердловск: Книжное издательство, 1957. – 88 с.