Статья:

Косвенное налогообложение в качестве формы поддержания российской экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Самойленко С.С. Косвенное налогообложение в качестве формы поддержания российской экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 15(108). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/108/69898 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Косвенное налогообложение в качестве формы поддержания российской экономики

Самойленко Сергей Сергеевич
магистрант, Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль косвенного налогообложения в качестве меры для преодоления кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV), перечислены предложения, озвученные на данный момент и озвучены предложения, которые могут положительно повлиять на российскую экономическую систему.

 

Изучению проблем косвенного налогообложения в Российской Федерации и его реформированию посвящено множество исследований. Многие ученые считают, что налоговая система, игнорируя социальный аспект, имеет фискальную направленность. [1] Учеными высказываются различные мнения по его реформированию. снижению ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 % или его полной замене на налог с продаж.

Например, Львова М.И считает, что такой налог как НДС, является неоправданно сложным в администрировании и предлагает, по аналогии с американской налоговой системой, заменить НДС на налог с продаж – налога, взымаемого с конечного потребителя.[2] Однако, на наш взгляд, в период резкого снижения цен на нефть в 2020 году и в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) предлагаемые учёными и законодателями реформы не представляются возможными. Очевидно, что меры, направленные на борьбу с коронавирусной инфекцией, отрицательно повлияют на мировую экономику. По прогнозам финансового конгломерата Citigroup, Китай, в ближайшее время, сократит импорт нефти на 20 % в сутки, а пассажиропоток и грузовые перевозки уже сократились на 70 %. [3]

По мнению президента Союза предпринимателей и арендаторов Андрея Павловича Бучинина, сложившаяся на данный момент ситуация несет для субъектов малого бизнеса и предпринимательства катастрофический характер.[4] Эксперты государственной корпорации развития России – ВЭБ.РФ считают, что из – за обвала цен на нефть и режима самоизоляции граждан, российская экономика может упасть – на 18 %, а реальные доходы россиян – на 17,5 %.[5]

На фоне всех этих новостей становиться очевидным факт того, что российскую экономическую систему ожидает серьезный удар.

Для минимизации его последствий, надвигающегося экономического кризиса, Правительству Российской Федерации необходимо разработать комплекс мер, направленных на поддержание экономики.

На наш взгляд, косвенное налогообложение может стать одним из способов стабилизации российской экономики.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, которые сразу включаются в стоимость товаров, работ или услуг. Фактически потребитель не сталкивается с ними, но невольно платит больше, т. к. цена увеличена на сумму сбора. К ним относятся акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС).

К сожалению, на данном этапе развития российской налоговой системы, законодатель забывает о стимулирующей функции косвенного налогообложения. На фоне затянувшегося кризиса 2014 года, Правительство Российской Федерации, столкнувшись с нехваткой бюджетных средств, прибегло к их изысканию путем повышения акцизов и ставки НДС с 18 до 20 %.

Если мы проанализируем динамику поступления налогов в консолидированный бюджет РФ за 2018 – 2019 г., то мы увидим, что, не смотря на снижение цен на нефть и введения возвратного акциза для балансирования стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке, суммарный объём поступлений по НДС за 2019 год составил 4 257,8  млрд. рублей, что больше поступлений за аналогичный период 2018 года на 683,2 млрд. рублей.

Данную налоговую политику можно оправдать тем, что во время долгосрочного снижения цен на нефть и санкций, государству было необходимо реализовывать различные социальные и экономические проекты.

На наш взгляд, в условиях приближающегося экономического кризиса, государству необходимо переосмыслить свою политику и принять меры для поддержания экономики.

22 марта 2020 года Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат государственную поддержку, к ним относятся следующие отрасли:  авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и других организаций в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание, организации дополнительного образования и негосударственные образовательные учреждения; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).[6] Мы считаем, что данный список отраслей не является исчерпывающим и, при худших раскладах, предстоящий кризис затронет весь малый и средний бизнес чья доля в российской экономике составляет 21,9 %.

Анализируя меры поддержки, предложенные Правительством, можно отметить то, что никаких послаблений в рамках администрирования рассматриваемых нами налогов на данный момент не предусмотрено. Этот факт можно объяснить плюсами косвенного налогообложения, которые заключаются в высокой собираемости и оперативности.

Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга торговых операций. Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда. Оперативность косвенных налогов предусматривает перечисление таковых в сжатые сроки. Так, например, самый распространенный налог, с которым сталкиваются практически все, НДС, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа следующего за отчетным кварталом месяца (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Мы считаем, что не смотря на необходимость пополнения бюджета за счет взыскания НДС и акцизов, в сложившихся условия Правительству РФ необходимо пересмотреть свою налоговую политику.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выступило с предложением о введении налоговых льгот для предприятий потребительского рынка. Министерство предлагает отменить уплату НДС сроком на шесть месяцев. [7]

Данное предложение обладает следующими положительными чертами:

1. Отмена уплаты НДС позволит предпринимателям снизить цены на товары, работы и услуги, тем самым, поддержит фактических плательщиков налога – покупателей.

2. Удешевление товаров, работ и услуг создаст увеличение спроса на них и поддержит предприятия, которым предоставлены данные налоговые льготы.

3. Продолжение работы предприятий малого и среднего бизнеса поможет уменьшить риск их банкротства, тем самым, позволит сохранить множество рабочих мест.

Стоит также отметить, что вопрос о целесообразности отмены уплаты НДС сроком на шесть месяцев остается открытым, так как, если верить оценкам экономистов, сложившаяся ситуация приведет к экономическому кризису, то Правительству нужно задуматься о предоставлении льгот для предприятий в виде уменьшения ставки НДС или его полной отмене. В случае предоставления льгот по уплате НДС государство может прибегнуть к повышению налоговых ставок для подакцизных товаров. Данная мера, может показать полностью оправданной, так как акцизы не распространяются на товары первой необходимости и не приведет к увеличению их цены, однако  это может привести к негативным последствиям, которые мы рассмотрим позже.

Акциз – это косвенный налог, включаемый в цену товаров определенного перечня и оплачиваемый покупателями. Носителем акциза является конечный потребитель подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары для изъятия в доход части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров для пополнения государственного бюджета. Основная функция акцизов - фискальная.[8]

К перечню подакцизных товаров, которые могут повлиять на улучшение экономической ситуации относятся: автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, авиационный керосин. Мы считаем, что уменьшение налоговых ставок, предусмотренных статьей 193 НК РФ, на данные виды товаров, положительно скажется на положении хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозками грузов и пассажиров. В ближайшие время наиболее вероятным вариантом пополнения бюджета является увеличение акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также увеличение числа подакцизных товаров, однако данные меры требуют более совершенного законодательного и административного регулирования, так как по мнению Львовой М.В, «Высокие ставки акцизов влекут за собой массовое производство контрафактной продукции, это наносит колоссальный удар по здоровью населения и увеличивает расходы на здравоохранение». Мы полностью согласны с данным суждением. [9] Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что что косвенное налогообложение, при его правильном применении, может стать эффективным средством для борьбы с отрицательными экономическими последствиями распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Мы считаем, что принятие незамедлительных мер, направленных на поддержание отраслей экономики, которые больше всего пострадают от экономического кризиса, является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Калинина О. В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и Международный аспекты // Дайджест-финансы. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-napravlennost-rossiyskoy-nalogovoy-sistemy-natsionalnyy-i-mezhdunarodnyy-aspekty (дата обращения: 19.04.2020). (дата обращения 15.04.2020)
2. Львова Майя Ивановна, Лаптева Евгения Витальевна, Волганова Елизавета Львовна Изменение размера налога на добавленную стоимость: причины и последствия // Московский экономический журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-razmera-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-prichiny-i-posledstviya (дата обращения: 19.04.2020).
3. Как коронавирус влияет на экономику России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ostrovrusa.ru/kak-koronavirus-vliyaet-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 15.04.2020)
4. Предприниматель назвал меры меры поддержки бизнеса на время пандемии [Электронный ресурс] // Режим доступа:  https://news.rambler.ru/other/43883735-predprinimatel-nazval-mery-podderzhki-malogo-biznesa-na-vremya-pandemii/ (дата обращения: 15.04.2020)
5. Эксперты ВЭБ оценили влияние вируса на экономику России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/04/2020/5e919e0a9a7947391241d05b?utm_source=vk_rbc (дата обращения: 15.04.2020)
6. Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат господдержку [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/pravitelstvo_opredelilo_22_otrasli_kotorye_pervymi_poluchat_gospodderzhku.html (дата обращения: 08.04.2020)
7. В России захотели отменить НДС [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/03/29/nalog/ (дата обращения: 17.04.2020)
8. Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ). 2018. Ст. 78 – 79. 
9. Львова Марина Вячеславовна, Зотиков Николай Зотикович, Арланова Ольга Ивановна Акцизы, их роль в доходах бюджетов // Вестник евразийской науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktsizy-ih-rol-v-dohodah-byudzhetov (дата обращения: 19.04.2020).