Статья:

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Виноградов Л.А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68914 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Виноградов Леонид Александрович
магистрант Институт пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Особое внимание посвящено вопросам, связанным с действием на территории РФ принципа свободы предпринимательской деятельности и принципа единства экономического пространства, правовому статусу предпринимателей. Так же в статье освещены современные проблемы правовой регламентации предпринимательской деятельности.

 

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматели, правовое регулирование.

 

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется различными отраслями права.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет право свободного использования каждым способностей, которые у него имеются, а также имущества, при осуществлении экономической деятельности, в т.ч. такой ее разновидности, как предпринимательская.

Соответственно, Конституцией РФ  [1] для всех граждан, обладающих дееспособностью, предусмотрена гарантия реализации права на осуществление предпринимательской деятельности согласно гражданскому законодательству. Предпринимательство представляет собой одну из доступных для граждан организационно-правовых форм, в которых может осуществляться предпринимательская деятельность. [13]

Вышеуказанное право закрепляет также ГК РФ в статье 18 как один из компонентов правоспособности.

Согласно пункту первому статьи 23 ГК РФ, право на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица возникает у граждан с момента, когда осуществлена государственная регистрация в статусе предпринимателя.

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых автор, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ [6] (далее - УК РФ) и иными кодексами.

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшихся Конституции РФ и ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» [9] № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании»  [8] № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» [7] № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» [11] № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ). 

Помимо законов, правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска» [15] № 213).

Кроме федерального уровня предпринимательской деятельности регулируется и региональными нормативно-правовыми актами.

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее. 

Правовое регулирование предпринимательской деятельности на сегодняшний день становится чрезмерным и препятствует нормальному позитивному развитию экономики. У людей просто нет времени изучать все больше и больше нормативных актов (их надо изучать, а не просто понимать). Данные акты минимизируют здравый смысл и собственно юридическую логику. Это особенно заметно в сфере административного законодательства: состав преступлений и санкций удваивается, штрафы увеличиваются, а суммы штрафов не адекватны степени общественной опасности деяний. Когда предпочтение отдается наиболее простым и эффективным решениям, логика административных процедур теряется, а понятие эффективной экономики забывается. Например, обычным стало одновременное привлечение к реальной ответственности (штраф) ряда субъектов – юридического лица, должностного лица и вдобавок выдача предписания об устранении нарушения.

Отчетливо наблюдается неоправданная тенденция перекладывания на бизнес задач и функций, присущих государственному аппарату, например, вопросов обеспечения транспортной безопасности, где требуется не только высокопрофессиональный подход, оснащение специальной техникой, но и фактически силовые (правоохранительные) полномочия. [12]

Кроме того, существует и другая проблема в этой же законодательной сфере. Это так называемая чрезмерная динамика, подвижность законодательства (например, финансово-кредитного, административного, налогового, разрешительно–регистрационного, земельного и т.п.). Люди, предприниматели не успевают освоиться в определенной правовой среде.

По мнению ряда ученых, неэффективность российской налоговой системы является одной из законодательных проблем, приводящих к чрезмерному раздуванию налоговых ставок для бизнеса. В современной экономике, где нынешний уровень налоговых ставок превышает все разумные пределы, перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен. В целом налоговая система РФ создает множество препятствий для деятельности предпринимателей. [14]

Некоторые эксперты считают, что сложность налогообложения, установленного государством, приводит к тому, что бухгалтерия предприятия часто допускает ошибки при удержании налогов, в результате чего компания выплачивает штраф за просрочку уплаты налогов.

Поэтому правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. На законодательном уровне реализуются поправки, направленные на улучшение состояния малого и среднего бизнеса в стране. Распространение правовых норм в различных правовых актах неудобно для предпринимателей. В связи с этим данная сфера нуждается в собственном комплексе законов, который будет содержать все правовые нормы, регулирующие сферу малого и среднего бизнеса. Это упростит задачу повышения уровня образования по правовой защите предпринимательства.

Так же необходимо сократить их количество, что даст предпринимателям больше свободы, уменьшит административный произвол и тем самым снизит эффективность российского бизнеса. Законодательная база также нуждается в реформировании.

Необходимо разрабатывать новые законы, способствующие более постепенному развитию предпринимательства, проводить аналитическую работу и модернизировать существующие правовые акты.

Так же необходимо достичь такого уровня развития бизнеса в большинстве развитых стран, используя при этом собственные методы регулирования предпринимательства. Но для реализации этих задач нужно очень грамотно разобраться с проблемами, которые существуют в коммерческом праве.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст.3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 07.08.2000, ст. 3340.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации» от 17.06.1996, № 25, ст. 2954
7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 200 г. № 4, ст. 2546.
9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 52 (часть I) ст. 5140.
10. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 12.02.2020) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49 ст. 6076.
11. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
12. БинштокФ. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. - М.: ИНФРА- М, 2017.  – 208 с.
13. Парыгина Н.Н. Защита права на деловую репутацию юридических лиц и предпринимателей по гражданскому законодательству Российской Федерации. Дисс…канд.юрид.наук. Владивосток, 2017. – 373 с.
14. Хачак З.А. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства//Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 5. - С. 117-119.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации» от 04.03.2018, № 19, ст. 4256