Статья:

Кодекс (Низамы) имама Шамиля: социально-правовая роль

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Корнева В.В., Герман Р.Э. Кодекс (Низамы) имама Шамиля: социально-правовая роль // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68952 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Кодекс (Низамы) имама Шамиля: социально-правовая роль

Корнева Виктория Витальевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Герман Роман Эдуардович
канд. ист. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

IMAM SHAMIL'S CODE (NIZAMS): SOCIAL AND LEGAL ROLE

 

Viktoriya Korneva

Student, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Roman German

Candidate of Historical Sciences, associate Professor, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Современные исследователи неоднократно доказывали ключевой вклад имама Шамиля в развитие правовой и общественной жизни народов Северного Кавказа. В данной статье рассматриваются основные положения Низамов, созданных имамов и реализуемых на территории северокавказского региона. Имам Шамиль пытался сформировать наиболее эффективные социально-правовые нормы, основанные на шариате и уменьшить влияние адатного права.

Abstract. Modern researchers have repeatedly proved the key contribution of Imam Shamil to the development of legal and social life of the peoples of the North Caucasus. This article discusses the main provisions of the nizams created by imams and implemented on the territory of the North Caucasus region. Imam Shamil tried to form the most effective social and legal norms based on Sharia and reduce the influence of Adat law.

 

Ключевые слова: Низамы; имам Шамиль; адат; правовая система; Северный Кавказ; шариат.

Keywords: Nizams; Imam Shamil; Adat; legal system; North Caucasus; Sharia.

 

История Северного Кавказа знает множество великих личностей, которые сыграли в определенный промежуток времени одну из ключевых ролей в становлении и развитии северокавказского общества. Одной из таких личностей является знаменитый полководец, руководитель народов Северного Кавказа в борьбе за независимость в ходе Кавказской войны (1817-1864 гг.), создатель уникальных реформ и многонационального государства, выдающийся дипломат имам Шамиль.

Личность имама Шамиля и на этапе современной истории является всемирно известной. Исследователи продолжают изучать наследие имама, вызывающее определенный интерес.

Имам Шамиль пытался с теократических позиций укрепить правовую систему в созданном им государстве. Вследствие этих попыток имам формировал новые законодательные нормы, которые основывались на предписаниях шариата (комплекс предписаний, содержащихся в Коране и Сунне Пророка Мухаммада) [6; С. 32-33].

Одной из главных целей имама являлось искоренение адатов (обычной правовой системы, по которой жила большая часть горских народов Северного Кавказа). До создания нового государства на объединённой территории Чечни и Дагестана, правотворчество по адатам являлось господствовавшей системой норм, основанной на местных обычаях. Поэтому ответственность за правонарушения практически всегда определял местный адат, так как правосудие по шариату предусматривало более строгое наказание за те или иные правонарушения, которые по обычному праву таковыми не являлись.

Имам планировал оформить полное господство шариата на территории своего государства. При этом Шамиль осознавал, что горские общины не поддержат полный отказ от адатов. Адаты являлись их опорой; по этой причине было невозможно мгновенно отказаться от адатного правотворчества [2; С. 256-257]. «В законодательной деятельности Шамиля ярко проявились его качества как реформатора-законодателя, предусмотрительного, расчетливого политика и знатока обыденного уклада жизни и психологии горского народа» [11; С. 34].

Имам Шамиль был твердо убежден, что горскими народами необходимо управлять только жесткими методами [7; С.25]. На территории, подчиненной Имамату, функционировала особая система права. Данная система действовала с помощью низамов имама Шамиля, которые представляли собой кодекс законодательных актов, регулирующих различные стороны жизни народа и деятельность государства в боевых условиях. Низамы основывались на шариате, а также отражали лучшие обычаи горцев.

Современному источниковедению известно тринадцать изданных низамов по различным отраслям права: государственному, уголовному, гражданскому, уголовно-процессуальному, семейному, финансовому и другие. Они преобразовали большую часть правотворческой жизни горцев. Анализируя содержание низамов, можно сделать вывод, что они являлись системой права и совокупностью норм, которые регулировали, прежде всего, уголовно-правовые и выгодные узденству (зажиточной и знатной части горцев) иные отношения. При этом важно отметить то, что какие-либо ограничения прав народа или привилегии в зависимости от их общественного положения низамы не отражали [1; С.180].

Первая часть не имеет прямого отношения к шариату, но она основана на религиозно-этической базе. К этой части можно отнести указания государственного управления и военного дела, а также предписания общего гражданского характера.

