Статья:

Ограничение прав на земельные участки

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кликун К.О., Гряда Э.А. Ограничение прав на земельные участки // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69509 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ограничение прав на земельные участки

Кликун Ксения Олеговна
магистрант Кубанского Государственного Аграрного Университета (КубГАУ), РФ, г. Краснодар
Гряда Элеонора Александровна
канд. юрид. наук, доцент Кубанского Государственного Аграрного Университета (КубГАУ), РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. Ограничение прав на земельные участи регулирует большое количество нормативных правовых актов Российский Федерации, что влечет за собой возможное противоречие данных актов друг другу. На основании этого в данной статье автором будет проведен нормативно-правовой анализ ограничений прав на земельные участки, приведены некоторые примеры, а также указаны проблемные моменты и способы их решения.

Abstract. Restriction of rights to land regulates the fate of a large number of normative legal acts of the Russian Federation, which entails a possible conflict with each other these acts. On the basis of this article the author will be conducted of the legal analysis of the limitations of land rights, are some examples, as well as the listed problematic moments and ways to solve them.

 

Ключевые слова: земельный участок; ограничение прав на землю; право собственности на землю; права на земельный участок; условия ограничения прав на землю.

Keywords: land; restriction of rights on the ground; land ownership; the right to land; limitations of rights on the ground.

 

Согласно российскому законодательству, граждане и юридические лица могут обладать на землю и земельные участи такими правами, как право собственности, право аренды, право пожизненного наследуемого владения, сервитут и другими [2]. Однако перечисленные права в установленных законом случаях могут быть ограничены.

Институт ограничения прав на землю и земельный участок регулирует не только Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), но и ряд других нормативных правовых актов: Конституция РФ [1], Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4], Федеральный закон от 25.06.2020 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [5], Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» [7] и многие другие акты. Ограничение прав на земельный участок может устанавливаться только тех случаях, которые предусмотрены пункт 3 статьи 55 и пункт 2 статьи 36 Конституции РФ [1], а также абзац 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ [3] (далее – ГК РФ). Таким образом, согласно названным правовым нормам ограничение прав граждан возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны, а самое главное ограничение прав могут быть установлены только федеральным законом.

Проведем анализ правовых норм, регулирующих ограничение прав на земельные участки. Так, в пункте 2 статьи 56 ЗК РФ перечислены в каких случаях могут быть ограничены права на земельный участок [2]:

– если земельный участок находится в зонах с особыми условиями использования территорий (например, вокруг сетей связи, сооружений связи, железных дорог и т.д.). Такие земельные участки не подлежат изъятию у собственника, но в границах подобный земельных участках вводится особый режим использования данной земли, который ограничивает или же запрещает определенную деятельность, несовместимую с целью установления конкретных особых зон. К примеру, собственник, арендатор, землевладелец не вправе препятствовать работникам осуществлять ремонт сетей или сооружений связи на своем земельном участке.

– если земельный участок расположен в зоне с особыми условиями охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Например, на основании Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»: «…на территориях, на которых расположены памятники природы, и границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы» [5]. К тому же из статьи 95 ЗК РФ мы видим, что земельные участки, расположенные в составе земель особо охраняемых природных территорий, могут находиться в собственности граждан или юридических лиц. Но при этом, как справедливо указывают Э.А. Гряда и     Д.В. Кузнецов, порядок предоставления такого земельного участка в частную собственность не определен в законодательных актах [8].

– иные ограничения, установленные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Как видно из приведенного перечня случаев ограничения прав на землю, что список не является исчерпывающим и при этом носит публичный характер, то есть названные ограничения могут быть установлены в интересах всего общества или публичных образований, а не конкретного лица.

Следует отметить, что любые ограничения прав на землю, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами могут носить как бессрочный характер, так и устанавливаться на определенный срок [2]. Что касается первого случая, то он распространяется для границ режимных объектов и действует до тех пор, пока сам объект не перестанет существовать или же не изменится его правовой статус или правовой статус его части. Из этого следует, что ограничение прав на земельный участок сохраняется в случае его перехода к другому собственнику. Необходимо указать, что ограничение прав на землю не одно и то же с ограничением оборотоспособности, которая выражается в возможности определять юридическую судьбу земельного участка его собственником, а именно в виде распоряжения землей. Ограничение прав на земельный участок представляет собой, как уже было сказано ранее, непосредственно запрет размещения определенных объектов на земельном участке и запрете осуществления определенных вдов деятельности, либо разрешается это все осуществлять, но только с письменного разрешения федеральных или муниципальных органов. Что касается непосредственно понятия «ограничение прав на земельные участки», то из анализа многих нормативно-правовых актов можно сказать, что законодатель ни в одном из них не закрепил четкого определения. В связи с этим как в научной, так и в правоприменительной сфере до сих пор нет единого мнения касательно указанного понятия. Так, Г.В. Савенко отмечает, что, анализируя статью 56 ЗК РФ можно сделать вывод: ограничение прав на земельные участки подразумевает под собой особенности владения и пользования таким земельным участком [10]. А Е.Л. Минина, в дополнение к мнению Г.В. Савенко, считает, что ограничение прав на земельный участок также распространяется и на распоряжения им. В качестве примера Е.Л. Минина приводит ограничение оборотоспособности земельных участков, закрепленных статьей 27 ЗК РФ [9]. Подводя итог данной статьи можно отметить, что законодателю необходимо закрепить четкое определение понятия «ограничения прав» на земельные участки в Земельном кодексе РФ, так как все же, при анализе нормативно-правовых актов, видно, что именно данный кодифицированный федеральный закон непосредственно регулирует институт ограничения прав на земельный участки.

К тому же, законодателю необходимо устранить противоречие в законодательных актах, регулирующих основания и порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд, так как данные правовые нормы нарушают часть 2 статью 36 Конституции РФ, в которой, как отмечалось ранее, закреплено, что ограничение прав может происходить только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Как можно заметить, цели резервирования под указанные в Конституции РФ условия подходят не во всех случаях.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 27 декабря 2019 года // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2019. № 296. 
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ с изм. и доп. от 16 декабря 2019 года // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2019. № 51 (часть I). Ст. 7482.
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2019. № 30. Ст. 4134.
5. Федеральный закон от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2019. № 2 (часть I). Ст. 3853.
6. Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2019. № 30. Ст. 4155.
7. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3646; 2012. № 41. Ст. 5630.
8. Гряда Э.А., Кузнецов Д. В. К вопросу об обороте земельных участков в курортных населенных пунктах // Имущественные отношения в РФ. 2010. №1. 
9. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (постатейный) / С.Н. Волков, М.И. Васильев, Е.А. Галиновская [и др.]; отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жирков. М., 2009.  
10. Постатейный научно-практический комментарий Земельному кодексу Российской Федерации / А.В. Богданова, О.В. Гутарина, А.Н. Козырин, Д.Л. Комягин, Г.В. Савенко, А.А. Ялбулганов, С.В. Янкевич; под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «Консультант Плюс».