Вся территория, подчиненная Шамилю, разделялась на особые участки, каждый из этих участков имел своего особого начальника, который соединял в своем лице военную и гражданскую власть; начальник этот называется наибом. «Для разбирательства гражданских дел при наибе постоянно находится кади. Наибство делится на округа, которые управляются мазунами; при мазуне для разбирательства дел находится мулла. Кроме того, в каждой деревне имеется мулла, решающий дела словесно» [9; С.235]. До объявления низама о наибах «Шамилем, – как утверждает Амир-хан Чиркеевский, – не было даваемо никаких письменных инструкций ни наибам, ни другим подчиненным лицам». Статья 1 «Положения о наибах» определяет, что «должно быть исполнено приказание имама все равно – будет ли оно выражено словесно или письменно...». Для контроля за исполнением его предписаний населением Имамата и органами власти, Шамиль учредил институт мухтасибов (прокуроров).

Дела тяжебные (гражданские) были в компетенции разбирательства по смыслу Корана дебирами (или муллами), кадиями и муфтиями. В каждом селении было несколько мулл, но из них только один имел власть градоначальника. Муфтий назначался в каждом наибстве и сверх того практически в каждом селении. Приговоры всех этих лиц передавались для исполнения наибам в тех случаях, когда с какой-нибудь стороны выражалось нежелание исполнения решения шариата добровольно. Тогда наиб требовал к себе судящихся и решал дело за короткий срок, согласно объявленному их толкованию судьей.

Вторая часть правил была напрямую взаимосвязана с шариатом. В них были представлены отдельные положения шариата, давалось их толкование. Например, давалось объяснение предписания шариата, которое гласило щадить сдавшегося противника, но убивать тех, кто не в состоянии принять исламскую веру, также разъяснялись правила шариата по заключению брака, разводу, составлению калыма, наследованию. «В определении порядка наследства и взаимных прав родственников постановлено руководствоваться одними законами шариата… Естественное право сыновей наследовать поровну отцовское имение признано одинаково по адату и шариату; но состояние дочерей определяется ими различно. В отличие от адатского права, где дочь не имеет никакой возможности наследовать что-либо от отца, по шариату дочь получает третью долю имения, достающегося брату» [9; С.232].

Рассматривая законодательство наследования, стоит отметить и духовные завещания – это документ, который мог составиться перед смертью человека, не имевшего прямых родственных наследников. В духовном завещании он мог указать любого, кого он мог видеть наследником своего имущества. Данные завещания получили свою силу при распространении шариата.

Низамы определяли состав различных преступлений и устанавливали систему наказаний. Из наиболее распространенных видов наказаний можно отметить: денежный штраф, высылка, общественное осуждение, телесные наказания, содержание под арестом, смертная казнь. Самым суровым и позорным преступлением являлась измена – за неё полагалась высшая мера наказания. «Изменникам лучше находиться под землей, чем на земле» – говорил имам Шамиль.

Низам о содержании административных лиц распространялся на наибов, мазунов, муфтиев, кадиев. На государственном содержании находились и выделенные законом категории военнослужащих. Определенного содержания для должностных лиц не было сформировано, источники содержания часто менялись, это приводило к нередким злоупотреблениям положением со стороны должностных лиц в корыстных целях. Многие нормы закона были установлены в целях борьбы с коррупцией и злоупотреблением власти. Против таких случаев была направлена Статья 8 «Положения о наибах»: «Должны удерживать себя и сослуживцевъ своих отъ взятничества, потому что взятничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступокъ оглашается, и виновный подвергается аресту на 10 дней и 10 ночей» [5; С.69]. Глава 11-я давала трактовку: «Когда остановятся в городе, селении или в провинции, то не должны грабить или другим изменническим образом завладевать какою бы то ни было вещью, – без позволения имама или его векиля. Виновный наиб низводится на должность начальника сотни».

В государстве Шамиля была сформирована система налогов, которая была направлена на финансирование и продовольственное обеспечение государственных органов и ведения войны с Российской империей. Шариатская казна имела ряд источников поступления. Основу этого пополнения составлял закят – процент, который взимается с ежегодного урожая и приплода скота, а также с денежных доходов.

Большое внимание низамы уделяли защите населения государства в период военных действий, неурожая, стихийных бедствий, эпидемии. В третьей главе низама о наибах отмечалось: «Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастие, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь… Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни» [8].

Некоторые низамы были приняты для сокращения числа убийств, которые были совершаемы по обычаю кровной мести. Согласно адатам за убийство предусматривалась кровная месть или разорительный выкуп. В то же время действовало право шариата, гласившее: «Человека, пришедшего в чужой дом, в чужой сад, на чужое поле для драки с хозяином или членами его семейства, можно убить как собаку». Данными нормами злоупотребляла народная знать, которая выбирала то, что было более выгодно: если убивал богатый, то он опирался на шариат, а если убивал бедный – его неминуемо грозила кровная месть. Имам определил для всех равное право: «В случае смерти, причиненной во время драки человеку, пришедшему для этого в чужой дом (вообще в чужое владение), хозяин его освобождается от всякой ответственности перед семьей убитого, а нес наказание по законам имамата. И если родственники убитого начнут мстить за его кровь, то сами они обратятся в убийц, подлежащих преследованию закона и мщению за убитого ими человека» [3].

Принятие и соблюдение данного низама привело к значительному сокращению числа убийств на почве кровной мести, спасло от гибели множество жизней.

В предписаниях была сформирована и новая трактовка многих положений шариата, которые расширяли его применение по принципу «от меньшего к большему». Преимущественно это касалось наказаний за преступления.

Большое внимание имама было обращено на борьбу с пьянством. Употреблять вино и другие алкогольные напитки в исламе считается величайшим грехом. Даже сидеть за столом, где пьют вино, и при этом есть что-либо является грехом. Табу на распитие алкогольных напитков в мусульманской религии не считается случайным, так как у арабов алкоголизм был известен за много веков до возникновения ислама (собственно термин «алкоголь» арабского происхождения – «алъ-Кухул» – «яд, спирт»).

Шариат запрещает употреблять алкоголь из опасения, что это окажет отрицательное влияние на нравственные и религиозные устои человека. Имам Шамиль ужесточил условия ислама по борьбе с пьянством. Согласно шариату, для пьянствующего человек предусматривалось нанесение сорока палочных ударов за каждый случай пьянства. По предписаниям Шамиля, число ударов было увеличено до 80. Кроме того, Шамиль запретил продавать виноград тем, кто мог делать вино. Человек, совершивший преступление в состоянии опьянения нередко наказывался смертной казнью, так как это являлось отягчающим обстоятельством [10]. В некоторых источниках описываются факты наказания пьяниц, при которых человека окунали в чан с вином, до тех пор, пока он не начинал захлебываться, при этом остальные осыпали его грязью и коровьим навозом.

Согласно предписаниям Шамиля, строго следилось и за тем, чтобы мусульмане не имели так называемых «нечистых вещей», к которым относили алкоголь, свинину, книги, которые противоречили исламу. В Коране говорится: «Люди! Из тех благ, какие есть на земле, ешьте только разрешенные в пищу, Бог запрещает вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо» [4; С.47].

Воровство по низамам имама Шамиля наказывалось штрафом и трехмесячным заключением в яму. Законы шариата, которые предусматривал за кражу отсечение конечностей, применялись крайне редко. Этой нормой Шамиль пытался сохранить жизнь и здоровье народа, давая преступникам возможность искупить свой грех на поле боя, и судя по условиям непрерывной войны, это было вполне оправданно. Для воров-рецидивистов и разбойников был предусмотрен более длительный срок заключения, а в некоторых случаях смертная казнь. Генерал-лейтенант Ф. К. Клюки фон Клюгенау, который около 30 лет прослужил на Кавказе и лично знал имама Шамиля, писал: «Справедливость требует сказать, что строгие меры Шамиля приносят пользу: они уменьшили убийства, грабежи и воровство».

Целый ряд низамов были посвящены вопросам семьи и брака. Их нормы, направлялись на то, чтобы укрепить семью, избежать необоснованных разводов, пересмотреть положение женщины, обеспечить демографическую стабильность и нормальные условия для воспитания детей.

Таким образом, благодаря имаму Шамилю было образовано государство, которое строилось на принципах шариата. Законы имама регламентировали всю административную, военную и общественную жизнь горцев. Имам говорил, что низам – это собрание различных правительственных мер, касающихся безопасности страны и благополучия народонаселения. В них имам Шамиль пытался претворить на практике провозглашаемый им лозунг равенства всех членов уммы перед Аллахом и законом шариата.

 

Список литературы:
1. История государства и права Дагестана. Хрестоматия. Часть 1. Подготовлена М.А. Исмаиловым. Махачкала, 2008. 
2. Кулиев Д.Т. Реформаторская деятельность имама Шамиля в социально-правовой сфере // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2019 г. № 1 (57). С. 251-259.
3. Кодекс Шамиля // Военный сборник. Т.23. Изд-во: Санкт-Петербург, 1862. 
4. Коран. Сура 2, аяты 163, 168. М., 1990. 
5. Магомедов М.Б. Имамат: государственное строительство и его правовые аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2001. 
6. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкияйнен Л.Р. Отв. ред. Туманов В.А. М., 1986. 
7. Насардинов С. Чечня: мифы о религии и политическая практика. Россия и мусульманский мир // Бюллетень реферативно-аналитической информации. 1996. № 4(46).
8. Низам Шамиля. (Материалы для истории Дагестана) // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. 
9. О новом управлении, введенном Шамилем. // Кавказ: Адаты горских народов. – Нальчик: Изд. М. и В. Котляровых, 2010. Вып. IV.
10. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009.
11. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996.
12. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1977.